Диссертация (Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв". PDF-файл из архива "Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
64146Archiv Univerzita Karlova v Praze (CZ-UKP)/ Charter №1/17/ L. 214472эпидемии евреи многократно подвергались преследованиям как состороны необразованного напуганного населения, легко поддававшегосявлиянию слухов о причастности евреев к болезни, так и со сторонывластей, отказывавшихся защищать евреев от бушующих толп и срадостью деливших еврейское имущество.Здесь же можно увидеть, что Карл IV и его посредники поступилидостаточно достойно и справедливо. Лазарю была компенсированастоимость дома и были предоставлены гарантии на то, что какой бы домон ни купил после заключения сделки, он мог бы им владеть ираспоряжаться полноправно. Достаточно печально, что такой простой актзаключениясправедливогодоговоракупли-продажинедвижимостиявляется одним из редких примеров цивилизованных иудео-христианскихотношений147.В 1378 году, вскоре после признания единственным наследникомсвоего сына Вацлава, Карл IV Люксембург скончался.
Дальнейшие жизньи развитие еврейских общин в Чешском королевстве должны былипроходить в соответствии с курсом, заложенным величайшим из чешскихмонархов. Во многом так и было, и, возможно, поэтому темнейшее пятнона чешской еврейской истории – Пражский погром 1389 г. – традиционнорассматривается исключительно как вина Вацлава IV.§ 3. Погром пражского еврейства 1398 г.Вацлав IV продолжал политику своего отца там, где считал нужным.Здесь следует отметить, что он изо всех сил старался сохранитьблагоприятные отношения с чешским еврейством. Как и Карл IV, онвоспринимал евреев исключительно как «слуг королевской казны» при147Archiv Univerzita Karlova v Praze (CZ-UKP)/ Charter №1/17/ L.
1-573помощи которых можно быстро и эффективно пополнять казну 148. Дляеврейских общин такое отношение продолжало оставаться выгодным? таккак оно гарантировало определенные права, свободы и привилегии.Еврейскиеторговцы,ремесленникииростовщикипользовалисьобширными налоговыми льготами и вычетами, а также привилегиями напутешествия и использование городских услуг.КакиприКарлеIV,продолжалосьпреследованиенедобросовестных заемщиков еврейских ростовщиков. Среди первыхдокументов, которые мне удалось обнаружить, интерес представляет одинслучай оформления ссуды.
15 марта 1378 г. Йиндрих из Хлубани,Маркварт из Ржебржика и Ярослав из Врановиц предоставили некойКужеловой из Длажковиц и ее наследникам единовременную ссуду в 45коп пражских грошей с обязательством выплатить эту сумму за два годадо дня св. Мартина. В случае, если деньги не будут возвращены в срок, онбудет продлен до дня св.
Галла с процентом в 15 грошей. А если долг небудет погашен вовсе, то двое из заемщиков будут переданы в Раковник, апо истечении двухнедельного срока из их имущества могут забрать чтоугодно в уплату долга «в христианах и евреях» с равными правами наизъятое имущество149.Этаформулировкапоследующих годах.используетсягораздо чащеОсобенно любопытно еев 1380-х ираспространениевдокументах, никак не связанных с еврейскими ростовщиками.
«Вхристианах и евреях» появилась в имущественных спорах междуродственниками, в документах о предоставлении денег в долг междухристианами и во взыскании местными властями штрафов с христиан.28 мая 1381 г. судья Йиндрих Сетлин и верные бургомистрызасвидетельствовали продажу сыновей Микулаша Гуринера, Петрмана и148Eckert W.P. Die Juden im Zeitalter Karls IV // Kaiser Karl IV: Staatsmann und Mäzen / Ed. Ferdinand Seibt.Munich: Prestel, 1978.
S. 123–45.149Narodní archiv/ České gubernium – guberniální listiny, Praha (0993-1526)/ Charter 111/ L. 1-374Микулаша, Франтишеком Эрвином и его наследникам. Плату за молодыхлюдей должна была внести Эла Пешатова и ее сын Якеш. Их платеж в 64пражских гроша был разделен на две равные части. В случае, если Эла иЯкеш не заплатили бы, то Франтишек имел право компенсировать себезадолженность из их имущества, из которого он продаст «в христианах и вевреях»150.Частично сохранившийся документ от 19 марта 1383 г. описываетпроцесс, которым руководил кастелян Домерат из Познани.
В этомдокументе приводятся имена нескольких польских жителей, взявших вдолг у чешских немцев 12 гривен в пражских грошах. Аналогично другимслучаям,принеуплатедолга,кредиторымогликомпенсироватьсобственные потери из их имущество «в христианах и в евреях» 151.26 сентября 1385 г. Герман из Градца в Новом Месте Пражскомобязался платить священнику Гебхарду, алтарнику храма Тела Божьего вЙиндржиховом Градце, годовой оклад в 10 коп пражских грошей.Наследники Германа, перечисленные в этом документе, должны былипродолжать выплачивать деньги Гебхарду по установленным датам двараза в год.
