Диссертация (Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв". PDF-файл из архива "Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Он называет евреев «друзьями попреступлениям» Якова Апеллы, намекая на то, что остальные евреиподдерживают точку зрения или действия Апеллы, например, осквернениецеркви или самовольное исполнение княжеских функций. Козьма-хронисттакже высоко оценивает жесткие меры Владислава I, выкупившего всехрабов-христиан из еврейских домов и запретившего христианам поступатьв услужение к евреям. Подобное жесткое отделение евреев от христиан набытовом уровне не было на тот момент закреплено законами церкви илюбые попытки запретить христианам работать в еврейских домах носилилокальный характер.
Во всей остальной Европе, включая Чехию, подобноеразделениесталоширокоприменятьсятолькопослеЧетвертогоЛатеранского собора 1215 г.Тем не менее, в данном отрывке «Хроники» видно, что еврейскаяобщина Праги заплатила огромную сумму для того, чтобы спасти ЯковаАпеллу от казни. Скорее всего эта сумма была собрана всей общиной врамках "« – "צדקהцдака» - общинной благотворительности, являющейсябольшой частью еврейской общинной и религиозной жизни.
На тотмомент «цдака» не была жестко кодифицирована, однако состоятельныеобщины постоянно собирали пожертвования в пользу той или инойгруппы (напр., похоронное братство, приданое для девушек-сирот).Несомненно, эта сумма была существенной для всего пражскогоеврейства.
Но, согласно законам иудаизма, «цдака» это не толькоблаготворительность, но и справедливость, что означает, что любаявыкупленная еврейская жизнь стоит тех денег, которых за нее заплатили.Козьма Пражский. Чешская Хроника. III. 57 // Пер. и коммент. Г.Э. Санчука; отв. ред. РазумовскаяЛ.В. и Соколов В.С.//М. 1962. С.
23410851Сама же практика «выкупа» пленного или задержанного еврея носитназвание "« – "פדיון שסויםпидйон швуим» - и описывается она в Талмудекак одна из величайших «мицвот» - заповедей – в жизни евреев. Этапрактика начала существование в Израиле до изгнания 72 г. н.э. ипрактикуется до сих пор.Несмотря на вышеупомянутые конфликты, XIII век в Чехии иМоравии был периодом благополучия для евреев. Ключевой фигуройиудео-христианских отношений стал Пршемысл Отакар II, правивший с1233 по 1278 гг. Он взошел на престол сразу после увеличения еврейскойподушной подати, что угрожало благосостоянию еврейских общин.Согласно недатированному обращениюПршемыслаОтакараIIвканцелярию Папы Римского, он воспринимал евреев не только как прямыхподданных чешской короны, но и как важнейший гарант благосостояниякоролевской казны109.
Кульминацией королевской благосклонности кевреям стала жалованная грамота евреям, подписанная ПржемысломОтаКарам II 29 марта 1254 г. Эта грамота взяла за основу грамотуФридриха II Австрийского и расширила права и привилегии еврейства всоответствии со временем. Например, убийство еврея приравнивалось кубийствухристианина,похищениееврейскихдетейстановилосьпреступлением, как и осквернение еврейских кладбищ и синагог. Другимнемаловажным положением стал запрет обвинения евреев в употреблениихристианской крови в ритуальных целях110.Вскоре после дарования чешским евреям вышеперечисленныхпривилегий, король поддержал распространение среди церковного клирабуллы папы Иннокентия IV111.
Эта булла утверждала, что христиане неПршемысл Отакар называет немецких евреев «сокровищем, которое немцы выкинули, не зная, отчего отказываются». Энциклопедия Иудаика, ст. Богемия. [Электронный ресурс] URL:http://www.jewishencyclopedia.com/articles/3472-bohemia110Privilegia nekrálovských měst českých z let 1453-1500. Praha: Nakladatelství československé akademie věd,1960. L. 77111Codex Juris Bohemici / Jireček H. Vol. 1.
Pragae, Typis et Sumptibus Typograph I. L. Kober, 1867. L. 13114310952имеют права насильственно крестить евреев, грабить их, наносить какойлибо урон как отдельным лицам, так и всей общине. Булла Иннокентия IVобъявляла неправомерность обвинений в ритуальных убийствах, а такжеприравнивала к преступлениям разрушение еврейских кладбищ иэксгумацию останков евреев.Любопытна для изучения иудео-христианских отношений хартияПршемысла Отакара II от 1264 г., которая накладывала запрет на приемзалога после наступления темноты, а также на покупку лошадей и коров.Преамбула хартии утверждает, что эти меры вводятся для обеспечениябезопасности самих евреев после учащения случаев обвинения евреев вкраже скота и незаконности сделок, заключенных после часа св.
Мартина.Другим пунктом этой хартии стало обязательство евреев оплачиватьчетверть стоимости обслуживания городских укреплений 112.Причиной включения подобного положения в хартию былостремление Пршемысла Отакара II снизить нарастающую враждебностьгорожан к еврейским общинам. По всей Европе того периода прокатиласьволна изгнания евреев из городов, не только по причине религиознойненависти, но и из-за общего недовольства – евреи проживали натерритории городов, но не вносили средств в городскую казну. Горожанесчитали, что им приходится платить за комфорт евреев, никак неспособствовавших процветанию местного сообщества.
