Диссертация (Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв". PDF-файл из архива "Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Лю Даочунь высоко оценил его мастерство и назвал художника«перерождением У Даоцзы» (см. прил. 1, № 3).Многие художники оставались в тени великих мастеров и славилисьтолько как копиисты и подражатели. Только отдельным живописцамудавалось выйти из-под влияния прославленного мастера и прославить своеимя. Так, например, художник начала XI в. Фань Куань поначалу, как имногие пейзажисты того времени, изучал стиль Ли Чэна, но позже осознал,что не сможет достичь уровня мастера.
Тогда он попытался поменять манеруписьма и ему удалось создать свой индивидуальный стиль (см. прил. 2, Илл.6). Согласно Лю Даочуню, Фань Куань «поселился среди гор и вод и часто доконца дня вытянувшись сидел, обозревая дали вокруг себя в попыткепроникнуть в очарование [природы]», «он [научился] извлекать замысел,[непосредственно] взирая на пейзаж. Не прибегая к украшательству, онизображал истинный остов гор и создал свой стиль. Его виды твердых,вековых [гор] не повторяли [мастеров] прежних поколений, поэтому он стоитнаравне с Ли Чэном» (см.
прил. 1, № 42). Перейдем к вопросу о жанровойспециализации художников, работавших в Кайфэне в первой половинеСеверной Сун.1.4 Специализация по жанрамИсточники свидетельствуют о том, что в X–XI вв. значительновозросло жанровое разнообразие живописи. Так, Лю Даочунь в своемсочинении «Оценки…» классифицирует живописцев первой половиныСеверной Сун по шести тематическим направлениям: «изображение людей»,«горы, воды, леса и деревья», «чужеземные лошади и четвероногие», «цветы,бамбук, пернатые и пушистые»; «демоны и духи», «строения и [сооружения]из дерева» (см.
прил. 1, Об источнике). Составители императорского каталога62Сюаньхэ хуапу (ок. 1120 г.) предложили более дробную классификациюхудожников по тематико-смысловым направлениям. В отдельные рубрикивошли такие мотивы, как «буддийские и даосские [образы] (включаяперсонажей трех учений, Чжун Куя, демонов и духов) », «люди (включаяпортреты правителей прошлый эпох) », «драконы и рыбы (включая водныхтварей) », «горы и воды (включая камни) », «дворцовые постройки (включаялодки и повозки)», «чужеземцы (включая чужеземных животных)»,«животные (включая лошадей, буйволов, кошек, кроликов, собак, тигров)»,«цветы и птицы», «монохромный бамбук (включая миниатюрные пейзажисяоцзин)», «овощи и фрукты (включая лекарственные травы, дикие травы инасекомых)»112. Некоторые из вышеперечисленных поджанров былиизвестны еще с древних времен, отдельные же направления получилиразвитие только в X–XI вв. Так, Го Жосюй, рассуждая о достоинствах инедостатках древней и современной ему живописи, отметил: «Если говоритьоб изображениях на буддийские сюжеты, об изображениях ученых, женщин,буйволов и лошадей, то современные художники не могут сравниться сдревними, а если рассуждать о пейзажной живописи, о рощах, камнях,бамбуке, цветах, птицах, рыбах, то древние не могут сравниться ссовременными» [Записки о живописи… , 1978, с.
37]. Действительно,количество художников, работавших в жанре пейзажа при дворе и за егопределами в эпоху Северная Сун, значительно увеличилось по сравнению сэпохой Тан (618–907)113.Приток мастеров их разных регионов империи в Кайфэн во многомобогатил жанровое разнообразие живописи и способствовал усилениюУвеличение жанрово-тематического разнообразия в X–XII вв. имело большое значениедля развития живописной традиции Китая в последующие периоды.
Так, по замечаниюМ.Е. Кравцовой, жанрово-тематическая дифференциация, сложившаяся в эпохуСеверная Сун, «привела с окончательному формированию базовой для традиционногокитайского изобразительного искусства системы живописных жанров» [История Китая,2016, с. 660].113В трактате Го Жосюя «Записки…» упоминается более двадцати четырех пейзажистовX–XI вв.11263жанровой специализации.
В первой половине Северной Сун в Кайфэнеработали представители самых разных жанровых направлений. В связи свысоким спросом на религиозную и портретную живопись большойпопулярностью в столице пользовались мастерами фигуративного жанра –они занимают 36% всех биографиях художников в трактате Лю Даочуня«Оценки…» (40 из 110 художников).
Мастера пейзажа, изображенияживотных, цветов и птиц занимают в списке Лю Даочуня соответственно 16,17 и 20 %, что также указывает на популярность этих направлений в данныйпериод. Активное строительство и развитие инженерной мысли в XI–XII вв.стимулировало спрос на изображения городской ведуты. Жанр городскойведуты зародился в Китае в эпоху Тан (618–907), достиг пика развития в XI в.и сохранял популярность в XII в. Данный жанр не сводился только кизображению архитектурных строений, но также включал зарисовкигородского пейзажа и фигуративные сцены [Liu, 1997, p. 4–5; Кравцова, 2004,с. 599].
