Диссертация (Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв". PDF-файл из архива "Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
пров. Ганьсу и Шэньси 104 . Профессиональнаядеятельностьхудожниковначиналасьдостаточнорано.Мастерфигуративной живописи У Цзунъюань получил свой первый серьезный заказв семнадцать лет, когда его пригласили расписать стены в святилищеЛаоцзымяо под Лояном. Каллиграфия и живопись входили в программуобразования детей ученых и чиновников. Так, например, Го Чжуншу уже всемь лет читал конфуцианское девятикнижие, освоил каллиграфическийпочерк дачжуань и сяочжуань105и копировал образцы архитектурнойживописи [Линь Шучжун, 2007, c.
5].В среде профессиональных художников мастерство часто передавалосьот отца к сыну. В истории живописи VIII–X вв. известно немалохудожественных династий, насчитывавших два-три и больше поколенийживописцев. Многие мастера, работавшие в Кайфэне в X–XI вв., тоже быливыходцами их семейств, связанных с художественным промыслом 106 . Так,например,присунскомдвореслужилпотомственныймастермонументальной живописи из Сычуани Гао Вэньцзинь (см. прил. 2, Илл. 3).Его дед Гао Даосин и отец Гао Цунъюй служили при дворе правителейСюаньхэ хуапу (цз. 4): “始年十三師郭巡官,郭忘其名。越四年所學過郭遠甚,慮掩郭名徙寓秦川往往秦川僧舍畫壁尚有存者。” [Сюаньхэ хуапу, 2000, с. 74].105Почерки дачжуань 大篆 и сяочжуань 小篆 – разновидности почерка чжуаньшу 篆書,который сформировался в Китае в II–I тысячелетии до н.э. Почерк дачжуань восходитк периоду Восточное Чжоу (770–256 гг.
до н.э.). Этим почерком были выполненынадписи на ритуальных бронзовых изделиях. Образцы почерка дачжуань такженаходят на поверхности каменных ножей, деревянных планок, шелке и пр. Почерксяочжуань появился в результате реформы письменности, проведенной в эпоху Цинь(221–207 гг. до н. э.). Написание иероглифов стало строго унифицированным все знакидолжны были писаться с ровными, одинаковыми по толщине линиями и располагатьсяв стройные вертикальные столбцы. Начиная с эпохи Хань (206 г. до н. э. – 220 г.
н. э.)данный почерк использовался для выполнения заглавных надписей на стелах и свитках.См.: [Белозерова, 2007, с. 41].106В трактатах упоминается сорок одна художественная династия эпохи Северная Сун(960–1127) и двадцать девять семейств эпохи Южная Сун (1127–1279). Из нихсемнадцать семейств были выходцами из северных регионов Китая, двадцать четыре –с юга [Чжэн Чжицай, 2012, c.
12]. Одну из крупных художественных XII в. представлялрод Ма, насчитывающий пять поколений живописцев, включая придворныххудожников эпохи Южная Сун (1127–1268) Ма Юаня и его сына Ма Линя [Jang, 1989, p.33–34].10458государства Раннее и Позднее Шу (909–925, 934–965) и прославились какмастера буддийских сюжетов. Гао Вэньцзинь, в свою очередь, передалмастерство своим сыновьям Гао Хуайцзе и Гао Хуайбао, которые такжеполучили должности при сунском дворе.
Го Жосюй отметил в своей заметкео Хуайбао следующее: «Род Гао начиная с Гао Даосина и до этих двухбратьев, на протяжении четырех поколений занимались живописью. Хотя иговорят, что его [Гао Хуайбао – прим. автора] искусство не достиглосовершенства, он не уронил семейной репутации; их хвалили из поколения впоколение, так что можно (только) восхищаться» [Записки о живописи… ,1978, с.
84]. Известный род профессиональных художников представляласемья Хуан Цюаня, прославленного мастера жанра «цветы и птицы». ХуанЦюань учился у танского живописца Дяо Гуанъиня 107 и тоже служил придворе правителей Раннего и Позднего Шу. Он передал мастерство своимпяти сыновьям. Его старший сын Хуан Цзюйбао был искусен в изображениицветов, птиц, камней и сосен, но скончался в возрасте сорока лет 108 .Младший сын Хуан Цзюйцай после покорения Позднего Шу перебрался вКайфэн и получил должность живописца при дворе второго сунскогоимператора Тай-цзуна (см.
§2.3–2.4). Хуан Цзюйцай унаследовал репутациюсвоего отца и секреты его мастерства. По мнению Лю Даочуня, он был однимиз немногих потомственных художников, чье имя можно было поставить водин ряд с прославленным отцом. Среди художников первой половиныСеверной Сун также было много потомков живописцев южного регионаЦзяннань. Данный регион еще в X в. славился мастерами изображенияДяо Гуанъинь (ок. 852–935) или сокр.
Дяо Гуан – художник второй пол. IX – начала Xвв. Перебрался из танской столицы Чанъань в Сычуань. Прославился в изображениицветов, птиц, драконов в воде, бамбука и камней. См.: [Хуан Сюфу, 2002, с. 194].108В собрании музея Гугун в Пекине имеется рисунок Хуан Цюаня «Редкие птицы,написанные с натуры» (см.
