Диссертация (Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв". PDF-файл из архива "Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
коп пражских грошей, который, вместе спредыдущим долгом, оставшимся после Вацлава II, достиг общейзадолженности пред монастырем в 14 тыс. коп. Аббат монастыряМикулаш попросил короля выплатить этот дол и защитить монастырь отвзимания евреями причитающихся им процентов, но корона была не всостоянии вернуть этот долг ни полностью, ни частично. Иоанн нашелвыход – он освободил монастырь от всех налогов и сборов, включая те,которые полагается собирать в пользу короны с монастырских хозяйств,деревень, мельниц и шахт119.Этот документ свидетельствует о том, что Иоанн Люксембургскийне был заинтересован в развитии Чешского королевства.
Будучинеспособен вернуть долг по прошению аббата монастыря, он пошел натакой шаг, как освобождение крупного и богатого кутногорскогомонастыря от всех налогов на длительный срок в 10 лет. При этом любойдолг короны, естественно, после смерти самого Иоанна ложился бы наКарла.118Nathan Grun, Sage und Geschichte aus der Vergangenheit der Israelitischen Gemeinde in Prag// Prague:Afike Jehuda// 1888// p. 17119Třeboň, Státní oblastní archív (CZ-SOAT) / Veltostatek Sedlec u Kutné Hory (1248-1801)/ Charter 39/ l.
256Также здесь важно отметить, что, скорее всего, монастырьпродолжал занимать деньги королю несмотря на собственное бедственноеположение. Аббат Микулаш просил защиты от евреев, стремившихсясобрать проценты с монастыря – если бы монастырь имел собственныесредства, он не стремился бы получить средства от короля. Можнопредположить, что к 1341 г. монастырь был должен еврейскимростовщикам большую сумму денег, причем такую сумму, что они быливынуждены в первую очередь просить короля вернуть причитающееся им.Следует отметить, что Иоганн Люксембург не издал ни единойохранной грамоты еврейским общинам. Он также не подтвердилпредыдущие привилегии общин, а в сочетании с произошедшим в периодего правления кровавым наветом можно утверждать, что благополучие ибезопасность еврейских общин не занимали высоких позиций в списке егоприоритетов. Продолжительное отсутствие Иоганна только ухудшало егоотношения с местным дворянством, а еврейские общины и вовсе осталисьвне зоны внимания со стороны короны и шляхты.
Следующий подъемполитики, культуры, науки и общества, в том числе и еврейских общин, вЧешском королевстве связан с именем Карла IV Люксембургского.§2. «Золотая булла» Карла IV и ее влияние на иудео-христианскиеотношения в Чехии и МоравииВступление Карла IV на королевский престол изменило положениеПраги в Европе, да и всего Чешского королевства в целом. Авторитетмолодого монарха и популярность его политики привели к тому, чтоПрага стала центром политической и культурной жизни СвященнойРимской империи.
Этого результата Карл добивался на протяжениидолгого времени и всеми доступными ему методами. Составленная принем «Золотая булла» определила порядок взаимоотношений немецких57князей вплоть до ликвидации империи в 1806 г., зафиксировала многиеуже существовавшие порядки на законодательном уровне, а в некоторыхслучаях закрепила права и привилегии определенных групп населения.После смерти Иоганна Карл IV стал полноправным и единственнымправителем Чешского королевства. От отца он унаследовал достаточнообширные земли, однако в конце он предпочел остаться именно в Чехии.К тому моменту он восстановил знание чешского языка и его власть неподвергалась сомнению со стороны дворянства. Чешская церковьвыиграла от проводимой Карлом политики, что отразилось на количествепостроенных во время его правления церквях и монастырях.
При этомусиление церкви никак не отразилось на одной группе населения – наевреях.При поддержке со стороны официальной церкви и со сторонынескольких курфюрстов, Карл был избран императором СвященнойРимской империи 11 июля 1346 г. В 1355 г. Карл IV был коронованимператором Священной Римской империи в Майнце. Годом позже, в1356 г., им была представлена Золотая булла, закрепившая назаконодательном уровне многие правовые нормы, сложившиеся вимперии120. Золотая булла прямо продолжила политику Карла IVотносительно других князей121.
Этот документ, определивший права иобязанности курфюрстов, никак не ущемлял их права, одновременнопровозглашая независимость и приоритет короля Чехии среди всехостальных курфюрстов122.Несколько глав Золотой буллы напрямую касаются не только самогочешского короля, но и его подданных. Их приоритет и защита отпритязаний со стороны иностранных граждан – как простых людей, так иБойцов М.А. Меч, скипетр и держава. Особенности второго церемониального раздела в ЗолотойБулле императора Карла IV / Средние века, 2013. Т.
74, №3-4. С. 221-250121Там же.122Бойцов М. Скромное обаяние власти / Одиссей: Человек в истории, 1995. М.: Наука, 1995 - С. 56-7212058князей и духовенства – стимулировали экономическое развитие Чешскогокоролевства, в котором активно участвовало чешское еврейство.Карл IV часто ставил интересы родного ему Чешского королевстваперед интересами империи. Он был непосредственно заинтересован вэкономическом и культурном развитии своей страны. Известны его идеисоздания «Восточного Парижа», противовеса французской столицы наВостоке. Чехия и Прага идеально подходили на эту роль, учитывая то, чточерез Прагу проходили одни из важнейших торговых путей средневековойЕвропы. Поэтому вся политика по стимулированию развития странынепосредственно затрагивала чешское еврейство.ПрочешскаяполитикаКарлаIVяркобылавыраженаегостремлением превратить Чехию в мощнейший торгово-ремесленныйрегион Европы.