В эпоху Северная Сун популярными мотивами произведений данногожанра стали атрибуты городской ландшафта, такие как рынки, мосты,винные лавки, лодки, водяные мельницы, сельские поля и сцены торговли игородских развлечений (см. прил. 2, Илл. 12). Известно, что придворныйхудожник правления Тай-цзуна (прав. 976–997) Ван Даочжэнь искуснорисовал водяное колесо, а живописец правления Жэнь-цзуна (прав. 1022–1063) Чжи Сюань талантливо писал повозки и расписные ворота винныхлавок. Зарисовки городского пейзажа часто передавали хорошо узнаваемыетопологические черты сунской столицы. Так, Янь Вэньгуй однажды написалсвиток с изображением ночного рынка в день летнего праздника Циси.
Пословам Лю Даочуня, на одним из фрагментов данного свитка был изображенрайон Кайфэна от северного конца улицы Анье-цзе до таверны Паньлоу,располагавшейся у рынка древесины и бамбука (см. прил. 1, № 37) 114 .114Об особенностях данного жанра позволяет судить работа «На реке в день Цинмин» 清明上河圖, приписываемая художнику рубежа XI–XII вв. Чжан Цзэдуаню (музей Гугун,64Помимо городских пейзажей популярность также приобрели сюжеты,отражавшие разные стороны жизни горожан. Художник правления Чжэньцзуна (прав.
997–1022) Гао Юаньхэн однажды изобразил театральноепредставление в столице: он показал «зрителей, столпившихся с четырехсторон – сидят, стоят, задирают голову и встают на цыпочки, опираются другна друга, смотрят вверх и вниз, богатые и влиятельные, бедные и безродные,старики и молодые, взрослые и дети, темные и желтые, актеры, чужеземцы –кого там только не было. Были даже повздорившие, [которых разнимали]»(см. прил. 1, № 25). Художников привлекали также простые горожане ипредставители торгово-ремесленных профессий. Портретист Инь Чжи,например, «мог нарисовать любого актера и шута, которые были известны внароде» (см.
прил. 1, № 1). Изображения городских жителей ипредставителей торгово-ремесленных профессий получили дальнейшееразвитие в эпоху Южная Сун (1127–1279) в творчестве таких художников,как Ли Тан, Су Ханьчэнь, Ли Сун и пр.Отдельные художники владели несколькими жанрами одновременно.Лю Даочунь упоминает двенадцать живописцев, освоивших два и болеетематических направлений разных жанров. Так, например, Ван Шиюань умелрисовать людей, пейзажи, лошадей и архитектурные строения. Согласнокаталогу Сюаньхэ хуапу, в фигуративной живописи он перенял манерутанского мастера Чжоу Фана, в пейзаже – подражал Гуань Туну 115 , а визображении строений – учился у Го Чжуншу 116 .
Ван Дуань умел писатьПекин). По утверждению специалистов, данный свиток с точность передаеттопографические черты одного из районов сунской столицы. Репродукцию свитка см.:[Гугун боуюань… , 2004, Т.1, с. 67–93].115Чжоу Фан (VIII в.) прославился в изображении придворных дам. Ему приписываетсясвиток «Знатные дамы с цветами в прическах» ( 簪 花 仕 女 圖 ) из собрания Музеяпровинции Ляонин. Гуань Тун (X в.) – пейзажист, прославившийся изображениемприроды северного Китая. См. его свиток «Путешествие по горному ущелью» (關山行旅圖) из собрания Национального дворцового музея в Тайбэе.116Сюаньхэ хуапу (цз. 11): “王士元 <…> 人物師周昉,山水師關仝,屋木師郭忠恕。”[Сюаньхэ хуапу, 2000, с.
95].65портреты, пейзажи и монохромный бамбук. Ян Вэньгуй, известный насегодняшний день только пейзажами (прил. 2, Илл. 7), писал также фигурылюдей, лодки и водяное колесо. Хуан Цзюйцай, помимо цветов и птиц (см.прил. 2, Илл. 10), умело писал портреты и пейзажи. Из сунских знаточескихтекстом следует, что у мастеров широко профиля успехи в одном конкретномжанре, как правило, выделялись на фоне других. Так, например, Хуан Цюаньполучил в трактате Лю Даочуня высшую оценку за изображение «цветов,бамбука, пушистых и пернатых», среднюю оценку – за фигуративнуюживопись, и низшую оценку за пейзажи. Чжао Гуанфу был единственным вклассификации Лю Даочуня, кто получил высшую оценку за два направления– изображение буддийских образов (см.
прил. 2, Илл. 1) и чужеземныхлошадей.Подавляющее большинство художников, о которых нам известно изисточников, специализировалось на нескольких тематических направленияхвнутри одного отдельного жанра. Так, мастера фигуративной живописи частоумели писать божеств буддийского и даосского пантеона, мифологическихперсонажей, фигуры людей, произведения на исторические сюжеты ипортреты. Некоторые художники, напротив, выбирали узкий круг тем иливовсе специализировались на одном сюжете. Пэй Вэньсянь прославилсятемой буйволов, Ян Хуэй и Юань Э рисовали рыб, Чжао Мяочжо былизвестен рисунками тигров, Мэй Синсы ассоциировался с темой бойцовыхпетухов, а Ван Сяо – с изображением ястребов.