Диссертация (Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв), страница 10

PDF-файл Диссертация (Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв), страница 10 Культурология (55994): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв) - PDF, страница 10 (55994) - СтудИзба2020-03-24СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв". PDF-файл из архива "Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

–прим. автора) <…> в день синь-вэй Цао Бинь отправил помощника посланца ТайюаньГо Шоувэня c извещением, о том, что Ли Юй, а также его сын, брат и сановникисамозванца, всего сорок пять человек, прибыли [ко двору] с подношениями» (“開寶九年 <…> 辛未,曹彬遣翰林副使太原郭守文奉露布,以江南國主李煜及其子弟、官屬等五十五人來獻。”) [Ли Дао, 2004, Т. 1, с. 361].48славы.

Известно, что художник Гао И бежал в Кайфэн из соседнегогосударства Ляо 91 , а пейзажист Янь Вэньгуй приплыл на лодке из Усина(совр. пров. Чжэцзян). Оба художника впоследствии благодаря рекомендациипокровителей получили должности при дворе и участвовали в росписистоличных монастырей (см. §1.2). Некоторые живописцы задерживались встолице лишь временно. Так известный пейзажист Ли Чэн из Инцю (г. Линьи,совр.

пров. Шаньдун) приехал в Кайфэн по приглашению своего земляка,чиновника Ван Пу (王朴,915–959), который собирался порекомендовать ЛиЧэна на службу. Ли Чэн не получил должности, но прожил в столиценесколько лет. Пейзажист рубежа X–XI в. Фань Куань из Чанъани частопутешествовал между Кайфэном и Лояном, а в поздние годы поселилсямежду горами Чжуннаньшань и Хуашань (совр. пров. Шэньси), где писалпейзажи северного Китая.

Пейзажист первой половины XI в. Сюй Даонин,тоже родом из Чанъани, приехал в Кайфэн в правление Чжэнь-цзуна (прав.997–1022) и поначалу продавал лекарства в аптечной лавке. Постепенно онприобрел славу среди местных ценителей искусства и начал зарабатывать назаказах частных лиц, а в преклонном возрасте вернулся на родину ужеизвестным художником (см.

прил. 2, Илл. 8). Хотя пребывание в Кайфэне ЛиЧэна, Фань Куаня и Сюй Даонина было эпизодичным, они оставили глубокойслед в художественной жизни столицы и приобрели большое числоподражателей (см. §3.3).Профессиональныехудожникимногопутешествовалиинеограничивались столичными заказами. На территории империи Сунсуществовало немало развитых региональных центров, где труд художниковбыл также высоко востребован.

Известно, что многие живописцы,работавшие в Кайфэн, также выполняли заказы монастырей или частных лиц91Киданьское государство Ляо (907–1125), с 947 г. – империя Великое Ляо, охватывалатерриторию совр. Монголии, а.о. Внутренняя Монголия, северо-востока Китая ичастично пров. Хэбэй, Шаньси и Хэнань.49в других городах. Так, например, художник Чжао Гуанфу расписал храмКайюаньсы в Сюйчане в окрестностях Кайфэна и после непродолжительнойслужбы при дворе вернулся на родину в Хуаюань (совр. пров.

Шэньси).Мастер изображения демонов и духов Ли Сюн также покинул придворнуюслужбу и вернулся в родной регион Бэйхай 92 , где продолжил расписыватьместные храмы. Сычуаньский художник Юань Жэньхоу, приехавший встолицу 965 г. после покорения Позднего Шу, вскоре вернулся в родной край,забрав с собой около десяти тетрадей с копиями рисунков древних мастеров.В старости, по словам Го Жосюя, он поселился в родной деревне и занималсяживописью для собственного удовольствия [Записки о живописи… , 1978, с.69].Некоторыерегиональныеживописцы,работавшиевКайфэне,продолжали поддерживать связь с родным краем. Например, художник изПозднего Шу Хуан Цзюйцай, ставший одним из главных придворныхживописцев правления сунского Тай-цзуна, в 998 г.

в возрасте шестидесятиодного года получил служебное назначение в Сычуань и за времяпребывания на родине расписал стены в местном монастыре Шэнсинсы.Рассмотрим теперь социальное происхождение художников, которыеработали в сунской столице в указанный период.1.2 Социальное происхождение художниковХудожники, которые проживали и работали в Кайфэне, принадлежаликразнымсоциальнымипрофессиональнымгруппам93.Самуюмногочисленную группу составляли профессиональные мастера. Живописьдля них была основной сферой деятельности и главным средством заработка.9293Установить географическое расположение региона Бэйхай 北海 в X–XI вв.

не удалось.Об этом красноречиво свидетельствует третья глава трактата Го Жосюя «Записки…», вкотором автор поделил художников на несколько категорий: отдельно упоминаютсяуспехи на поприще живописи императора Жэнь-цзун (прав. 1022–1063), далееперечисляются члены императорской семьи и чиновники разных уровней,прославившиеся как талантливые художники; затем помещены заметки о неслужилыхученых мужах и, наконец, после идут биографии профессиональных мастеров, включаямонахов. См.: [Записки о живописи… , 1978, с. 59–66].50Образование профессиональных художников обычно не выходило за рамкихудожественной практики и, как правило, было нацелено на освоениеопределенных техник, стилей и жанров. По этой причине в обществепрофессия художника обычно считалась узкоспециальным ремеслом. Ихсфера деятельности часто пересекалась с полу-ремесленным трудом ивключалапомимовсегопрочегодекоративноеоформлениежилыхинтерьеров и мебели, роспись усыпальниц, а также создание эскизов дляпредметов декоративно-прикладного искусства.Среди профессиональных художников встречались выходцы иззажиточных семейств.

