Диссертация (Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв". PDF-файл из архива "Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Данная глава начинается с анализа политики второгосунского императора Тай-цзуна (прав. 976–997) в сфере покровительстваискусству. Далее мы переходим непосредственно к анализу системыгосударственного руководства сферой живописи и подробно рассматриваемтакие аспекты, как комплектование штата придворных художников и системапоощрения живописцев. Далее мы анализируем практику государственныхзаказов и пытаемся ответить на вопрос, какую функцию выполняла живописьв придворной культуре рассматриваемого периода.
В заключение главырассматривается проблема отношения художников к придворной службе.43В третьей главе – «Художник и частный заказчик» – мы переходимк городской культуре и пытаемся ответить на вопрос, какой статус занималхудожникзапределамиимператорскогоусловияэкспонированияхарактеризуютсядвора.иВпродажиначалеглавепроизведенийживописи в Кайфэне X–XI вв.
Далее обозначается круг заказчиковхудожественной продукции и сфера работ, которые художники выполнялипо заказу частных лиц. В заключении данной главы мы обращаемся кпроблеме взаимоотношения художника и заказчика, выделяем основныеформы покровительства и делаем выводы о статусе художника в городскойкультуре и престиже профессии художника.В Приложении № 1 дается краткая характеристика трактата ЛюДаочуня «Оценки …» и приводится перевод данного трактата на русскийязык с дублированным текстом на классическом китайском языке. ВПриложении № 2 приводятся иллюстрации отдельных работ художников,упомянутых в диссертации.В данном исследовании мы следуем правилам транслитерации словкитайскогоязыканарусскийязык,основаннойнанормативнойтранскрипционной системе Палладия.
Иероглифическая запись специальныхтерминов, имен собственных, топонимов и названий архитектурных построекприводится в конце диссертации в разделе «Указатель имен и терминов».Соответствие паспорту специальности. Проблематика и выводыдиссертации соответствуют паспорту специальности 24.00.01 – «Теория иистория культуры», а именно пунктам: 1.13. Факторы развития культуры;1.18 – Культура и общество; 1.21 – Традиционная, массовая и элитарнаякультура; 1.23. – Личность и культура; 3.7. – Социальные факторы развитиякультуры. 3.25. – Социология художественной культуры.44ГЛАВА 1. Художники в Кайфэне81Первая глава посвящена анализу особенностей художественногоремесла в столице империи Сун в конце X – первой половине XI вв.
Преждевсего обозначим исторические условия, в которых город Кайфэн возник какцентр художественной жизни империи.После основания империи Сун в 960 г. политическим центром новогогосударства был выбран г. Кайфэн (совр. пров. Хэнань)82. Город располагалсяна западной оконечности Великой Равнины и лежал на пересечениимногочисленных торговых путей и водных каналов, соединявших север сбогатыми районами южного Китая. Уже в документах VII в.
Кайфэнупоминается как процветающий торговый центр. На протяжении первойполовины X в. он служил столицей четырех северных «династий» ПоздняяЛян (907–923), Поздняя Цзинь (936–947), Поздняя Хань (947–950) и ПоздняяЧжоу (951–960)«крупнейший83, а после основания империи Сун превратился вполитическийцентр,важнейшийкоммерческийипроизводственный город, самую крупную военную базу и эпицентркультурного влияния империи» [Ma, 1971, p.
106].Первые сунские императоры Тай-цзу (прав. 960–976) и Тай-цзун (прав.976–997) направили большие усилия на централизацию власти при дворе,сосредоточив в Кайфэне органы центрального правительства8182838484. ДляДля подготовки данной главы использовался материал статьи «Профессия художника вКитае X-XI вв.». См.: [Панова, 2019-a].В источниках сунского периода столица империи упоминается под разныминазваниями – Бяньлян, Далян и пр. Для удобства мы будем пользоваться современнымтопонимом «Кайфэн».Политический центр Поздней Тан (923–937) располагался в Лояне.Первый сунский император Тай-цзу хотел перенести столицу из Кайфэна в свой роднойгород Лоян, однако под напором отдельных сановников и своего родного брата,будущего правителя Тай-цзуна, император решил оставить столицу в Кайфэне.
ЗаЛояном был закреплен статус «Западной столицы», а Кайфэн получил название«Восточной столицы» [Heng, 1999, p. 136]. Подробнее о статусе Лояна в эпохуСеверная Сун см.: [Чжан Сянъюнь, 2010]45восстановления имперской государственности правители сделали основнуюставку на гражданских чиновников. Как отмечают историки данного периода,«громоздкийбюрократическийаппаратслужилнадежнойопоройимператорской власти, авторитарность которой также не имела прецедента впрошлом. Все провинциальноечиновничество, вплоть доуездного,назначалось из центра и подчинялось только двору» [Китайский этнос… ,1984, с.
25]. В столице размещался императорский двор и основныеадминистративные ведомства. Завоевательные походы сунской армии итерриториальная экспансия империи в 960–970-е гг. оказали огромноевлияние на благосостояние столицы. Благодаря покорению обширныхтерриторий на юге и юго-западе Китая, сунскому правительству удалосьзавладетьключевымиторговымиартериямииобеспечитьпритокматериальных и продовольственных ресурсов в столицу. Из богатых южныхрегионов в Кайфэн везли шелк, чайный лист, металлы, драгоценности,древесину, бумагу и прочее сырье [Yoshinobu, 1992, p.
92]. Уже к концу X в.Кайфэн превратился в один из самых процветающих и богатых городовимперии. Экономическое процветание столицы также стимулировало резкийрост городского населения. В 975 г. численность зарегистрированногонаселения составляла 178,631 дворов, а к 1102 г. достигла 261,117 дворов[Kracke, 1975, p.
66]. Состав столичного населения был очень разнообразный.В Кайфэне проживали родственники императорской семьи, наследственнаязнать, ученые и многочисленные чиновники. Среди горожан такжечислились купцы, ростовщики и землевладельцы. В городе и егоокрестностях была расквартированы многочисленные отряды солдат,охранявших императорский двор 85 . Столица привлекала тех, кто искалвозможности заработать на активно развивавшейся торговле или получитьместо в государственных органах. Кайфэн стремительно рос как торговоремесленный центр, поэтому важную часть городского населения также85Подробнее см.: [Ma, 1971, p. 108–113].46составляли представители ремесленно-торговых профессий [Стужина, 1979,с.
160]. Казенные и частные мастерские обслуживали нужды высших слоевнаселения, изготавливали изделия для двора, знати, чиновников изажиточных горожан. Благодаря концентрации денежных средств в столице,стремительно рос спрос на предметы роскоши, включая произведениякаллиграфиииживописи.Строительствомонастырейиукрашениедворцового комплекса, в свою очередь, требовало участия большого числамастеров художественных специальностей. Благодаря этим обстоятельствамКайфэн стал местом притяжения для художников со всей империи.1.1 География происхождения художниковРегион Хэнань на протяжении первой половины X в.
служил аренойполитических действий пяти независимых государств. Известно, что придворе кратковременных северных режимов в Кайфэне и Лояне служилиместные художники [Сюй Юйцин, 1999]. Лю Даочунь в своем трактате«Оценки…» упоминает по меньшей мере девять уроженцев Кайфэна и десятьмастеров из различных областей Хэнани, которые работали в столице впервой половине эпохи Северная Сун. Объединение Китая в 960–970-х гг.способствовало центростремительному движению художников в Кайфэн. Изтрактата Лю Даочуня «Оценки…» следует, что в первой половине эпохиСеверная Сун помимо местных мастером, в столице работали художники изсовр.
пров. Сычуань, Цзянси, Цзянсу, Чжэцзян, а также выходцы изсеверного Китая, включая совр. пров. Шэньси, Шаньси, Ганьсу, Шаньдун иХэбэй 86 . Первая волна переселения художников из регионов в столицу86Лю Даочунь в трактате «Оценки…» упоминает тридцать два художника из бассейнаНижнего течения Янцзы (совр. пров. Цзянсу, Цзянсу и Чжэцзян) – они занимают третьвсех биографий в его трактате. Среди них, по крайней мере, шесть человек работало вКайфэне в первой половине эпохи Северная Сун. В трактат также включены биографиипятнадцати уроженцев Сычуани, одиннадцать из которых перебрались в Кайфэн.
Средимастеров из северных регионов упоминаются восемь художников из Шэньси, пятьживописцев из Шаньдуна, четыре художника из Ганьсу, три художника из Шаньси иодин художник из Хэбэя.47пришлась на 960–970 гг., когда территории независимых государственныхобразований вошли в состав империи Сун. В этот период в Кайфэнперебралось немало профессиональных мастеров, ранее служивших придворе покоренных государств. После того как в 965 г. сунская армиязавоевала государство Позднее Шу (934–965)87, местный правитель Мэн Чан(прав. 934–965) вместе с членами семьи и придворной свитой был вынужденпереехать в Кайфэн и лично предстать перед сунским императором 88 .
Заправителем Позднего Шу в столицу перебрались придворные живописцыХуан Цзюйцай, Сяхоу Янью, мастер монументальной живописи ГаоВэньцзинь с сыновьями Гао Хуайцзе и Гао Хуайбао, Чжао Юаньчан, Ши Кэи пр. Десятилетием позже в 975 г. после покорения государства Южное Тан(937–975)89 вслед за местным правителем Ли Юем (прав.
961–975) в Кайфэнприехали его придворные художники Цай Жунь, Ли Чжаоцин, Дун Юй и пр.90Большинство из этих мастеров были впоследствии зачислены на службусунскому двору (см. §2.2).Государственные заказы императорского двора и высокий спрос напроизведенияживописиусилилицентростремительноедвижениехудожников в столицу. Многие профессиональные мастера сознательноперебирались в Кайфэн в поисках заработка, влиятельных покровителей и87888990Столица Позднего Шу располагалась в г. Ичжоу (совр. г. Чэнду). Государствоохватывало большую часть совр. пров. Сычуань, юго-восток Ганьсу, юг Шэньси изапад Хубэя.Сунчао шиши (цз.
17): «[Мэн] Чан, [его] брат, самозванный чиновник Ли Хао иостальные тридцать два человека прибыли к воротам дворца, все одетые в простыеодежды и шапки из тонкого шелка» (“昶及弟偽官李昊等三十二人至闕下,皆素服紗帽。”) [Ли Ю, 1983, с. 197].Политический центр государства Южное Тан располагался в г. Цзинлине (совр. г.Нанкин). Территория государства включала юг современной пров. Цзянсу, земли пров.Аньхуэй, Хубэй, Цзянси и часть Фуцзянь.Сюй цзыцжи тунцзянь чанбянь (цз. 17): «В девятый год правления Кайбао (976 г.