прил. 2, Илл. 9). Хуан Цюань выполнил данный рисунок вкачестве образца для обучения своего сына Хуан Цзюйбао. На пустом фоне художниквыполнил отдельные зарисовки птиц, рептилий и насекомых, а в нижнем углу вдольлевого края рисунка сделал надпись: «Cыну Цзюйбао для обучения» 付子居寶習 [Гугунбоуюань… , 2004, Т.
2, с. 2].10759цветов, птиц, диких трав и деревьев. Художники Тан Су и Тан Чжунцзоунаследовали стиль своего деда, мастера Тан Сия, прославившегосязарисовками дикой природы южного Китая с изображением «терновника,камелии, кудрании, финиковых деревьев, птиц, трав и насекомых» (см. прил.1, № 79). Сюй Чунсы и Сюй Чунсюнь продолжили при Северной Суннаследие своего деда Сюй Си, мастера изображений дикорастущих растенийи бамбука. По словам Лю Даочуня, они «рисовали травы, насекомых,сезонные фрукты, цветы, деревья, шелкопрядов и их коконы, особенноискусно [изображали] деревья с переплетающимися [ветвями и стволами] исвисающие до земли финики», «умели уловить внешнее сходство» и«унаследовали стиль своего деда» (см.
прил. 1, № 84–85). В сунской столицетакже славились потомственные художники северного Китая. Среди них ЛюДаочунь упоминает Ван Гуаня из Лояна и его сына Ван Дуаня, Ван Чжо изХэдуна и сына Ван Цзюйчжэна и Ван Жэньшоу из Кэйфэна с сыном ВанШиюанем.Немало художников, работавших в столице и за ее пределами, былиучениками прославленных мастеров X в. Так, например, сычуанец СяхоуЯнью и Ли Хуайгунь учились живописи у Хуан Цюаня. Первый перебрался вКайфэн ок.
965 г. и продолжил развивать наследие своего мастера на службеу сунских правителей. В учениках у прославленного мастера живописицветов XI в. Чжао Чана состоял его земляк Ван Ю. Поначалу Ван Ю работалу художника в качестве мелкого прислужника, но со временем сампрославился как художник. Согласно источникам, «каждый раз, когдаокружной генерал приказывал Чжао Чану написать картину, [художник]отправлял [Ван] Ю выполнить поручение и удовлетворить [его просьбу]. Стечение времени его мастерство приблизилось к [уровню Чжао] Чана» 109. По109Дунчжай цзиши (цз.
4): “州將每令趙昌畫,則遣有服事供應之。久,其畫遂亞於昌。”[Фань Чжэнь, 1983, с. 600].60замечанию Лю Даочуня, Ван Ю настолько хорошо перенял манеру учителя,что коллекционеры нередко путали их работы (см. прил. 1, № 95).Распространенной формой обучения художника в эпоху Северная Сун,как и в прежние периоды, оставалось изучение и копирование образцовпрославленных мастеров. Особо важную роль копирование имело в обучениимастеров религиозной живописи.
Монастыри, богато украшенные росписями,служили местами паломничества для художников, желавших изучить манерувеликих мастеров древности и современности. В первой половине эпохиСеверная Сун моделью для подражания среди художников-монументалистовсчитался танский мастер рубежа VII–VIII вв. У Даоцзы. В конце десятого иначале одиннадцатого столетий в некоторых монастырях в окрестностяхЛояна еще можно было увидеть оригинальные фрагменты его стенописей110.Живописцы со всех окраин приезжали в эти монастыри, чтобы скопироватьобразцы росписей великого У Даоцзы. Непосредственный контакт соригинальным рисунком позволял художнику изучить технику линеарногорисунка и индивидуальный стиль мастера.
Так, например, художниксамоучка Ван Гуань специально отправился в даосское святилищеЛаоцзымяо, расположенное в горах Бейманшань к северу от Лояна, чтобыскопировать сохранившиеся росписи У Даоцзы. Благодаря этому Ван Гуаньосвоил манеру танского художника и стал, по отзыву Лю Даочуня, лучшиммастеромфигуративнойживописи960–970-хгг.111Прославленнымподражателем манеры У Даоцзы был также художник Сунь Мэнцин. ОнКритик IX в. Чжан Яньюань упоминает пять монастырей в Лояне, где можно былоувидеть росписи У Даоцзы в его время. См.: [Чжан Яньюань, 2000].111Росписи в монастырях, как правило, были общедоступны, поэтому многие художникиимели возможность изучать стиль прославленных мастеров древности по оригиналам.Однако известны случаи, художники пытались заполучить эксклюзивные права наобразцы стенописей, чтобы в одиночку раскрыть «ноухао» мастеров древности.Согласно трактату Кан Юйчжи (XII в.) Цзомэнлу, когда местный чиновник началреставрацию святилища Лаоцзымяо, он нанял человека, чтобы продать росписи УДаоцзы.
Один отшельник выкупил фрагменты стенописи и, закрывшись дома, три годаизучал манеру танского художника. Когда он освоил стиль У Даоцзы, то загрузилфрагменты росписей в телегу и утопил их в реке Лохэ [Кан Юйчжи, 2008, с. 91–92].11061настолько близко копировал образцы живописи танского живописца, что внароде получил прозвище Сунь-тоби (孫脫壁, досл. «Сунь, копирующий состен»).