Их финансовое состояние позволяло им заниматьсяживописью для собственного удовольствия. Так, например, по словам ЛюДаочуня, художник второй пол. X в. Сунь Мэнцин принадлежал к богатомувлиятельному роду и «не занимался промыслами» (不事產業) (см. прил. 1,№3). Сунь был прославленным последователем стиля танского мастера УДаоцзы (рубеж VII–VIII вв.), любил писать фигуры даосского и буддийскогопантеона и участвовал вместе с другим художниками в росписи столичныххрамов. Лю Даочунь упоминает другого живописца из зажиточной семьиСунь Хуайюэ, который также был последователем У Даоцзы.

Он происходилиз Аньдина (совр. пров. Ганьсу), «помогал нуждающимся, не занималсяпромыслами», «брался за кисть по вдохновению, его [работы] всегдасчитались превосходными» (см. прил. 1, № 26). В то же время известныслучаи, когда занятие живописью для художников из зажиточных семействмогло превратиться из хобби в вынужденное средство заработка.

ЛюДаочунь упоминает художника из состоятельной семьи Хао Чэна, которыйпрославился в живописи на религиозные сюжеты, включая изображениябуддийских и даосских божеств, духов и демоном. Хао Чэн поначалузанимался живописью «ради собственной утехи» (цзы-лэ 自 樂 ), однако,51промотав все богатство семьи, был вынужден зарабатывать на жизнь, рисуяпо заказу частных лиц (см.

прил. 1, № 39)94.Известно, что в эпоху Северная Сун живописью занимались такжепредставители различных специальностей, не связанных напрямую схудожественным ремеслом. Синь Чэн, например, служил военным, но средизнатоков живописи заслужил славу в изображении тигров. По словам ЛюДаочуня, «современники хвалили его [за то,] что он умел уловить свирепыйвид [зверя]» (см. прил. 1, № 76). Из военных чиновников также вышелхудожник Янь Вэньгуй из Усина (совр. пров. Чжэцзян).

В правление Тайцзуна (прав. 976–997) он в Кайфэн и начал продавать картины сизображением пейзажей и людей у ворот дворцового комплекса. Яняприметил придворный художник Гао И порекомендовал его императору наслужбу. Впоследствии Янь Вэньгуй получил должность живописца придворе и прославился в столице как талантливый пейзажист. По словам ЛюДаочуня, Янь Вэньгуй, рисуя пейзажи, «в замысле никогда не следовал[мастерам] древности и создал свой собственный стиль», «он [изображал]пейзаж во всем его многообразии, зритель будто смотрел на настоящиегоры» (см.

прил. 1, № 47). Биография Янь Вэньгуя демонстрирует, что спроснапроизведенияживописивстолицепозволяллюдямразныхспециальностей превратить занятие живописью в источник доходов.Талантливыехудожникивстречалисьивмонашескойсреде.Художники-монахи не были новым явлением в X–XI столетиях. Висточниках упоминается множество монахов VIII–X вв., проявивших свой94В собрании Музея изобразительного искусства в Бостоне имеется альбомный лист сизображением лошади и конюха (人馬圖葉, инв. № 17.741). В верхнем левом углурисунка стоит подпись: «Кисть Хао Чэна» (郝澄笔).

Иероглиф би 筆 «кисть» можетуказывать на авторство Хао Чэна, так и на то, что рисунок написан в манере этогохудожника. Подпись выполнена почерком «тонкого золота» (шоуцзиньшу 瘦 金 書 ),ассоциирующимся со стилем каллиграфии сунского императора Хуэй-цзуна (прав.1100–1126).52талант в пейзажном, фигуративном, портретном и других жанрах95. Немаломонахов-художников работало в сунской столице. Монах Цзюйжань,перебравшийся в Кайфэн из покоренного Южного Тан (937–975), искуснописал пейзажи и получил приглашение расписать главный зал Институтаученых мужей Сюэшиюань (см.

§2.4.1). Его современник, монах Цзичжао избывшего государства Уюэ (902–978)96, по сообщению Го Жосюя, расписалпейзажными видами ширмы в столичном монастыре Сянгосы. Сферойнастоящего доминирования монахов в живописи был портретный жанр.Многие буддийские и даосские монахи владели нормами физиогномики(сяншу 相術 или сянфа 相法, досл. «мастерство» или «методы [гадания по]лицу»), которые позволяли по определенным чертам лица предсказатьбудущее портретируемого97.

На этом поприще прославился монах Юань Ай,который служил личным портретистом императора Тай-цзуна и пользовалсяпопулярностью среди членов императорской семьи (см. §2.1.4).Известны случаи, когда потомственные профессиональные художникиполучаликлассическоеобразованиеисочеталихудожественнуюдеятельность с государственной службой.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее