Диссертация (Региональная система дополнительного непрерывного образования как ресурс профессионального развития личности), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Региональная система дополнительного непрерывного образования как ресурс профессионального развития личности". PDF-файл из архива "Региональная система дополнительного непрерывного образования как ресурс профессионального развития личности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГСУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГСУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
В середине XX столетия развитие системы образования сталонеобходимостью, так как была потребность в квалифицированных кадрах, и ихквалификацию нужно было поддерживать хотя бы на период их трудовойдеятельности: работа, выполняемая ими, должна быть сделана хорошо, качественно.Следует отметить, что процесс обновления производства и информации шелмедленно: однажды обучившись, человек мог всю жизнь работать на своем рабочемместе и не нуждаться в обновлении своих профессиональных знаний. Этокардинально отличает систему образования того периода от современной.
Сегодня укаждого успешного человека или молодого специалиста, желающего иметьпрофессиональный рост и, как следствие, определенное благополучие, возникаетпотребность в непрерывном повышении своих профессиональных знаний иприобретении новых компетенций, отвечающих требованиям времени.Все эти требования ведут к формированию глобальной и универсальнойсистемы непрерывного образования.
Каждое государство прилагает много усилий1Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин,А.Н. Джуринский. -М.: Педагогика, 1989. - 416 с.27и выделяет значительное количество средств для выстраивания и поддержанияинституциональных систем образования в стране. Российская Федерация неявляется исключением. Чем динамичнее развивается экономика страны, еёинформационные системы, тем большее количество людей «включается» всистему непрерывного образования, тем самым влияя на процесс её развития иформирования, а также на развитие социальной сферы, так как образованиеотносится к таковой.Ряд проблемных моментов, связанных с образованием, рассматриваются,анализируются, изучаются разными науками, например, философское пониманиепроблем образования рассматривается отдельной отраслью научного знания –философией образования — это «раздел теории образования, исследующийсущность этого социального института, его значения в жизни общества и роль вразвитиичеловека.Обобщеннаясистематеоретическихвзглядов,аргументированных представлений и фундаментальных идей, обосновывающихцели и содержание образовательной деятельности в едином контексте культурноисторического процесса» 2.Основной предмет философского осмысления непрерывного образованиясостоит в уяснении специфики его социально-развивающей функции для человекаи общества или, иными словами, в раскрытии смысла непрерывности образованиякак императивного в том смысле, что оно становится всё более и болеенеотъемлемой сущностью развития и общества, и человека.Идея непрерывного образования так же, как и идея дополнительногонепрерывного образования, являются порождением современной цивилизации.Научно-технический процесс заставил ученых обратиться к теории непрерывногообразования, и это стало предметом изучения последних 30–40 лет.Для определения принципов организации дополнительного непрерывногообразованиянеобходимообозначитьзначимыепериодыисторическогоформирования концепции непрерывного образования, так как именно данное2Ермоленко В.
А. Теоретические основы проектного содержания непрерывного профессиональногообразования: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Казань, 1999. С. 190–191.28понятие составляет основу модели системы, которую мы внедрили на базеклассического университета.Однако если изучить историю вопроса, можно натолкнуться на огромноеколичество различных мнений и высказываний о непрерывности образования.Рассмотрим несколько, наиболее известных всему научному миру, особенно темученым,которыезанимаютсяпроблемами,связаннымиснепрерывнымобразованием.Работа В. Н.
Скворцова «Социально-экономические проблемы теориинепрерывного образования» была написана в экономическом ключе, это вполнепонятно, так как непрерывное образование отражает состояние социума иразвитие экономики того или иного государства. В этой работе трактуется самопонятие «непрерывное образование» с точки зрения истории и философии.В. Н. Скворцов предложил рассматривать историю развития непрерывногообразования, основываясь на научных трудах авторов, которые писали на даннуютему в более ранний период времени. Он связывает опубликованные ими научныерезультаты с моментами становления и развития непрерывного образования,выделяя четыре группы исследователей: архаисты, модернисты, дуалисты,нейтралисты или функционалисты 3.Первая группа — архаисты (в основе названия слово «архаизм» —устаревшее слово или выражение), считающие, что «непрерывное образование»имеет древние корни.
Людей всегда влекли знания, существует много цитат,связанных с процессом обучения, получения знаний, например:●Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своихзнаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания (КонфуцийКун-цзы);●В учении нельзя останавливаться (Сюнь-цзы);●Нужно учиться до старости и смерти, когда учение прекратитсясамо собой (Сюнь-цзы);31995.Фрадкин Ф. А., Плохова М. Г., Оссовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М.: Сфера,29●Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться (Сенека Луций АнейМладший) и т. д.На древнее происхождение непрерывного образования указывают многиеотечественные ученые: А. П. Владиславлев, А.
