Диссертация (Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв". PDF-файл из архива "Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Продолжениек [запискам о] живописи). Чанша: Хунань мэйшу чубаньшэ, 2004. 426 c.Чжоу Ми. Юньянь гоянь лу // Цюаньсун бицзи. Ди ба бянь. И / Шанхай дасюэ гуцзичжэнли цяньцзюсо бянь (Полное собрание сунских бицзи. Восьмое издание. Т.1).Чжэнчжоу: Дасян чубаньшэ, 2017. С. 1–86.Тан Хоу.
Гуцзинь хуацзянь // Чжунго шухуа цюаньшу (Полное собрание сочинений окаллиграфии и живописи Китая. Т.2). Шанхай: Шанхай шухуа чубаньшэ, 2000. С. 894–903.Ми Фу. Хуа ши // Сунжэнь хуалунь (Теория живописи эпохи Сун). Чанша: Хунаньмэйшу чубаньшэ, 2010. C. 107–194.37можно поделить на несколько классов.
Первый класс представленнормативными историями Сун ши (宋史 История Сун) 73 и Ляо ши (遼史История Ляо)74, опубликованными в ныне известном варианте в XIV в. поинициативе крупного юаньского государственного деятеля Токто (кит. Тото脱脱,1314–1355) [История Китая… , 2016, с. 39, 42]. Немалый интерес длянаспредставлялразделСуншиподназваниемЛечжуань(досл.«Расположенные по порядку жизнеописания»), в котором содержатсясведения о государственных служащих, принимавших участие в руководствесферой живописи при дворе или входивших в круг покровителейхудожников.
Во второй класс входят официальные исторические хроники,написанныепозаказуимператорскогодвора.Книмотноситсяисториографическое сочинение Цзычжи тунцзянь ( 資 質 通 鑒 Всеобщеезерцало, управлению помогающее)75, завершенное сунским историком СымаГуаном (1019–1086) и его соавторами ок. 1084 г. Данное сочинениеохватывает историю Китая с 403 г.
до н.э. вплоть до 960 г., т.е.непосредственного до начала эпохи Северная Сун [История Китая… , 2016, с.37]. В нашем исследовании мы обращались к данному источнику лишьэпизодически. Бóльший интерес для нас представлял свод Ли Дао (1115–1184)Сюй цзычжи тунцзянь чанбянь (續資治通鑒長編 Развернутое продолжение к[хроникам] ‘Всеобщее зерцало, управлению помогающее’) 76 , составленныйок. 1174 г. Он включил в себя историю эпохи Северная Сун с 960 г.
по 1127 г.и был написан как дополнение и продолжение к вышеуказанному трудуСыма Гуана [Флуг, 1959, 234; История Китая, 2016, с. 38]. Данный классСун ши / Тото дэн чжуань (Сост. Тото и др.). Т.1–20. Пекин, Шанхай: Чжунхуа шуцзюй,1977.74Ляо ши / Тото дэн чжуань (Состав. Тото и др.). Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 2016.
1755 с.75Сыма Гуан. Цзычжи тунцзянь. Вэньбай дуйчжао цаньи. Ди сы бань. Ди у цэ (Полноесобрание на вэньяне с дублированным переводом на современный китайский язык.Четвертое издание. Т.5). Пекин: Чжунго цайчжэн цзинцзи чубаньшэ, 2000. 5318 с.76Сюй цзычжи тунцзянь чанбянь / Ли Дао чжуань (Сост.
Ли Дао). Пекин: Чжунхуашуцзюй, 2004. 12566 c.7338источников дополнили частные, неофициальные хроники, такие каксочинение Тянь Си (940–1004) Сяньпин цзи ( 咸 平 集 Собрание [годов]Сяньпин) 77 и хроника Ли Юя (XII в.) Сунчао шиши (宋朝 事 實 Событиявремен правления Сун). Материалы хроник позволили нам включитьбиографии художников в общий исторический контекст и расширить нашисведения о покровительстве сунского двора в сфере искусства. Наконец,отдельно следует упомянуть собрание Сун хуэйяо цзигао ( 宋 會 要 輯 稿Черновой свод важнейших документов эпохи Сун) 78 . Данный сборникявляется фрагментарной реконструкцией ныне утерянного свода Сун хуэйяо( 宋 會 要 Свод законов [эпохи] Сун) и служит важнейшим источникомсведений по политической, экономической и социальной истории Китая X–XIII вв. Он включает в себя эдикты, доклады и другие официальныедокументы, отражающие разные аспекты сунской государственности ибюрократической системы.
