Диссертация (Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв". PDF-файл из архива "Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Проведенное исследование основывалось на анализесуществующих исторических исследований по данной теме и наисследовании более 100 архивных документов.Основной текст диссертации разделен на три главы, упорядоченныевхронологическомпорядкевзависимостиотрассматриваемойпроблематики. Автор исследования следовала дедуктивному движению отобщего к частному:- исследование мелких региональных конфликтов и крупныхконфликтов на государственном уровне и их общих тенденций;- движение от региональных к общеевропейским тенденциям визучении положения еврейских общин Богемии и Моравии и иудеохристианских отношений соответствующего периода.Автор исследования стремилась отойти от бинарности изученияиудео-христианских отношений, противопоставления евреев и христиан,горожанисельскихжителей,ремесленниковиростовщиков.Сосуществование еврейских общин с окружающим населением в Богемиии Моравии нельзя рассматривать в бинарной системе, что исключало быизучение особенностей их положения.Подобная структура работы позволила детально исследоватьпроблематику каждой главы и описываемые в них исторические события.В начале каждой главы обосновывается логика ее построения инеобходимость рассмотрения конкретных событий.
Каждый параграф глависследования содержит предварительные выводы по поставленным передавтором задачам. В конце каждой главы подводится итог изученияподобранногоисследованием.материалаиобосновываетсясвязьсдальнейшим35Данное исследование состоит из трех глав, каждая из которыхделится на три подпункта; введения, заключения и списка использованныхисточников и литературы.В первой главе данного исследования будет рассмотрена историячешских еврейских общин в X-XIV вв.
– с момента появления первыхеврейских общин на территории Богемии и Моравии до Пражскогопогрома 1389 г., изменившего порядок иудео-христианских отношений врегионе.Во второй главе данной работы будут изучены иудео-христианскиеотношения в период Гуситских войн и изменения, связанные сустановлением власти династии Габсбургов в Чешском королевстве после1526 г.В третьей главе данного исследования будет дан общеевропейскийконтекстиудео-христианскихотношений,которыйопределяетисключительность чешской еврейской истории.Основные положения, выносимые на защиту:1)Отношениямеждучешскимиеврейскимиобщинамииокружающим местным населением на протяжении долгого периодавремени (с XI по XIV вв.) во многом были мирными и отличались отиудео-христианских отношений в странах с большими еврейскимиобщинами, например, Франции и Германии.
Можно предположить, чтоотсутствие напряженности между евреями и чехами объяснялось низкимуровнем участия католической церкви в формировании национальногосамосознания средневекового Чешского королевства из-за низкогоинтересанему как к региону влияния римской церкви. Отношениячешских евреев с чешской церковью были ограничены на протяжениидолгого времени из-за приоритета чешских монархов в вопросах,касавшихся иудео-христианских отношений;362) Чешские еврейские общины имели достаточно тесные связи сокружающим населением и живо реагировали на события, происходившиевокруг них. Эта вовлеченность еврейских общин отразилась как в реакциина региональные события и тенденции, так и на события и тенденцииобщеевропейского характера.
Общее положение и развитие чешскихеврейских общин было тесно связано с подъемами и упадками Чешскогокоролевства;3) Большинство выявленных в рамках данного исследованияконфликтовмеждупрофессиональномиудеямиипротивостояниихристианамимеждуосновывалисьэтимидвумянагруппаминаселения Чешского королевства. Так как евреи были заняты в основном вмелкой торговле и финансовой сфере, конфликты между евреями ихристианами зачастую возникали именно по финансовым вопросам. В XVв. появилась напряженность между евреями и христианами Богемии иМоравии из-за постоянно растущего числа евреев, занимавшихсяремеслами, традиционно являвшихся областью деятельности христиан.Религиозный элемент использовался как обоснование возникавшихпротиворечий и конфликтов после каждого конкретного происшествия.Конфликтов между евреями и самим государством не наблюдалось впериодстабильноймонархииподвластьюПршемысловцевиЛюксембургов.
Еврейские общины Богемии и Моравии впервые оказалисьвситуацииконфликтаспредставителямивластипрактическиисключительно при главенствовании радикальных ответвлений гуситскогодвижения или католической церкви в регионе;4) В большинстве случаев конфликты между еврейскими общинамии окружающим населением разрешались при помощи судебных инстанцийв силу их специфики. Иудео-христианские конфликты с применениемнасилия как правило заканчивались наибольшим числом жертв со стороныевреев, а участвовавшие в насилии христиане редко когда несли за это37наказание. Разрешение конфликтов между евреями и христианскойцерковью практически не имели шанса на благоприятный для евреевисход,чтопротяжениидемонстрировалосьвсегоисследуемогорешениямипериода.папскогопрестолаОдновременноснаэтим,конфликты между еврейскими общинами и чешскими властями былиредкими и как правило заканчивались после принятия решений,удовлетворявших необходимости обеих сторон;5) В период Гуситских войн экономическая ситуация в Чешскомкоролевстве продолжала ухудшаться, что естественным образом вело кобострению иудео-христианских отношений.
Евреи стали заполнятьвакуум, образовавшийся в результате участия чешских ремесленниковхристиан в военных конфликтах. Однако происходившие в этот периодконфликты с представителями гуситских движений не имели ярковыраженногоантисемитскогохарактера.Иудейско-христианскиеконфликты в период гусизма основывались на религиозной нетерпимостико всем представителям других религиозных течений, в том числе ихристианских, и известные еврейские погромы рассматриваемого периоданевыделяютсяизсуществовавшихтенденцийпредполагаемыми религиозными противниками.расправыс38Глава 1. Чешское еврейство в период Средневековья: конфликт иблагосостояниеДля изучения взаимоотношений между евреями и христианскимнаселением в Чехии в Средние века необходимо обратить внимание наисторию чешского еврейства в целом.
В этой главе будет рассмотренаистория чешских еврейских общин в период с Х в. (появление первыхеврейских общин на территории Чехии и Моравии) по 1389 г. (пражскийпогром, изменивший иудео-христианские отношения в регионе).Очень часто как в историческом прошлом, так и в настоящем,конфликты между местным и «пришлым» населением апеллируют кдавности проживания того или иного народа на определенной территории.Поэтому представляется логичным начать рассмотрение проблемы сраннего периода истории чешских еврейских общин.Для изучения положения евреев в Центральной Европе мырасполагаем важным историческим источником – респонсами.
Респонсы,также известные как шеэлот у-тшувот (букв. вопросы и ответы), вклассическом понимании обозначают жанр еврейской религиознойгалахической литературы; человек, чаще всего раввин той или инойобщины, мог обратиться к галахическому религиозному авторитету свопросом о толковании Торы или Талмуда (шеэла - вопрос), на которыйгалахический авторитет направлял ответом (тшувотом) свое мнение поэтому вопросу или рекомендовал обратиться к трактовке другихеврейских религиозных авторитетов.
Респонсы не ограничиваются толькотеологическими размышлениями. Очень часто респонсы содержалирекомендации по бытовым вопросам и поясняли членам разных общин,как поступать в разных социальных ситуациях. Эти «бытовые» респонсыпредставляют собой огромную ценность в рассмотрении решений,39которые раввины и религиозные деятели принимали в реальныхжизненных ситуациях, в которые попадали средневековые евреи.Респонсы до сих пор изучена лишь отчасти. Один из известнейшихсредневековых еврейских мыслителей рабби Меир бен Барух изРотенбурга (1215-1293) оставил более тысячи сохранившихся респонсов 78.В них он затрагивает такие важные для изучения христиано-иудейскихконтактов вопросы, как владение имуществом и наследования, брачныеконтракты (ктубы), проблемы торговли и налогообложения, опекунства.Из тысячи сохранившихся респонсов рабби Меира на данный моментизучено менее половины.Другие, менее известные и изученные респонсы, при рассмотренииуказываютнадостаточнопрочныесвязимеждуеврейскимихристианским населением, в особенности в черте средневекового города.Традиционноотношенияевреевихристианограничивалисьвзаимодействием слуг и господ, врачей и пациентов, ростовщиков изаемщиков.
Чаще всего внимание уделяется вопросам законностипребывания еврейских кормилиц в христианских домах и наоборот.Однако респонсы свидетельствуют о распространенности более близкихличных контактов, например, о тенденции к заимствованию предметоводежды среди женщин, использование одних и тех же печей дляприготовленияхлеба.Современныеисследователиобъясняютэтоотсутствием в Средневековье гетто, которое разделило бы население порелигиозномуилиэтническомупринципу79.Такимобразом,вСредневековье в силу многих причин должны были устанавливатьсяконтакты и диалоги между еврейским и христианским населением, причемне только на традиционном для рассмотрения уровне коммерции.Рабби Меир бен Барух из Ротенберга (Вормса)// Краткая Еврейская Энциклопедия// Т.5// 1990// с. 22322579Elisheva Baumgarten, Mothers and Children: Jewish Family Life in Medieval Europe//Princeton UniversityPress// 2004// p.
25-297840Прежде чем приступить к изучению положения евреев к моментуиздания «Золотой буллы» Карла IV, необходимо рассмотреть историюевреев, проживавших на территории Чехии. Нужно определить, с какоговремени в Чехии наблюдается присутствие евреев, их правовое,социальное,экономическоеположение.Необходимобудеттакжекоснуться вопроса отношения основных религиозных групп к иудаизму.§1. История еврейских общин Чехии до 1356 г.При относительном обилии чешских источников о раннем периодеистории Чехии практически ни в одном из них нельзя найти упоминаний отаком народе, как евреи.