Он также хотел ускорить культурное развитие чешскихземель – чешский король был знаком с достижениями французскогоготического искусства и не мог не отметить отсталость чешской культурыпо сравнению с Францией и Италией.Для осуществления задуманного, римскому императору требовалосьсоздать определенные условия. В первую очередь была необходиманезависимостьотостальныхземельимперии,ещелучше–привилегированное положение, отделившее бы Чехию от другихкурфюршеств. Преследуя эти цели, в Золотую буллу вошли невероятноважные для Священной Римской империи главы. Эти же главымаксимально влияли на иудео-христианские отношения в самом Чешскомкоролевстве.Первой такой главой является глава 8 «Об иммунитете короля Чехиии обитателей его королевства». Несмотря на то, что эта глава напрямую неупоминает евреев, ее содержание и формулировки крайне важны для59определения места всех подданных чешской короны, включая евреев 123.Глава 8 декларирует, что ни один император, князь, рыцарь, бюргер иликакой-либо подданный других княжеств не имеет права вызвать в судподданного Чешского короля вне зависимости от его чести, достоинства,происхождения, богатства, положения.
Чешские подданные не должныбыливыплачиватьденегдажевслучаевынесениязаочногообвинительного приговора – решение суда аннулируется в виду того, чтотолько суды Чехии могли выносить приговоры по делам с участиемжителей Чешского королевства.Кажется, трудно увидеть связь между евреями и положениями этойглавы. Однако еще со времен привилегий 1278 г., дарованных евреямдедом Карла IV, Пршемыслом ОтаКарам II, евреи являлись прямымиподданными короля и частью его казны (коморы). Соответственно, этаобщая глава подразумевает еврейское население Чешского королевства.Следующая за ней 9-я глава «О золотых, серебряных и иного видарудниках» является единственной, напрямую упоминающей евреев.
Вэтой главе закрепляются права и привилегии курфюрстов и короля Чехиина распоряжение, владение и использование любых рудниках, которыеужеразработаныикоторыебудутразрабатыватьсявбудущем.Немаловажной является фраза о том, что:«(…) и они [курфюрсты] могут также обладать налогами еврейскими и наслаждаться[использованием] пошлин, установленных и назначенных в прошлом, и какими бы [пошлинами] предкинаши,благословеннойпамятипрародителикоролейЧешских,икнязей-избирателейиихпредшественники обладали до сего дня, как видно из древнего обычая, проверенного и достойного, исанкционированного прохождением очень долгого времени…»124Золотая Булла 1356 г.
[Электронный ресурс] URL: http://avalon.law.yale.edu/medieval/golden.asp / Датаобращения: 24.12.2015124Там же.12360С одной стороны, можно предположить, что упоминание еврейскихналогов уравнивает их с золотыми, серебряными и прочими рудниками.Есть даже соблазн назвать еврейские общины, которые затрагивались этойглавой Золотой буллы, «золотой жилой», права на которую эксклюзивноимел соответствующий курфюрст.
Эти предположения не выходили бы зарамки приемлемого в Средневековье. Если для современного человекауравнение группы населения с физическим источником дохода было бынеэтичным или неприемлемым, то в период издания Золотой буллыподобныепрактикидействительнобылираспространены.Евреирассматривались не только как мощная поддержка экономики, но и какисточник доходов. Как уже упоминалось ранее, еще Пршемысл Отакар IIсчитал переезжающих на территорию Чехии евреев едва ли не прибыльюдля казны, а французские монархи ко второй половине XIV века точнознали, что в случае угрозы изгнания евреев из Франции, королевская казнаможет рассчитывать на щедрые пожертвования со стороны еврейскихобщин, желавших остаться в стране 125.Обе главы устанавливают, что никто из Чешского королевства ивсех принадлежащих ему земель, вне зависимости от ранга, положения,звания или состояния, не может быть вызван на суд или трибунал никудаи никем, кроме как в суды короля Чехии или в суды его королевскойкурии.
Подданный короля Чехии, вызванный в любой другой суд вкачестве обвиняемого или свидетеля, может игнорировать этот вызов.Подданный короля Чехии также не может преследоваться любымидругими судами, а также не может быть принужден к уплате начисленныхштрафов или исполнению любого приговора.Глава 10 Золотой буллы «О монетах» закрепляла исключительныеправа каждого курфюрста и короля Чехии чеканить собственные золотыеЗолотая Булла 1356 г. [Электронный ресурс] URL: http://avalon.law.yale.edu/medieval/golden.asp / Датаобращения: 24.12.201512561и серебряные монеты, получать в подарок и в качестве пожертвованийземли, замки, владения, хозяйства, имущество и товары. В этой главеговорится, что только король Чехии имел, имеет и будет иметь правоопределять порядок хождения денег по территории его королевства.Таким образом, в Золотой булле создалась «дыра в законе», котораяпозволяла чешскому королю лично запрещать или стимулироватьростовщическую деятельность, поскольку курфюрсты и прочие правителиземель не могли без него существовать, несмотря на то, что церковь ирелигиозные авторитеты не могли одобрить ростовщичества.