В период между1264 и 1275 гг. король полностью освободил евреев от всех налоговсроком на один год для привлечения изгнанных евреев с территорииГермании113.В этот период происходили странные события в Оломоуце, где в1267 г. епископ города Бруно отказался посещать Вьеннский собор, гдеАналогичное постановление Рудольфа I Габсбурга обязывало евреев Оломоуца оплачивать частьрасходов города с 1278 г.; однако в Оломоуце евреи не получали права на участие в городскомсамоуправлении или права на несение службы в городе. Codex Diplomatii Moraviae// Vol.
4// pp. 218-276113Этот же документ озвучивает следующую мысль Отакара II: «…мы вскоре должны получить от нихвыгоду, поскольку евреи являются… нашей казной». См. Codex Diplomatii Moraviae// Vol.14// pp. 17-2211253планировалось принять целый ряд антиеврейских постановлений. Но ужев 1273 г. он написал жалобу Иннокентию IV о нарушениях евреямиустановленных норм иудео-христианских отношений; Бруно фактическипопросил разрешения Папы Римского на изгнание евреев из Оломоуца,однако получил отказ и призыв в случае обнаружения подобныхнеповиновений сообщать о них королю.Другим свидетельством благосклонности Пршемысла Отакара II кеврейскому населению стало здание синагоги из серого камня ивыделение участка земли под еврейское кладбище.
Его строиликоролевские каменщики, выстроившие здания конвента св. Агнессы,которым управляла сестра короля. Тогда это здание называлось Новойсинагогой, а сейчас – Староновой114.Староноваясинагогабылазавершенав1270г.Приёмы,применённые строителями Пршемысла Отакара II (например, направлениеосновного потока света на биму, возвышение с которого читается Тора посубботам, и на арон кодеш, хранилище свитков Торы и ритуальныхпредметовобщины115)сталиобразцомчешскогосинагогальногостроительства. Предполагается, что именно такое направление светамаксимально приближает Староновую синагогу к тому, как выглядел храмцаря Соломона116.ОсновныеизменениявжизниЧешскогокоролевства,какположительные, так и отрицательные, были тесно связаны с правящейдинастией Пршемысловцев.
Генрих Хорутанский, воцарившийся начешском престоле после смерти Вацлава III, правил всего три года. Всеего правление было поглощено противостоянием с Рудольфом IГабсбургом, одновременно он предпринимал попытки примириться сПодробнее о Староновой синагоге см. Benešovská K., Durdík T., Chotěbor P.// Architektura gotická,Správa pražského hradu// 2011115Из-за особенностей направления света внутри синагоги, интерьер в целом был плохо освещен.
Из-заэтого Староновая синагога получила прозвище «Темная».116Meek H.A. The Synagogue// Phaidon Press Ltd.// Berlin// 1995// p.9511454амбициозными представителями усилившегося чешского дворянства.СледующимкоролемЧехиисталИоганн(Ян)Люксембургский,избранный чешским дворянством при условии женитьбы на Элишке,последней представительнице рода Пршемысловцев.Иоганн Люксембургский в силу сложившихся обстоятельств не смогактивно участвовать в делах Чешского королевства. Сразу послеженитьбы на Элишке он предпринял несколько попыток преобразованияЧешского королевства.
Однако сильная чешская аристократия непокориласьновому«чужаком».Вкоролю,результатекоторыйпродолжалсложившегосявосприниматьсяпротивостоянияИоганнупришлось уступить аристократам, фактически признав свое поражение вборьбе за фактическую власть в Чехии. Его положение постоянноухудшалось и он решил удалиться из королевства.ОсновныеполитическиеинтересыИоганнаЛюксембургаустремляли его взор на Священную Римскую империю и окружавшие еегосударства больше, чем на Чешское королевство. В него он возвращалсятолько тогда, когда его власть находилась под угрозой – когда Йиндржихиз Липы поднял восстание против единоличного правления ЭлишкиПршемысловны и его сторонники решили «установить» на престолемалолетнего сына Иоганна и Элишки – будущего короля Карла IV.Именно в этот период застоя и разлада на территории Чешскогокоролевствапроизошелпервыйклассическийкровавыйнавет,свойственный европейскому Средневековью.
В 1336 г. некий Ян, «князьна земле»117, приговорил нескольких евреев к смерти через сожжение пообвинению в употреблении христианской крови в пищу. После этого онякобы напал на синагогу, в которой обнаружил огромное количестводенег. Согласно распространенному среди специалистов по иудаике концаXIX – начала XX в. мнению, этим Яном являлся сам Иоанн117Букв. «Johann ohne Land».55Люксембургский118, разорявший синагоги в поисках ценных предметовдля наполнения опустевшей королевской казны.Финансовое положение чешского королевство было плачевным. Какуже говорилось ранее, Иоанн Люксембургский постоянно вывозилсредства из страны для финансирования своих военных амбиций.Хорошим примером его расточительности и недальновидности, которыепривеликтакомуположениюдел,являетсяпрошениеаббатацистерианского монастыря в Седлеце.Согласно сохранившемуся документу из королевской канцелярии от15 апреля 1341 г., король Иоанн Люксембургский признает свой долгперед монастырем в 10 тыс.