Диссертация (Демонология в визуальной культуре Московской Руси)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Демонология в визуальной культуре Московской Руси". PDF-файл из архива "Демонология в визуальной культуре Московской Руси", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МИНОБРНАУКИ РОССИИФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»На правах рукописиАнтонов Дмитрий ИгоревичДЕМОНОЛОГИЯ В ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ МОСКОВСКОЙ РУСИСпециальность – 24.00.01 Теория и история культурыДиссертация на соискание ученой степени доктора исторических наукМ., 20192ОГЛАВЛЕНИЕВведение ……………………………………………………………………………6Часть I. Книжная демонология как источник визуальной …………………28Глава 1. Теоретические аспекты, методология и терминология …………..281.1.
Визуальная культура, семиотика и серийный анализ ………………………281.2. Терминология …………………………………………………………………39Глава 2. Происхождение, облик, иерархия демонов …………………………442.1. Древнерусская демонология: генезис, особенности, ключевые роли ……..442.2. Происхождение демонов ……………………………………………………...472.3. «Истинный облик» дьявола …………………………………………………...512.4. Сила и/или бессилие ангелов сатаны ………………………………………...542.5.
Личины и оборотничество ……………………………………………………612.6. Царство дьявола: имена и иерархия ………………………………………….67Глава 3. Телесность и материальные способности демонов ………………..813.1. «Чужая телесность»: одержимость и экзорцизм …………………………….813.2. Тело ангела и плоть беса ……………………………………………………...893.3. Материальная агрессия демонов ……………………………………………..923.4.
«Физический экзорцизм»: избиваемый бес ………………………………….97Глава 4. Эволюция русской демонологии в XVII в. ………………………….1084.1. Новые модели описания / новые способности бесов………………………...1094.2. Демоны и локальные духи: пути сближения …………………………………1194.3. Магический экзорцизм в текстах XVII–XVIII вв.
……………………………1233Часть II. Визуальная демонология и механизмы демонизации ……………130Глава 1. Иконография демонов …………………………………………………1301.1. Визуальная демонология: истоки …………………………………………….1301.2. Маркеры демонического и их функционирование в Византии и Европе …1371.3. Гадес и Сатана …………………………………………………………………1441.4. Дьявол и демоны: иерархические модели ……………………………………1511.5. Волосы как маркер демонического …………………………………………..1591.6. Вариации и полисемия: головные уборы демонов ………………………….1641.7. От иконографии к книжности и фольклору …………………………………1671.8. Оборотничество: иллюзорные тела духов …………………………………..1711.9.
Мена личин в книжности, иконографии и фольклоре: семиотическиемодели ………………………………………………………………………….1771.10. Иллюзия и аспектива: проблема ракурса в иконографии ……………………1831.11. Нулевое маркирование ………………………………………………………..1861.12. Жесты и визуальные роли ……………………………………………………1881.13. Жесты поражения: происхождение и падение ангелов Люцифера ……….1951.14. Изгнание, избиение, экзорцизм: визуальные модели ………………………200Глава 2. Топография ада и демоны-мучители ………………………………..2092.1. Фигуры ада …………………………………………………………………….2092.2.
Жесты грешников ……………………………………………………………..2132.3. Грех и наказание: визуальные параллели …………………………………..2162.4. Демоны как палачи ……………………………………………………………2212.5. Адские казни: векторы интерпретаций ………………………………………229Глава 3. Персонажи и мотивы ………………………………………………….2373.1. На коленях дьявола: Иуда или Антихрист …………………………………..2393.2. «Адская троица»: от гипертемы к гипермотиву …………………………….2443.3. Червь, змей и дракон в иконографии …………………………………………2493.4. Серпентоморфная дева в Эдеме: европейские источники образа ……….2523.5.
Гибридный змей-искуситель в русской иконографии и текстах ………..25843.6. Антихрист как Зверь, призрак и человек ……………………………………2613.7. Антихрист: конструирование образа в текстах ………………………………2673.8. Антихрист: вариативность визуальных фигур ……………………………….270Глава 4. Демонизация как семиотическая модель …………………………...2834.1. Модели демонизации в европейской иконографии …………………………..2834.2. Маркирование воинов-язычников и агрессоров ……………………………..2864.3. Демонизация грешников на земле и в аду ……………………………………2914.4.
Маркирование одержимых, язычников, волхвов …………………………….2954.5. Визуальные маркеры в текстах ………………………………………………..2994.6. Редкие знаки ……………………………………………………………………303Глава 5. Трансформация визуальной демонологии в XVII–XVIII вв. …….3095.1. Социальные катаклизмы, эсхатология и иконография ………………………..3095.2. Гибридные фигуры: конструирование «тела» демона ………………………3145.3. Пасти, лица и головы бесов ……………………………………………………3205.4.