Для настоящего исследования важное значениеимел раздел Чжигуань ( 職 官 Ранги и чиновники), в котором собранысведения о различных придворных ведомствах. В семьдесят девятой итридцать шестой главах данного раздела содержатся важнейшие сведения офункционировании придворного Департамента живописи. Данный своддокументов позволил нам реконструировать институциональную историюДепартамента живописи первой половины эпохи Северная Сун и сделатьвыводы о системе поощрения придворных художников и их ранговом статусев бюрократической иерархии (см. §2.2–2.3).Третий тип источников представляют авторские сборники бицзи 筆記,написанные между X–XIII вв.
Согласно замечанию исследователя сунскихбицзи И.А. Алимова, данный литературный жанр появился еще в эпоху Тан7778Тянь Си. Сяньпин цзи // Цзинъинь вэньюаньгэ сыку цюаньшу. Ди и лин ба у цэ.(Фотокопия «Полного собрания книг по четырем разделам» из книгохранилищаВэньюаньгэ. Т. 1085.). Тайбэй: Тайвань шанъу иньшугуань, 1983. С.
353–564.Сунхуэйяоцзигао—[Электронныйресурс]—Режимдоступа:http://www.guoxuedashi.com/a/6224d/39(618–907), но получил широкое распространение в эпоху Северная и ЮжнаяСун (960–1127, 1127–1279). Сочинения данного типа делятся на сборники,содержащиеисторическиесведениянеофициальногохарактера,дополняющие официальные сочинения; сборники, содержащие научныенаблюдения о разного рода неточностях, ошибках, допущенных в другихисточниках; собрания анекдотов, высказываний, шуток и сведений самогоразного содержания [История Китая… , 2016, с. 598]. Истории о сунскиххудожников встречаются в авторских сборниках лишь эпизодически, однакодаже короткие эпизоды из жизни живописцев в ощутимой степениобогащают данные биографических трактатов, перечисленных выше.
Вданном исследовании мы использовали сведения из сборников Чао Цзюна(951–1034), Ян И (974–1020), Ван Бичжи (1031–?), Пан Юаньина (втор. пол.XI в.), Шао Бо (?–1158), Ван Инлиня (1223–1296), Лу Юя (XIII–XIV вв.), СуСянсяня (рубеж XI–XI вв.), Фань Гунчэна (XII в.) и пр.79 Необходимо такжеупомянуть авторские сборники, посвященные воспоминаниям о сунскихстолицах – это сочинение Мэн Юаньлао (XII в.) Дунцзин мэнхуа лу (東京夢華錄 Записи прекрасных снов о Восточной столице) и сборник У Цзыму (XIII в.)Мэн лян лу (夢梁錄 Записи снов о столице). В этих сборниках среди прочегосодержатся богатые сведения о быте городского населения, рынках, ярмарках,кварталах развлечений и коммерческих заведениях, существовавших встолицах эпохи Северная и Южная Сун Кайфэне и Линьани. Данные этихисточников позволили нам представить общий контекст развития городскойкультуры в XI–XII вв.79За исключением отдельных случаев, бóльшая часть авторских сборников,используемых в данной диссертации, были взяты из двух многотомных изданий:Цюаньсун бицзи ( 全 宋 筆 記 Полное собрание сунских бицзи.
Чжэнчжоу: Дасянчубаньшэ) и Цзинъинь вэньюаньгэ сыку цюаньшу (景印文淵閣四庫全書 Фотокопия«Полного собрания книг по четырем разделам» из книгохранилища Вэньюаньгэ.Тайбэй: Тайвань шанъу иньшугуань, 1983).40К четвертому типу источников относятся эпитафии мучжимин 墓誌銘.Эпитафии содержат важные биографические сведения об историческом лицеи активно привлекаются в современных исторических исследованиях.Данный тип источника редко используется в исследованиях по историикитайского искусства, отчасти потому, что количество известных намэпитафий, написанных на имя художников, весьма скудное.
