Диссертация (Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв". PDF-файл из архива "Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МИНОБРНАУКИ РОССИИФедеральное государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего образования«Российский государственный гуманитарный университет»(РГГУ)На правах рукописиНовикова Анна АлександровнаПривилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях вовторой половине XIV – начале XVI вв.Специальность07.00.03 - Всеобщая история (Средние века)Диссертация на соискание ученой степеникандидата исторических наукНаучный руководительд.и.н., профессор Басовская Н.И.Москва20192ОГЛАВЛЕНИЕВведение3Глава 1.
Чешское еврейство в период Средневековья: конфликт иблагосостояние381.1 История еврейских общин Чехии до 1356 г.401.2 «Золотая булла» Карла IV и ее влияние на иудео-христианскиеотношения в Чехии и Моравии561.3 Погром пражского еврейства 1398 г.72Глава 2. Еврейское население в период Гуситских войн992.1 Развитие иудео-христианских отношений в раннегуситский период(1400-1419 гг.)1002.2 Положение евреев в условиях гуситской революции: конфликты скатоликами и гуситами в Чехии и Моравии1082.3 Чешское еврейство в постгуситский период (1471-1526 гг.)126Глава 3. «Конец» чешского еврейства с приходом власти Габсбургов:опыт Западной и Центральной Европы1443.1 Привилегии Владислава II как прямая противоположность испанскомуантисемитизмувременФердинандаиИзабеллывконтекстенациестроительных процессов.1443.2 Изменение положения чешского еврейства с приходом к властиФердинанда I Габсбургского1643.3 Зависимость положения евреев в Чешском и Испанском королевствахв контексте нациестроительных процессов раннего Нового времени167Заключение176Список использованных источников и литературы1833ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования.В современном мультикультурном мире постоянно поднимаетсявопросисследованияисториимежнациональногоимежконфессионального сотрудничества; появляются теории о том, чтомонокультурный мир является исключительно фантазией историков XIXв.
Чаще всего взгляд исследователей обращается к временам Античностии Средневековья как к временам, где четко прослеживаются постоянныйэкономический и культурный обмен между разными нациями и целымицивилизациями.Средневековье в данном вопросе выделяется в особый период. Этообусловлено появлением национального самосознания, которое позволялоподданным того или иного королевства ориентироваться в европейскомкультурном пространстве. Именно в условиях становления раннегонационального самосознания можно исследовать начало и развитие иудеохристианских отношений нового типа.Хотянекоторыесовременныеисторикипредпочитаютрассматривать средневековую Европу как единое пространство иудеохристианской цивилизации, в современной медиевистике мало работ,рассматривающих обе стороны данного вопроса одновременно, уходя отконцепции единства христианства и иудаизма в религиозно-культурномпонимании вопроса.Отличительной чертой современных медиевистики и иудаики 1является стремление рассматривать, изучать и исследовать историиИудаика – наука по изучению истории евреев и еврейских общин; старое название – Wissenschaft desJudentums.
Изначально изучению подлежали только еврейские источники, однако, в результатепроцессов эмансипации, ассимиляции и секуляризации еврейской жизни и еврейского знания, началоськритическое исследование еврейской истории отдельно от религиозного аспекта. Со времен С.М.Дубнова в иудаике четко проходило деление еврейской истории не только по периодам, традиционноприменявшихся специалистами по иудаике, но и по географическому положению.14Европы и евреев отдельно друг от друга.
Медиевистические исследованияпрактическинеуделяютдолжноговниманиякультурному,экономическому, религиозному и социальному воздействию евреев ихристиан друг на друга. Исследования по иудаике стремятся к единствуисследования данного вопроса, однако очень часто они сводятся кглубокому анализу аспектов иудаизма и еврейской жизни, несколькооторванных от общеевропейских и местных факторов влияния.Учитывая уже существующий подобный разрыв в исследованииевропейского еврейства, необходимо отметить, что чешский регионявляется еще менее исследованным в современной медиевистике.Экономическое, культурное и политическое влияние Чехии и Моравии невызывают интерес среди исследователей.
Интерес вызывает СвященнаяРимская Империя, но исследования по Чешскому королевству даже втаких работах встречаются редко. В области иудаики чешский регионтакже не является популярной темой исследования, уступая регионамПольши, Литвы, Германии. Существующие же исследования чешскогорегиона и чешского еврейства подчеркивают популярность более позднихвеков, когда количество документов и источников резко возрастает, аизменения в обществе, культуре и экономике снабжены разработаннымисследовательским аппаратом.Особенно это проявляется в тематике профильных конференций,круглых столов и семинаров, проводимых в России и за рубежом. Врамкахчтения»,ежегодныхмедиевистическихпроводимыхвконференцийСанкт-Петербургском«КурбатовскиеГосударственномУниверситете, можно встретить широкий круг докладчиков по различнымтемам.
Исследователи презентуют доклады о развитии терминологии вШвеции периода раннего Средневековья, в рамках традиционной секции«Религия и церковь в Средние века» представлены многочисленныеаспекты формирования и развития христианской теологической мысли и5структуры церкви соответствующего периода. Доклады, освещающиевопросы влияния арабской теософии на христианскую теологию, являютсяредкостью. Докладов о влиянии иудаизма и его течений на христианствопрактически нет. При этом противоположную картину можно наблюдатьна научных мероприятиях, посвященных темам иудаики 2.
