Диссертация (Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв". PDF-файл из архива "Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Не исключено, чтохудожники сознательно ограничивали круг тем, чтобы повысить своюузнаваемость среди любителей живописи. Критик XII в. Дэн Чунь упоминаетхудожника рубежа XI–XII вв. Лю Цзундао, который прославился рисункамимальчика, указывающего на свое отражение в чане с водой: «Каждый раз,когда [Лю Цзундао] брался за [оформление] веера, то непременно рисовалнесколько сотен копий и тут же продавал их.
В тот же день [все веера]66расходились»117. Дэн Чунь также упоминает мастера Ду, писавшегоразличные сюжеты с детьми, и художника по фамилии Чжао, мастераизображенияархитектурныхпостроек.Ихименасталитесноассоциироваться с художественными мотивами, поэтому в народе ихназывали Ду Хайэр (досл. «Ду, [рисующий] детей») и Чжао Лоутай (досл.«Чжао, [рисующий] павильоны») [Дэн Чунь, 2004, с, 371, 392].В связи с узкой жанровой специализацией широко практиковалосьсотрудничество между мастерами разных жанров.
Нередко такое соавторствоможно было встретить среди приятелей. Так, по словам Лю Даочуня, мастерархитектурной живописи Го Чжуншу не любил писать людей и каждый раз,когда приступал к рисунку, приглашал в напарники своего приятеля (хуа-ю畫友, досл. «друг по живописи») Ван Шиюаня для того, чтобы тот вписалфигуры людей между строениями и деревьями. Подобный творческий союзсуществовал между живописцем X в. Гуань Туном и художником пофамилии Ху из Аньдина (совр. пров.
Ганьсу): первый писал пейзаж, а второйдобавлял в композицию фигуры людей [Лю Даочунь, 2010, с. 108]. Этим жеприемом пользовался мастер X в. Хэ Юй. По словам Лю Даочуня, он «былискусен в изображении гор, воды, деревьев и скал и пользовался славойсреди современников, но для изображения фигур людей в своих рисункахзвал другого мастера» [Лю Даочунь, 2010, с. 110]. Примером сотрудничествамастеров пейзажного и фигуративного жанров служит свиток «Читая стелу»( 讀 碑 窠 石 圖 ) из собрания Городского музея изобразительного искусстваОсаки в Японии.
На фоне каменной стелы, окруженной сухими деревьями,изображен всадник на ослике в сопровождении слуги. Согласно надписи,поставленной на боковой стороне стелы, деревья и камни на свитке написал117Хуа цзи (цз. 6): “劉宗道,京師人。作照盆孩兒 <…> 每作一扇,必畫數百本,然後出貨,即日流布。” [Дэн Чунь, 2004, с.
371].67Ли Чэн (李成畫樹石), а Ван Сяо добавил фигуры людей (王曉補人物)118 .Коллективная работа над свитками или монументальными росписями еще сдревних времен была характера для придворных заказов [Jang, 1992, p. 20].Го Жосюй упоминает свиток «Любование снегом», написанный совместнонесколькими придворными художниками государства Южное Тан (937–975).В первый день Нового года местный правитель Ли Юй устроил пир длясвоих приближенных и позвал придворных живописцев запечатлеть снежныйпейзаж. Гао Чунгу написал портрет правителя, Чжоу Вэньцзюй изобразилсановников, слагателей гимнов, струнные и духовые инструменты, Чжу Чэннаписал павильоны и дворцовые залы, Дун Юань изобразил заснеженныйбамбук и зимние деревья, а Сюй Чунсы взял на себя изображение бассейна,птиц и рыб [Записки о живописи… , 1978, с.
129]119. В правление последнегосеверосунского императора Хуэй-цзуна (прав. 1100–1126) художник ЖэньАнь написал композицию сархитектурными строениями совместно спейзажистом Хэ Чжэнем и мастером фигуративной живописи Чжу Цзунъи[Jang, 1992, p. 38].Для первой половины эпохи Северная Сун было характерно и то, что вданный период еще не сложилось четкого разделения по жанрам междупрофессиональными художниками и живописцами из среды образованныйэлиты.
Так, выходец из семьи конфуцианца У Цзунъюань владел на высокомуровне фигуративным жанром и вместе с профессиональными художникамирасписывал монастыри в Лояне и Кайфэне. Го Чжуншу мастерски писалархитектурные строения, которые традиционно ассоциировались со сферойВ последующие периоды сотрудничество мастеров разных жанров былораспространенной практикой. Так, например, Дж. Сюй упоминает свиток XIX в.«Литературное собрание в Синъани в День двойной девятки» 九 日 行 庵 文 宴 圖 卷(Музей изобразительного искусства Кливленда), на котором показаны члены«Поэтического сообщества реки Ханьцзян» Ханьцзян шишэ на фоне сада. Пейзаж идеревья для этого свитка написал художник и член этого сообщества Фан Шишу, а дляизображения участников собрания был специально приглашен портретист Е Чжэньчу.Подробнее см.: [Hsü, 2001, с.
