Диссертация (Методика обучения тематической композиции младших школьников в системе дополнительного образования)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Методика обучения тематической композиции младших школьников в системе дополнительного образования". PDF-файл из архива "Методика обучения тематической композиции младших школьников в системе дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»На правах рукописиРУДНЕВ Иван ЮрьевичМЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ МЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСпециальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания(изобразительное искусство)ДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата педагогических наукТОМ 1Научный руководитель:академик РАО и РАХ,доктор педагогических наук,профессор С.П. ЛомовМосква – 20172ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…..3-20ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………………..21-264ГЛАВА 1.
ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО В СИСТЕМЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ …………………………………...21-611.1. Становление и развитие системы дополнительного образования вотечественной педагогике и за рубежом………………………………………...22-411.2. Дополнительное образование – действенная интеграционная среда дляуспешного развития детского изобразительного творчества……………….....42-481.3. Роль дополнительного образования в развитии творческихспособностей детей………………………………………………………………..49-58Выводы по первой главе……………………………………………………59-61ГЛАВА 2.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИНА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ…...…………..62-1812.1. Исторический обзор развития композиции и методик ееобучения……………………………………………………………………………62-972.2.Психолого-педагогическиеформыиметодыобучениякомпозиции……………………………….………………………………………98-1242.3.Методика обучения тематической композиции младших школьниковна занятиях изобразительным искусством в системе дополнительногообразования………………………………………………………..……….…....125-179Выводы по второй главе…………………………………….…………...180-181ГЛАВА 3. ПОИСК И ЭКСПЕРИМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГОИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГОТВОРЧЕСТВАНАЗАНЯТИЯХПОТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ………………………………….……182-2643.1.
Современные образовательные программы и методики обучения детейкомпозиции на занятиях изобразительным искусством…………...………....182-2043.2. Экспериментальная работа при организации тематической композициивучрежденияхдополнительногообразованияипроектированиеэкспериментальной программы………………………………………..………205-2233.3. Поиск и обоснование эффективности творческого роста наэкспериментальных занятиях по тематической композиции в системедополнительного образования……………………………………………..…...224-260Выводы по третьей главе…………………………………………….…..261-264ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…..…..265-268СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………269-288ПРИЛОЖЕНИЯ (Том 2)……………………………………………………..….1-2693ВВЕДЕНИЕПроблема исследования и ее актуальностьЗначимость любогохудожественного произведения обуславливается,прежде всего, значимостью и емкостью его темы.
Ключевое условие для созданияхудожественногопроизведения–осмыслениехудожникомтемыиеепоследующее раскрытие через художественный образ. Отражая его образнуюсущность на плоскости листа, художник обращается к композиции, от которойзависит выразительность, целостность и качество произведения.Как структурный и главный компонент языка изобразительного искусствакомпозиция являет собой форму гармоничного выражения содержания самыхразличных произведений графики, живописи, скульптуры.
То или иное еерешение продиктовано объективными законами реальной действительности,которые познаются художником и субъективно отражаютсяв образно-художественной форме.Большой вклад в практику и теорию композиции внесли: П.П. Чистяков,И.Е. Репин, В.И. Суриков, Д.Н. Кардовский, К.Ф.
Юон, Б.В. Иогансон,Н.Н. Волков, А.А. Дейнека, Е.А. Кибрик, А.М. Лаптев, М.В. Алпатов и другие.Решение задач по композиции включается и во все видыизобразительно-творческойдеятельности,будьторисованиедетской,снатуры,декоративное рисование или иллюстрирование. Особое место они занимают втематической композиции, потому что понимание и следование ее законам,принципам и правилам, дают любому художнику ключ к успешному выполнениюразличных творческих идей.
Это базовая основа для любого вида искусства иоснова детского художественного творчества, которая целостно и системновоздействует на ребенка в процессе работы над ней.Педагогические аспекты творческой деятельности, а также возрастныеособенностии вопросы развития личности рассмотрены уН.Н.
Ростовцева, В.С. Кузина, Е.В. Шорохова,Н.М. Сокольниковой и др.Е.И. Игнатьева,С.П. Ломова, С.Е. Игнатьева,4Так, известные методисты, художники-педагоги в своих работах отмечаютважность развития детского творчества в хорошо организованной и методическиоснащенной, предметной подготовке. В.С. Кузин и С.П. Ломов считают, чтообучение в этом направлении должно осуществляться на крепких реалистическихтрадициях, где в процессе формирования художественных потребностейстимулируется развитие творческих способностей.Актуальность.
Научить детей композиционно видеть, композиционномыслить и композиционно изображать – является актуальной проблемойобучения. Потому что из наблюдений над реальной жизнью и ее познания, изусвоения традиционных культурных ценностей и активного взаимодействия сокружающим миром, обществом, людьми, формируется детское мировоззрение.Оно руководит не только будущим талантом и мастерством, но и тем, как ребеноксмотрит на мир и воспринимает его.