Если бы эти обязательства были нарушены, то им грозилозаключение в Йиндржиховом Градце, а алтарник имел бы право забрать вуплату долга их имущество «в христианах и в евреях» 152.Признание равных прав на изымаемое имущество между евреями ихристианами может показаться незначительным, однако сразу жевозникает вопрос, распространялось ли это решение в уравнении правэтих двух групп населения на то имущество, которым евреям формальноне рекомендовалось владеть. Дальнейшее исследование данного вопроса –реального применения различных пунктов официальных документов –может стать основой последующих научных работ в данной сфере.Narodní archiv/ České gubernium – guberniální listiny, Praha (0993-1526)/ Charter 116/ L. 1-2Narodní archiv/ České gubernium – guberniální listiny, Praha (0993-1526)/ Charter 124/ L.
1152Narodní archiv/ České gubernium – guberniální listiny, Praha (0993-1526)/ Charter 128// L. 1-215015175От подобного равноправия, даже в столь узкой области, становитсятолько печальнее при рассмотрении изменения положения чешскогоеврейства во время правления Вацлава IV. Несмотря на все его усилия, онне мог остановить тех процессов, которые начались отчасти задолго доправления его отца, а отчасти были заложены решениями того же КарлаIV. Тем не менее, чешское еврейство и окружающее его христианскоенаселениенавсегдаутратилисвоиотносительноблагоприятныеотношения.В 1389 г., в начале второго десятилетия правления Вацлава IV,произошло событие, которое переломило историю чешского еврействанадвое. Теперь в чешской еврейской истории появилось «до» и «после».Погром 1389 г.
в Праге стал самым кровавым за всю историю чешскихевреев и первым реальным погромом, который устроили сами чехи.Существуют данные о других еврейских погромах в Чехии иМоравии в XIII в. – например, ранее уже упоминавшийся погром в Эгере исамый первый погром 1096 г., устроенный немецкими крестоносцами.Однако, как отмечалос, установить точное число погибших невозможнолибо из-за скупости сведений, либо из-за стилистики источников. Поэтомупринято считать именно этот Пражский погром тем событием, котороеизменило иудео-христианскиеотношенияв Чешскомкоролевстве.Пражский погром упоминается в многочисленных еврейских документахи в целом ряде христианских153.
Одним из таких источников являетсямалоизученный литературный памятник в жанре литургической пародиина Евангелие – «Страсти евреев пражских»154.См. Kantor M. Codex Judaica: Chronological index of Jewish History / NY: Zichron Press Inc., 2007 (3rdedition). Известно более двадцати христианских источников, описывающих события в Праге весной 1389г.154Passio Iudeorum Pragensium – уникальный документ, посвященный событиям 1389 г., обнаруженный вПражском капитуле в 1875 г. Годом позднее был обнаружен другой вариант того же текста в отделерукописей Пражского университета. В 1877 г. В.В. Томек осуществил первое издание «Страстейпражских евреев». Критика документа началась только в ХХ в. – П. Лерманн рассматривал документсогласно принципам внутренней и внешней критики документа в рамках исторического и литературногоконтекста времени создания «Страстей» в своей монографии Die Parodie Mittelalter.
В определенной15376Этот источник написан на латыни в распространенном жанрелитургической пародии. В данном случае «пародия» не подразумеваеткакой-либо комедии. «Страсти евреев пражских» это хорошо собранныйтекст из отсылок к Евангелию страстей Христовых, содержащиймножество реминисценций пасхальной литургии и других христианскихрелигиозных текстов, которые были хорошо знакомы потенциальнымчитателям из числа образованных христиан.Согласно имеющимся данным, в Страстную субботу (17 апреля 1389г.) некий священник совершал крестный ход с дароносицей вокруг своейцеркви. Он зашел на еврейскую улицу и в тот же момент еврейские детиначалиглумитьсянадним.Распаленныеотсутствиемответныхругательств со стороны священника, дети подняли с земли камни изабросали им священника, осквернив его и разбив дароносицу. Мощисвятого, которые нес священник, рассыпались по улице 155.Разгневанные нападением на священника и подобным отношением кхристианским святыням, местные добропорядочные христиане схватилинескольких евреев и отвели их в ратушу для суда.
Они требовали наказатьевреев по всей строгости закона вне зависимости от покровительства имкороля Вацлава – монарха непопулярного и не пользовавшегосяавторитетом даже среди простого народа 156. «Страсти евреев пражских»описывает гнев толпы следующими словами:«И когда христиане, исполненные Божьей благодати и пылкой Его любви, приняли слова[проповедников] к своим сердцам, то [они] проигнорировали советы епископов и магистратов, и сказалистепени, «Страсти пражских евреев» это исключение из общего жанра passio, пародий на СвященноеПисание. Оно не имеет никаких комических сюжетов и относится к числу нескольких известныхполитических passio, появившихся впервые в Англии. См.
Passio Judaeorum Pragensium secundumJohannem rusticum quadratum, ed. LehmannPaul, in Die Parodie im Mittelalter, mit 24 ausgewähltenparodistischen Texten,2nd ed. (Stuttgart: Hiersemann, 1963), 211–16155Согласно другим описаниям инцидента, священник нес не дароносицу со священными мощами, апиксиду с гостиями. Третья версия событий утверждает, что священник спешил попасть в дом кумирающему христианину для соборования – в этой версии на землю упал освященный крест.156“(Вацлава)…не любили народ и духовенство, знать, бюргеры и крестьяне… принимали его толькоевреи».