Диссертация (Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв". PDF-файл из архива "Статус художника в придворной и городской культуре Китая в X-XI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования«Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ)Институт восточных культур и античностиКафедра истории и филологии Дальнего ВостокаНа правах рукописиПанова Ольга СергеевнаСТАТУС ХУДОЖНИКА В ПРИДВОРНОЙ И ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЕКИТАЯ В X–XI ВВ.Диссертацияна соискание ученой степени кандидата культурологииСпециальность 24.00.01 – Теория и история культурыНаучный руководитель –доктор искусствоведения, профессорБелозерова В. Г.Москва20192ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ ..............................................................................................................
4ГЛАВА 1. Художники в Кайфэне........................................................................ 441.1 География происхождения художников .............................................461.2 Социальное происхождение художников ...........................................491.3 Профессиональная подготовка ............................................................561.4 Специализация по жанрам ....................................................................611.5 Способы заработка и профессиональное окружение ........................68Вывод к главе 1..............................................................................................75ГЛАВА 2. Система государственного руководства сферой живописи ........... 782.1 Покровительство правящего дома .......................................................782.2 Комплектование штата придворных художников .............................892.3 Способы поощрения придворных художников ...............................1032.4 Художественные заказы императорского двора ..............................1142.4.1 Настенная живопись .....................................................................
1142.4.2 Расписные ширмы ......................................................................... 1222.4.3 Свитки ............................................................................................ 1242.4.4 Веера ............................................................................................... 1322.5 Отношение художника к придворной службе ..................................134Выводы к Главе 2 ........................................................................................139ГЛАВА 3. Художник и частный заказчик ........................................................
1433.1 Экспонирование и продажа живописи в городской среде ..............1433.1 Круг заказчиков ...................................................................................1533.2 Сфера заказов .......................................................................................1613.3 Формы покровительства .....................................................................1663.4 Взаимоотношение художника и заказчика .......................................174Вывод к главе 3............................................................................................1813ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...................................................................................................
184УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН И ТЕРМИНОВ ................................................................ 186СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................... 194ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ............................................................................................... 223Перевод трактата Лю Даочуня «Оценки прославленных художниковцарствующей династии» .....................................................................................
2231.Об источнике........................................................................................2232.Перевод .................................................................................................229ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Иллюстрации ...................................................................... 3354ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. Данное исследование посвященомало изученной в отечественной науке теме статуса художника в придворнойи городской культуре Китае в первой половине эпохи Северная Сун.Эпоха Северная Сун (960–1127) является важной вехой в историикультуры Китая.
В 960–970-х годах в Китае произошли серьезныегеополитическиеперемены.Насменупериодаполитическойраздробленности, известного как период «Пяти династий и десятигосударств», пришло царствование империи Сун под властью правящегодома Чжао. Первые сунские правители Чжао Куанъинь (прав. 960–976) иЧжао Куанъи (прав. 976–997) объединили страну и положили начало новойимперии, сохранявшей территориальную целостность вплоть до 1127 г.Данная эпоха ознаменовалась важными переменами в политической,экономической и социальной жизни Китая. Первые сунские правителивосстановилиединствостраныиповысилиучастиегражданскогочиновничества в решении государственных вопросов.
Значительно возрослароль экзаменов на чиновничью должность как одного из основных каналовформирования класса управленцев. Заметно увеличилось число соискателей,сдающих экзамены, что способствовало стремительному расширениюслужилого класса. При этом усилилась и социальная мобильность населения– к государственным экзаменам стали допускать кандидатов из неслужилыхсемейств. В отличие от эпохи Тан (618–907), когда служилый классформировался из выходцев из крупных аристократических родов, в эпохуСеверная Сун официальная служба стала доступна для широких слоевнаселения. Вместе с престижем государственных экзаменов ощутимовозросла роль классического образования, на котором базироваласьпрограмма конкурсных испытаний для будущих чиновников. В столице ипровинциях были открыты государственные училища и частные школы.5Совершенствование техники ксилографического книгопечатания в данныйпериод также во многом играло важную роль в распространении образования.Усиление роли гражданского компонента бюрократии и увеличениепрестижа экзаменов способствовали укреплению культа учености в высшихслоях населения.
Важной чертой социально-экономических перемен эпохиСеверная Сун стал хозяйственный подъем городов. В самых различныхрегионах страны возникли новые и были восстановлены старые города. Вгородахзначительноусилилосьвлияниеимущественнойэлиты,представленной зажиточными торговцами и земельными собственниками.Вектор развития культуры в столице и других городских центрах стал вомногом определяться запросами и вкусами городских слоев.Значимые перемены социокультурного характера произошли и в сфереизобразительного искусства. Во-первых, в придворной культуре получилодальнейшее развитие институализация профессии художника. При дворепервыхсунскихузаконившийимператоровположениебылсозданДепартаментпрофессиональныхживописи,художниковкакгосударственных служащих нового правящего режима. Во-вторых, заметноповысился авторитет живописи как творческой деятельности образованнойэлиты.
Во второй половине XI в. сформировалось вокруг фигуры литератораи государственного деятеля Су Ши (1037–1101) сложилось творческоеобъединение художников-интеллектуалов. Они занимались живописью длясобственного удовольствия и противопоставляли себя профессиональнымхудожникам, для которых живопись была средством заработка. Подвлиянием эстетики художников-интеллектуалов в знаточеских текстахвторой половины XI в. – XII вв. получила распространение тенденцияклассифицировать художников по социальному признаку на представителейслужилогоклассипрофессиональныхмастеров.Проблемастатусахудожника таким образом является внутренней для истории китайскойживописи и обуславливает актуальность данного исследования. Вместе с тем6современные исследования в основном направлены на анализ статусахудожника второй половины XI – XII вв.
и игнорируют предпосылки,которые привели к поляризации художественного мира на «профессионалов»и «интеллектуалов» во второй половине эпохи Северная Сун. В настоящейдиссертации мы сосредоточимся на первой половине эпохи Северная Сун ипостараемся ответить на вопрос, как на фоне социальных перемен X– пер.пол. XI вв. менялся статус художника и отношение разных слоев столичногонаселения к профессии художника?Степень разработанности темы.
Живопись эпохи Северная Сунявляется одной из наиболее популярной и хорошо разработанной темой.Прежде чем перейти к описанию аналитических исследований, следуетотметить важность источниковедческих трудов для настоящей диссертации.До наших дней дошло большое число трактатов о живописи и художникахКитая разных исторических периодов. Значимый вклад в источниковедениевнес китайский исследователь Се Вэй, систематизировавший сочинения поистории и теории живописи в энциклопедическом труде «Справочниксочинений китайских [авторов] о живописи» 1 . Цзинь Вэйно выполнилспециальный обзор трактатов о художниках X–XIII вв.2Вэй Бинюпринадлежит анализ датировки и авторства отдельных трактатов X–XIV вв.3Исследования данного рода позволяют нам более критически подойти канализу и интерпретации первоисточников, используемых в диссертации.К настоящему дню в Китае накоплен большой пласт научнойлитературы по истории сунской живописи.
Исследователи работают сшироким кругом проблем, таких как теория и эстетика творчества,123Се Вэй. Чжунго хуасюэ чжуцзо каолу (Справочник сочинений китайских [авторов] оживописи). Шанхай: Шанхай шухуа чубаньшэ, 1998. 834 c.Цзинь Вэйно. Бэйсун шици дэ хуэйхуа шицзи (Собрание трактатов по историиживописи эпохи Северная Сун) // Мэйшу яньцзю, 1979. № 3.