32–38, 84].119О коллективных работах танских художников см.: [Jang, 1989, p. 20].11868специализации профессиональных мастеров. Наконец, художник Ван Шиюан,получивший классическое образование, помимо изображения людей,пейзажей, лошадей и строений, также освоил чисто ремесленное занятие –украшение колонн узором сосновой коры (см. прил. 1, № 105). Перейдемтеперь к вопросу о способах заработка и профессиональном окружениихудожников в Кайфэне.1.5 Способы заработка и профессиональное окружениеВажной задачей изучения особенностей бытования художественногоремесла является анализ таких вопросов, как формы организации трудахудожников, профессиональные объединения, сотрудничество мастеров,разделение труда и профессиональная этика.
В эпоху Северная Сун (960–1127)благодаряпокровительствуимператорскогодворабылаусовершенствована система государственного управления сферой живописи.ПридворебылоткрытДепартаментживописи,отвечавшийзахудожественные заказы двора (см. §2.2). Однако число занятых при дворехудожников было намного меньше, чем число мастеров, работавших за егопределами. Условия труда художников вне двора в эпоху Северная Сун досих пор плохо изучена. По крайней мере, можно с уверенностью утверждать,что, в отличие от Западной Европы XIII–XIV вв., в сунском Китае несуществовало системы цеха или гильдии, регламентировавшей деятельностьхудожника в том или ином городе.
Там, где требовался коллективный труд,например, роспись храмового комплекса, художники работали в парах спомощниками или объединялись во временные коллективы. Известно, чтотакже существовали художественные мастерские, которые занималисьросписьюмонастырей,усыпальницивыполнениемразнообразныхремесленных работ 120 . Нидерландский исследователь Леннерт Гестеркамп,120Многие погребения X–XII вв., обнаруженные в Китае на территории пров. Хэнань,украшены настенными росписями. Рисунки, как правило, не отличаются высокимуровнем исполнения, что указывает на работу ремесленников, художников из народа.69изучая сохранившиеся росписи в монастырях пров. Шаньси XII–XIII вв.,заключил, что к 1300 г. местные мастерские насчитывали солидный штат иимели самостоятельный экономический статус [Gesterkamp, 2011, c.
202-203].Вместестемдеятельностьхудожественныхмастерских,очевидно,ассоциировалась с ремесленным трудом, поэтому художники, работавшие вподобных коллективах, не упоминаются в сочинениях знатоков живописи.Большинство художников, о которых нам известно из сунскихтрактатов, работали в Кайфэне в одиночку. У профессиональных мастеровбыло несколько способов заработать за пределами двора: нанятьсяподрядчиками для росписи монастырей или частных резиденций, продаватьсвои работы на городских рынках и писать по заказу частных лиц илимонастырей.
Продажа или демонстрация картин в публичных местахпозволяла художнику продемонстрировать свое умение ипривлечьпокупателей. Так, например, художник Гао И, перебравшийся в столицу изгосударства Ляо, поначалу продавал лекарства в аптечной лавке ирекламировал свой талант среди покупателей, рисуя собак, лошадей и духовна оберточной бумаге. Владелец крупной столичной таверны Сунь Шоубинь(923–995) отметил талант Гао И порекомендовал его императору Тай-цзуну(см.
§3.3). Гао И доверили расписывать столичный монастырь Сянгосы иперевели на службу во дворец. Впоследствии он сам порекомендовалимператору пейзажиста Янь Вэнгуя, который продавал на городском рынкесвои работы. Известно также, что пейзажист первой половины XI в.Пейзажист Сюй Даонин также поначалу продавал лекарства на столичномрынке. По словам Лю Даочуня, «если находился покупатель, [Сюй]обязательно рисовал деревья и камни и вместе [с покупкой] отдавал ему. Небыло того, кто бы не хвалил [его рисунки] за изящество и красоту» (см.
прил.Популярными мотивами погребальных росписей были сцены повседневной жизниусопшего: трапеза за столом в компании супруга, приготовление еды или чая,подготовка к празднику. В многих гробницах также встречаются сцены на сюжетыдвадцати четырех историй о сыновьей почтительности. См.: [Чжунго чуту… , 2012].701, № 48). Высокий спрос на произведения живописи среди зажиточныхгорожан обеспечивал талантливым живописцам финансовую стабильность ивысокую репутацию в обществе.Мастера религиозной живописи часто зарабатывали в качествеподрядчиков на временных заказах.
Монастыри нередко объявляли конкурсна лучшего художника, предлагая щедрый гонорар за росписи. Согласно ЛюДаочуню, когда «монастырь Небесной вершины Тяньфэнгуань предложилсто [лянов] золота за [работу] известного мастера, [У] Цзунъюань в порывевдохновения расписал [стены] одним взмахом [кисти] без единого изъяна»(см. прил. 1, № 6). Императорский двор тоже активно нанимал художниковдля росписи культовых построек. Участие в масштабных проектах,спонсируемых двором, позволяло живописцам обратить на себя внимание иполучить должность придворного художника. Для многих мастеров, укоторых не было поддержки частных покровителей, это был основной способобеспечить себе стабильное будущее. Именно благодаря росписи столичныххрамов такие художники, как Ван Даочжэнь, Янь Вэньгуй, Цуй Бо получилиофициальные должности при дворе.
Мастера редко расписывали храмы водиночку121. Как правило, они работали в коллективе, или, по меньшей мере,в тандеме с напарником. В крупных проектах по росписи храмов моглоучаствовать до ста и более человек. Процесс создания настенной росписисостоял их следующих этапов. Сначала наиболее опытный художник писалэскиз будущей композиции в уменьшенном размере (сяо-ян 小 樣 ).