В. Даринский, Н. А. Лобанов, В. Г.Осипов, Н. Б. Рухадзе и др.Однако самое древнее упоминание об идее непрерывного образования, помнению П. Шукла, можно найти в Ведах — самом древнем священном писании,датированном 4500 лет до н. э. Анализируя содержание этих произведений, мыобнаруживаем в них мысли о необходимости «учиться каждый день» (врелигиозных и этических целях) от рождения до самой смерти.
Конечно, данныевысказывания носили религиозный характер: «учиться каждый день своей жизниот рождения до смерти» 4. Несмотря на то, что первое изречение о непрерывностиобразования было найдено в индийском документе, самые содержательныецитаты о непрерывности образования принадлежат древним китайским ученым, иэто неудивительно, так как именно китайцы пытались не только читать древниетексты, но и анализировать их сущность, смысл; они всегда смотрели насодержательную сторону контекста.Истоки идеи непрерывного образования можно найти в Библии, Коране,Талмуде. В.
Н. Скворцов утверждает, что в форме полудогадки, полуидеи этумысль высказывали Платон и Аристотель. Она находит свое подтверждение и втрудах Ф. Вольтера, И. В. Гете, Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо. В России даннаяидея также присутствовала в исследованиях известных ученых и писателей.Например, Д. И. Писарев в работе «Реалисты», посвященной вопросамвоспитания, писал следующее: «Надо учиться в школе, но еще гораздо большенадо учиться на выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям,по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого» 5.Идеи о непрерывном образовании можно встретить и в работах французов,например, политический деятель и философ-просветитель Жан Кондорсэ свой45Shukla P. Lifelong education.
New Delhi: Orient Longman, 1971. P. 11–16.Вестник МГУ. Сер. 14. 1998. № 2. С. 88–97.30проект программы народного образования построил на идее о непрерывномобразовании,онподчеркивал,чтоуниверсальностьобразованияиегораспространение на всех граждан — это есть главный принцип непрерывностиобразования. «Просвещение, — писал он, — должно охватывать всех граждан.Оно должно на разных уровнях охватывать всю систему человеческого знания, атакже гарантировать людям разного возраста легкое сохранение уже имеющихсязнаний, а также предоставление возможности приобретать новые» 6.Философская основа проблемы непрерывности образования выражается втом, что современный человек, чтобы быть востребованным, успешным,вынужден обращаться к системе непрерывного образования, проходить разныекурсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
Оченьчасто он осуществляет это из необходимости, а не от собственного желаниясамосовершенствования,следовательно,этокачество–мотивациянанепрерывное обучение – потребность современного образа жизни. Успешныйчеловек должен постоянно самосовершенствоваться. Если он в течениенескольких лет игнорирует процесс повышения своей квалификации по разнымпричинам (в том числе и серьезным: беременность и рождение ребенка, серьезноезаболевание), то через год-два он испытывает необходимость в образовании, таккак понимает, что работает нерезультативно и неэффективно, что может привестик потере места работы. Следовательно, сами жизненные условия заставятчеловека в данную систему «прийти» и получить новые компетенции,отвечающие современным требования развития экономики и рынка труда.Образование сегодня — это система жизнеобеспечения всего человечества,а ее непрерывный характер создает условия для динамичного развития экономикии производства.Российские специалисты видят непрерывное образование как «целостнуюсистему, обеспечивающую, с одной стороны, объективные условия для обучения,воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни, а с другой —вырабатывающую у членов общества сознательную потребность в новых знаниях,6Кулисевич Г.
Проблемы непрерывного образования // ВВШ. 1988. № 1. С. 89.31умениях и навыках» 7. Cреди других компонентов в концепцию непрерывногообразования входят: готовность личности к самообразованию; компенсаторнаяфункция непрерывного образования, которая чаще всего реализуется черезсистему дополнительного профессионального образования, а также через системудополнительногообразования,направленнуюнаразвитиетворческогопотенциала личности 8 ; требование к системе непрерывного образования какединой системе, в которой существует преемственность между уровнямиобразования.Философский анализ непрерывности образования подчеркивает, что несмотря на целостность системы образования, каждый ее уровень отличается отдругого по содержанию, представлен целым аспектом разных форм и методовобучения. Право их выбора остаётся за человеком.