Язык дьявола ……………………………………………………………………3265.5. Укрупнение и детализация: «портреты» демонов и грешников …………….3305.6. Эсхатологические сборники XVII–XVIII вв. …………………………………3375.7. Экзотизация образов ……………………………………………………………345Часть III. Рецепция образов и ложные интерпретации ……………………...354Глава 1. Фигуры и знаки как «скрытый текст» иконографии ……………..3541.1.
Искушение в Эдеме: рассказ в жестах ……………………………………….3541.2. Новгородцы и суздальцы: скрытая демонизация ……………………………3581.3. Десемантизация фигур: от ангела к бесу, от грешника к святому ………….3601.4. Роль зрителя …………………………………………………………………….3635Глава 2. Читательская агрессия и атака на образы ………………………….3672.1. Глаза на изображении …………………………………………………………3672.2. Ослепленные святые …………………………………………………………..3702.3. Демоны и грешники: стратегии зрительской атаки ………………………..3782.4. Векторы интерпретаций ………………………………………………………382Глава 3. Демонизация как ошибка: казус пастуха …………………………...3883.1.
Реконструкция семантики: три пастуха и Иосиф ……………………………3883.2. Десемантизация фигуры и фольклор иконописцев ………………………….3953.3. Появление «беса» в историографии Рождества ……………………………...3983.4. Агент Цельса: новая «биография» старца ……………………………………404Заключение ………………………………..……………………………………….408Список сокращений ………………………………..……………………………..413Список архивных источников ………………………………..…………………416Список литературы ………………………………..……………………………..430Приложение ………………………………..………………………………………4876ВведениеАктуальность темы исследованияВизуальная демонология христианского Средневековья – это разрабатывавшийся векамииконографический текст, который говорил не только о падших ангелах, их действиях ифункциях в земном и загробном мире, и о демонических врагах ожидаемого будущего(монстрах Апокалипсиса), но также о многочисленых грешниках, которых соотносили сдьяволом по разным моделям («слуги», «воины», «дети» или жертвы сатаны).
В средневековомискусстве, как и в литературе, демонология быстро превратилась в инструмент полемики,средство обличения врагов на любом уровне – от индивидуального (оппонент, политическийпротивник,историческийперсонаж)доглобального(этнического,религиозного,конфессионального, социального). Благодаря разработанным механизмам демонизации,знаковым и синтаксическим приемам, визуальная демонология функционировала каксемиотическая система – язык, который позволял говорить об исторических событиях,политических, религиозных и других конфликтах, расставлять акценты, маркируя границыдобра и зла, легитимного и нелегитимного, своего и чужого, устанавливать систему координатдля моральных и исторических оценок.
В средневековой культуре демонология играламножество социальных ролей. Это нацеленный на зрителя, дидактический пласт иконографии,который объяснял происходившее в прошлом, настоящем и предсказывал будущее;рассказывал об актуальном – спасении души, противостоянии грехам, посмертном воздаянии;подсказывал индивидуальные и коллективные действия, способные разрешить потенциальноопасные ситуации. Отсюда значение этой проблематики для отечественной медиевистики,которая почти не обращалась к этой теме до выхода в 2011 г. нашей с М.Р.
Майзульсом книги«Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа» [Антонов, Майзульс2011].В Средние века и Новое время круг демонических и демонизируемых персонажейпостоянно актуализировался в визуальном (как и в книжном) контексте. Он охватывал широкийкруг осуждаемых «врагов» – от библейских антигероев до внешних и внутренних антагонистов.В центре этой системы находились дьявол и демоны, агенты зла, которых в Средневековье –раннее Новое время традиционно рассматривали как первопричины различных бедствий – отличностных до социальных, государственных и мировых. Помимо этого, в популярныхизображениях и текстах действовали монстры, от эсхатологических (Антихрист Лжепророк,Гог и Магог, Аваддон и др.), до обитающих на окраинах мира (кинокефалы, сатиры, кентавры идр.) и «чужие боги», описываемые как демоны, почитаемые у языческих народов (от греко-7римских Зевса, Крона, Афродиты и др.
до славянских Перуна и Велеса или татарского«казанского змея»). Круг демонизируемых антагонистов включал персонажей библейских книги популярных ветхозаветных и новозаветных апокрифов – Каина, Навуходоносора, Пилата,Ирода, Иуду Искариота, волхвов Симона, Кинопса и др. В разных контекстах актуальнымиоказывались легендарные исторические персонажи-грешники – прежде всего императорыиконоборцы и ересиархи: Диоклетиан, Юлиан Отступник, Арий, Несторий и т.п. К врагамхристианского мира относились языческие народы прошлого и настоящего, еретики ииноверцы (от далеких, но постоянно осуждаемых православными авторами «еретиков»-армяндо соседей-католиков и протестантов). Широкий спектр врагов, служащих дьяволу, пополняливнутренние и внешние антагонисты – агрессоры, захватчики, мучители, осквернители святынь,самозванцы и т.п.