Американскийискусствовед Вайкам Хо одним из первых включил в исследование текстэпитафии для анализа биографии сунского пейзажиста Ли Чэна [Ho, 1972]. Внастоящей работе мы обратились к тексту эпитафии, составленной на имявладельца столичной таверны Сунь Шобиня, одного из крупнейшихпокровителей художников во второй половине X в. (см. §3.4)80. Данная текст,насколько нам известно, еще не привлекал внимания исследователей ни вКитае, ни на Западе. Полные названия всех используемых в диссертацииисточников и имена авторов на китайском языке приведены в спискелитературы в разделе «Источники».Научно-практическаяполученныевданнойзначимостьдиссертации,могутисследования.бытьВыводы,использованыдлясравнительного анализа проблемы статуса художника в Китае в разныеисторические периоды.
Кроме того, полученные выводы также могут бытьполезны для изучения общих закономерностей развития изобразительногоискусства на фоне процесса централизации власти в ранние периодысуществования империи как в Китае, так и в других азиатских регионах.Наконец, анализ бытования живописи в городской культуре, представленныйв третьей главе диссертации, может дополнить исследования традицииколлекционирования предметов искусства в Китае в разные историческиепериоды.Отдельныеглавыдиссертационнойработымогутбытьиспользованы для подготовки учебных курсов и семинаров по истории80Лю Кай.
Хэ дун цзи (Свод [записей] о [регионе] Хэдун). Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 2015.265 с.41искусства и культуры Китая, а также общего методического курса посоциологии искусства указанного региона. Перевод трактата Лю Даочуняпрославленных«Оценкихудожниковцарствующейдинастии»,представленный в приложении к диссертации, может быть использован длясоставления учебных пособий или хрестоматий по истории культуры Китаяна классическом китайском языке.Степень достоверности полученных результатов. В настоящемисследовании мы использовали широкий круг исторических источников,чтобыкакможноболееобъективноикритическиосмыслитьфактологический материал, приведенный в жизнеописаниях художников.Контекстныйанализдеятельностихудожниковпозволилуточнитьраспространенные в отечественной историографии неточности.
Данныхподход, на наш взгляд, помог нам обеспечить достоверность полученныхрезультатов.Апробация. Основные результаты исследования были опубликованы вряде статей в университетских и академических журналах. Положениядиссертации были апробированы при чтении докладов на российских изарубежных научных конференциях и семинарах, среди которых Vежегодная конференция «Письменные памятники Востока: проблемыперевода и интерпретации» (Москва, Институт востоковедения РАН, 2015),XLVI научная конференция «Общество и государство в Китае» (Москва,Институт востоковедения РАН, 2016), научный семинар “China ProjectWorkshop” (Нью-Йорк, Институт изобразительных искусств при Ньюйоркском университете, 2016), 34-ый Всемирный конгресс по историиискусства CIHA (Пекин, International Committee for Art History, 2016), XVIIIТрадиционные чтения памяти Г.А. Ткаченко (Москва, РГГУ, 2017), научныйсеминарвЦентреизучениякультурыиценностей(Вашингтон,Католический университет Америки, 2018), научный семинар «Души и духив китайской культуре» (Москва, ИКВИА ВШЭ, 2019).
Материалы42диссертации также были использованы при подготовке лекций подисциплине «Искусство стран Дальнего Востока» и «Культура Китая» вРоссийскомгосударственномгуманитарномуниверситете,Российско-китайском учебно-научном центре «Институт Конфуция РГГУ» (2012–2013),Институте журналистики и литературного творчества (2015–2016), а такжеряда публичных лекций.Структура диссертации обусловлена поставленными в данномисследовании задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав,заключения, указателя имен и терминов, списка литературы и двухприложений.Первая глава – «Художники в Кайфэне» – посвящена живописцам,которые работали в столице империи в первой половине эпохи Северная Сун.Вданнойглавемыанализируемтакиевопросы,какгеографияпроисхождения художников в Кайфэне, их социальное происхождение,профессиональная подготовка, степень жанровой специализации, способызаработка и профессиональное окружение живописцев.Во второй главе – «Система государственного руководства сферойживописи»–анализируетсяпроблемастатусахудожникаприимператорском дворе.