Формирует систему его идеалов ипредпочтений, идеи и образы, способности и темперамент, направление ихарактер его деятельности, от которых будут зависеть и его будущее, и будущеестраны.К сожалению, реальная ситуацияобозначила ряд проблем в обучениимладших школьников тематической композиции на занятиях изобразительнымискусством:не обеспечивается преемственность и непрерывность обучения навсех ступенях образования, начиная с дошкольного;рисование с натуры, как основа познания окружающего мира иразвития личности, а так же, как основной метод обучения реалистическомуискусству и тематической композиции, утрачивает свое истинное назначение;разрозненность, бессистемность, большая вариативность обучающихпрограмм, отсутствие единого комплексного подхода к обучению, не даетвозможностидать детям с раннего возраста правильное,целостное иобъективное представление об окружающем мире и законах его развития;5репродуктивно-репликативныйсоставляющаяиотсутствиеподход,эстетическойнизкаянаправленностипрактическаязанятий,необеспечивает должной подготовки детей на начальном этапе обучения, чтоприводит к пассивному отношению к обучению и к самому искусству вообще, ине способствует развитию личности и формированию интереса к изобразительнойдеятельности;методика обучения формализована, и сводится порой к свободномутематическому рисованию на выбор и представление ребенка, которого в силумалого, практического опыта у младшего школьника нет, все это являетсяотрицательным опытом преподавания и обучения;отдавая приоритет знаниям, умениям и навыкам, образовательнаясистема упускает из виду отношение к личности младшего школьника, егоинтересам, потребностям и формам той деятельности, которой он отдаетпредпочтение,напрямуювлияющейнаразвитиеегоиндивидуально-психологических качеств и свойств, и в особенности на развитие творческихспособностей и личного творческого роста.Данные обстоятельства позволили выявить основное противоречие междусовременными требованиями к системе образования по просвещению ипреобразованиюличности,заявленныхвтребованияхФедеральныхгосударственных стандартов начального образования по изобразительномуискусству и реальным положением дел в преподавании и обучении младшихшкольников тематической композиции на занятиях изобразительным искусством.Выявленноепротиворечиеобусловилопроблемудиссертационногоисследования, которая заключается в том, что существующая система обучениямладших школьников изобразительному искусству не обеспечивает должнымобразом качество обучения, воспитание и развитие личности средствамиизобразительного искусства.
Вследствие чего, данная проблема в светесовременных требований и вызовов времени, приобретает особую актуальность.Потому что именно на начальном этапе обучения закладываются базовые основы,6культура личности, преобладающей, является детская любознательность испособность к поиску и познанию, и сама специфика изобразительного искусстваихудожественно-творческаядеятельность,какнельзялучше,отвечаетестественным и личностным потребностям детей в этом возрасте.
Данныеобстоятельства обусловливают важность и необходимость обучения младшихшкольников грамоте изобразительного искусства целенаправленно, качественно ипрофессионально,напринципахсистемно-деятельностногоиличностно-ориентированного подхода и в обязательном порядке, так же,как учатматематике, чтению и письму.Рассматриваемыенамивопросыобучениямладшихшкольниковтематической композиции являются значимой научной проблемой, особенно всуществующих, совершенно новых, социально-экономических условиях, так каксвязаны с изменением подхода к обучению, к личности, к содержаниюобразования и качеству образовательной среды. И, поэтому, требуют совершенноновых подходов, и поиска методов и форм для совершенствования существующейсистемы обучения и достижения качественных результатов.В связи с этим актуализируется цель обучения - прививать детям с раннегодетства реальные ценности и учить их самостоятельному поиску и приобретениюновых для себя знаний и новых умений (компетенций), чтобы человек могсамоопределиться и состояться как личность, через интересную, изобразительнотворческую, практическо-полезную деятельность, каковой является тематическаякомпозиция.Толькоприобретенныелично,врезультатепрактическойдеятельности, такие знания и умения, за счет развития способностей к творчеству,к разнообразным формам мышления, являются ценным капиталом, достояниемдля учащегося, средством самореализации и становления в дальнейшей жизни.Такое образование является инновационным, и актуализирует при обучениимладших школьников тематической композиции, следующиеметодические задачи:1.
Учить детей, видеть мир глазами художника.ключевые72. Помочь им практически, системно и на профессиональной основе,освоить новый путь реалистического познания и отражения окружающего мира.3. Развивать у младших школьников интерес к изобразительномутворчеству, поисковую и познавательную активность, отдавая приоритет нетеоретическому контексту обучения, а реальной практической деятельности,активно задействуя психологические компоненты творчества.Среди современных исследований, вопросы художественного творчества иразвития личности средствами изобразительного искусства, затрагивающиенекоторые аспекты нашего исследования, рассмотрены в диссертационныхисследованияхБуровкинойхудожественногообразования);образованияРощинапотребностейЛ.А.С.П.(Теоретико-методологическиеучащихсявучреждениях(Формированиехудожника-педагога);условиядополнительногопрофессионально-личностныхРевякинаД.В.(Формированиехудожественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятияхизобразительнымискусствомвсистемедополнительногообразования);Демидовой В.Г.