Семинары,круглые столы и конференции, проводимые в России и за рубежом имеютограниченнуютематику,новсегдасодержатэлементымеждисциплинарности, позволяющие дополнять нарратив. МероприятияРоссийско-американскогоУчебно-научногоЦентраБиблеистикииИудаики РГГУ, в т.ч. ежегодной межвузовской конференции по иудаике,освещают вопросы секуляризации еврейского образования в РоссийскойИмперии, рассматривают деятельность еврейских политических партий вСША, России, Белоруссии и Украине, исследуют жизнь еврейскихрекрутов в российской императорской армии. Все студенческие доклады,несмотря на жесткое определение темы исследования, включают в себяэлемент анализа взаимоотношений с окружающим населением.«Сэфер», крупнейший в России центр научных работников ипреподавателей иудаики в ВУЗах, 14-16 июля 2019 г.
провел XXVIмеждународную конференцию по иудаике. Во время конференции былиорганизованы 33 секции. Особое внимание требуется уделить секциям«История европейского еврейства: Средние века и Новое время», «Иудеохристианскиеотношения»,малоисследованныеввопросырамкахкоторыхеврейскогорассматривалисьсуществованиясоответствующего периода 3.Иудаика – наука по изучению истории евреев и еврейских общин; старое название – Wissenschaft desJudentums.
Изначально изучению подлежали только еврейские источники, однако, в результатепроцессов эмансипации, ассимиляции и секуляризации еврейской жизни и еврейского знания, началоськритическое исследование еврейской истории отдельно от религиозного аспекта. Со времен С.М.Дубнова в иудаике четко проходило деление еврейской истории не только по периодам, традиционноприменявшихся специалистами по иудаике, но и по географическому положению.3ПрограммаСЭФЕР,2019.Электронныйресурс.https://www.sefer.ru/rus/education/international_conferences/prog_Rus_2019.pdf26Тем не менее, основным недостатком современных медиевистики ииудаики является стремление рассматривать, изучать и исследоватьистории Европы и евреев отдельно друг от друга.
Медиевистическиеисследования практически не уделяют должного внимания культурному,экономическому, религиозному и социальному воздействию евреев ихристиан друг на друга. Исследования по иудаке стремятся к единствуисследования данного вопроса, однако очень часто они сводятся кглубокому анализу аспектов иудаизма и еврейской жизни, несколькооторванных от общеевропейских и местных факторов влияния.Учитывая уже существующий подобный разрыв в исследованииевропейского еврейства, следует упомянуть о том, что чешский регионявляется еще менее исследованным в современной медиевистике.Экономическое, географическое и политическое влияние Чехии иМоравии практически не влияют на популярность среди исследователей.Интерес притягивает Священная Римская Империя, но исследования поЧешскому королевству даже в таких работах встречаются редко.
Вобластииудаикинепопулярностью,чешскийуступаярегионрегионампользуетсяПольши,ещеЛитвы,большейГермании.Существующие же исследования чешского региона и чешского еврействаподчеркивают популярность более поздних веков, когда количестводокументов и источников резко возрастает, а изменения в обществе,культуре и экономике снабжены разработанным исследовательскимаппаратом.Таким образом, главным обоснованием актуальности данной темыисследования является недостаток изучения чешской и еврейской историирегиона, заключающийся в рассмотрении истории евреев отдельно отистории чехов, изучением истории чешского еврейства вне контекстасобытий, происходивших в Богемии и Моравии. Этот недостатокстановится очевиден при изучении существующей научной литературы,7посвященной изучении истории того или иного региона Чешскогокоролевства.Степень изученности темы.
В отечественной и зарубежнойисториографии история Средних веков и европейского еврействапользуетсябольшойпопулярностью,чтоделаетсредневековуюисториографию отдельной темой исследования.Отечественная средневековая историография уделила большоевнимание чешскому региону и особенно периоду Гуситских войн.Большой вклад в развитие изучения гусизма внесли Лаптева Л.П.,Галямичесв А.Н., Рандин А.В. и Бойцов М.А.После образования современного чешского государства и полученияширокого доступа к архивным материалам, история средневековогоЧешского королевства и чешских еврейских общин активно исследуютсячешскимиизарубежнымиспециалистами.Приэтомроссийскаябогемистика, несмотря на открытие архивов, переживает некоторыйзастой, выражающийся в отсутствии самостоятельных историческихисследований.
Расцвет российской богемистики приходится на советскийпериод, а большинство исторических исследований того периодаопиралисьнамарксистско-ленинистскийподход.Этотподходкисторической науке ограничивал изучаемые области, возвышая изучениясоциально-экономической истории Чехии, рассматривая все ее ключевыесобытия через призму классовой борьбы.Средироссийских богемистовнеобходимоотметитьработыЛаптевой Л.П. 4, одного из крупнейших специалистов по истории южных изападных славян в России. Ее докторская диссертация «Русскаялитература о гуситском движении (40-е годы XIX в.
– 1917 г.)»Среди самых значимых работ Лаптевой Л.П. необходимо упомянуть:Лаптева Л.П. История Чехии периода феодализмаЛаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии XV в. Учебно-методическое пособие. М., 1990.48систематизировала весь объем российской исторической литературы огусизма в домарксистский период и отметила изменение восприятиячешской истории на фоне подъема движения панславизма. Она внеслаогромный вклад в разработку большинства учебных пособий длястудентов-богемистовивпоследствиив1970-1980-хгг.систематизировала советскую гуситологию в соответствии с одним изтезисов ее докторской диссертации – тезисе об отсутствии застоя икризиса российской гуситологии и славяноведения в предреволюционныегоды.Ее работы не только систематизировали понятие российскойбогемистики и гуситологии, но и помогли создать новое восприятие самойчешской истории и одного из самых ярких его периодов – Гуситских войн.Корпус работ Лаптевой Л.П.