Диссертация (Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева), страница 28
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева". PDF-файл из архива "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 28 страницы из PDF
Лирический герой С. Ю. Куняева перед лицомвраждебных обстоятельств наращивает силу сопротивления. В этом для негозаключается «правда и жизнь».Поэтизациювнутреннейнезависимостигероямынаблюдаемвстихотворении «Пучина каспийская глухо». Поэтика С. Ю. Куняева отличаетсясопряжением жестких физических реалий с их философским осмыслением.Выразительны картины каспийской пучины, бьющей «о плиты бетонные»,«спаленныйдотла,материк»3.Импульсдействительностиподдерживаетпорывистый ритмический рисунок стихотворения, написанный трехстопнымамфибрахием.
При встрече с этими грозными, грандиозными стихиями геройпредстает монолитным и неуязвимым:Нет, я еще все-таки молод,Как прежде, желанна земля,Поскольку жара или холодРавно хороши для меня…4Земля и ее обитатели притягательны для героя, несмотря на их пестроту иразнородность. Впечатление многоликости и многообразия жизни создается спомощью анафорического союза. Для поэта равно хороши «и студентнепутевый», «и девушка в розовом платье»; «и этот безумный старик», «иженщина в старом пальто»5.
Всеобъемлющее расположение к жизни можнообъяснить неиссякаемой внутренней энергией героя, тем, что он предпочитаетподлинное счастье престижным соблазнам: «я понял, что славу и счастье / нельзя1Куняев С.Ю. Избранные произведения. – Т.1. – М., 1988. – С.201.Бондаренко Н.А. Консервативный вызов русской культуры. Русский лик [Электронныйресурс]/ Н.А.Бондаренко // Режим доступа: http://www.modernlib.ru/books/bondarenko_nikolay_alekseevich/konservativniy_vizov_russkoy_kulturi_russkiy_lik/read_20/(дата обращения 06.10.2016).3Куняев С.Ю. Озеро Безымянное: Книга стихов.
– М., 1983. – С.155.4Там же.5Там же.2137совместить ни за что»1. В славе человек умаляется и отступается от себя, а всчастье он становится самим собой.Емкий философский смысл концентрируется в финальных строкахстихотворения:Я понял, что славу и счастьеНельзя совместить ни за что,Что пуще неволи охота,Что время придет отдохнуть…И древнее слово «свобода»Волнует, как в юности, грудь2.Слова «неволя» и «свобода» образуют лексический оксюморон, но посмыслу они составляют диалектическое тождество.
Ведь именно неволя, то естьбезоговорочная и безраздельная приверженность подлинной жизни, и служитисточником свободы.Последнее рассуждение позволяет уяснить связь финальных образовстихотворения с его начальной символикой: «пучина каспийская глухо / о плитыбетонные бьет»3. Образы пучины, глухих звуков, бетонных плит создаютатмосферузамкнутостиибезысходности,ипоэтомуониконтрастныоптимистическому настроению финала. Но к контрасту не сводится соотношениепейзажного вступления и философского финала. Каспийская пучина с еенастойчивостью и силой единосущна с лирическим героем. Она свободна в своемпостоянстве, для нее тоже «пуще неволи охота»4.
Эта каспийская стихия внушилагерою гордое и мужественное переживание: «и нежное слово «разлука», / как вюности, спать не дает»5. Таким образом, герой постигает свою независимость исвободу не только в моменты сближения и встреч, но и в моменты разлук иразрывов.1Куняев С.Ю. Озеро Безымянное: Книга стихов. – М., 1983. – С.155.Там же.3Там же.4Там же.5Там же.2138Чувства и мысли поэта и его героя развертываются в широком диапазоне отгордого, иногда надменного, иногда сентиментального переживания своейсамодостаточности до готовности слиться со стихийными силами бытия.Станислав Куняев знает ценность покоя и равновесия и испытывает страстнуюпотребностьвбеспрестанномдвижении,вобновлении.Онзавороженпервородными началами бытия и не мыслит себя вне высокой культуры, внеинтеллектуальных и духовных исканий русской классики.
Цивилизация ипрогресс для него не пустые звуки, но ему ведомо молитвенное преклонениеперед неискаженной, первозданной природой.В стихотворении «Случай на шоссе» (1973) автор размышляет обантагонизме технического прогресса и природы. Герой, «попавший на хорошуютрассу»1, стал виновником гибели птицы, но удерживается от жалости к ней, таккак признает неотвратимость технического прогресса:Я – в машине, а значит, не воленИзменить предначертанный путь…Как хотите, а я не виновен:Все равно бы не смог отвернуть…2Хотя в рассуждениях героя ощущается самоирония, конечной своейправоты он под сомнение не ставит.
Л. Г. Баранова-Гонченко в статье,посвященной творчеству поэта, писала: «Если излишняя организованность ижесткость дают себя знать в стихах Куняева, то их можно воспринимать толькокак сопротивление хаосу. Он понимал противоречия, он отражал противоречия,но никогда не позволял им разрывать себя на части, выставляя как щит своюприродную силу и энергию»3.Наоборот, в стихотворении «Озеро безымянное» (1976) лирический герой С.Ю. Куняева отстраняется не только от цивилизации, но даже от собственнойсудьбы, даже от самого себя. Он растроган и очарован северной природой, где его1Куняев С.Ю.
Озеро Безымянное: Книга стихов. – М., 1983. – С.226.Там же.3Баранова-Гонченко Л.Г. Как бы земного счастья след… // Куняев С.Ю. Избранныепроизведения. – Т.1. – М., 1988. – С.8.2139душаищетпокояиуединения,освобожденияотсуетныхзаботиобессмыслившихся слов:Пусть останется с миром вдвоемБез меня на закате багряномИ лепечет о чем-то своемБезымянная над Безымянным.1Многослойнымипредставляютсянамкомпозицияисодержаниестихотворения «Не дочитав одну из важных глав» (1975).
Воспоминания онекогда пойманной форели пронзают героя такой ошеломляющей реальностью,что перед этой реальностью отступает ценность искусства, и герой прекращаетчтение какой-то важной книги. Герой помнит великолепную встречу с подлиннойжизнью. Форель – символ этой первозданной жизни: «Горящие глаза! Оскаленнаяпасть! Литое тело!»2. И вот эту свободную стихию жизни, исполненную силы икрасоты, герой пытается присвоить, эгоистически восторжествовать над нею.Подобное состояние героя представлено как нравственный провал, какнедостойныйвыпадпротивпервородногобытия.Самоосуждениегерояобозначено такими деталями как «горечь во рту», «трясущиеся руки»3. Но геройвыходит из душевного помрачения, ощущая высокую благодарность за великийдар жизни:Спасибо, жизнь, за этот царский дар,За твой побег в сверкающие воды,Благодарю за пенящийся след,Твоей беглянки, дочери, форели,За то, что нам горьки плоды победИ незабвенны сладкие потери!4От искушения победы и триумфа герой переходит к благоговению иблагодарности.1Куняев С.Ю.
Озеро Безымянное: Книга стихов. – М., 1983. – С.182.Там же. – С.129.3Там же.4Там же.2140Антропологический,универсальныйуровеньпроблемысвободыорганически связан в поэзии С. Ю. Куняева с национально-историческимсодержанием этой проблемы. В сложном, многоуровневом стихотворении «КнязьДмитрий» (цикл «Голоса с Куликова поля», 1980) поэт затрагивает национальноисторический и морально-политический аспект феномена свободы. В основестихотворения – мотив героизма и жертвенности, победы и платы за нее.
С. Ю.Куняев утверждает, что героический и жертвенный потенциал народа велик инеисчерпаем. Но обладая волей к борьбе и подвигу, народ в экстремальныхситуациях может испытывать колебания и смятение.К тому же, даже к величайшим событиям истории отношение народа неоказывается всеобщим и тождественным. С. Ю. Куняев вводит в стихотворениенетривиальный и неожиданный мотив: возникает тема вдовьих страданий,сиротских слез, чрезмерных жертв, не окупающих исторического результатаКуликовской битвы. Безоговорочная победа не была достигнута:Ты бросил вызов страшной силе,Но берегись, когда сомнут,То вдовы-матери РоссииТебя угрюмо помянутЗа то, что землю обездолил,За то, что всех сиротил,За то, что море крови пролил –И все-таки не победил…1С.
Ю. Куняев и через шестьсот лет слышит эти рыдания на всеобщейрусской тризне. Причем несчастные жены у поэта имеют высокий титул «вдовыматери России»2. Именно им лучше всех ведомо, что князь Дмитрий «море кровипролил – / и все-таки не победил…»3. Им ведом и смысл борьбы, и смыслжертвенности, и смысл победы. Их упрек Дмитрию Донскому тяжек и мучителен,1Куняев С.Ю. Избранные произведения.
– Т.2. – М., 1988. – С.300.Там же.3Там же.2141несмотря на то, что он «бросил вызов страшной силе»1. Цель подвига – победитьврага,ноонсопряженсгибелью.Кжалобамвдовприсоединяетсяпредостерегающий голос лирического героя. Лирический герой понимаетсокрушительность этих жалоб, но верит, что их можно вынести и стерпеть.Мотив великой жертвы и недостигнутой победы звучит в стихотворениидважды: «море крови пролил – / и все-таки не победил», «что смерть – когданужна победа!»2. В первом случае акцентируется трагическая вина князяДмитрия, во втором случае акцентируется искус героической и «прекрасной»смерти на миру. Причем этот искус внушен Дмитрию не его эгоистическимвыбором, а народной мудростью: на миру и смерть красна.Стихотворение, написанное традиционным четырехстопным ямбом, имеетособую художественную выразительность, обладает особой экспрессией.
С. Ю.Куняев, используя 30 раз согласный звук «р» в произведении, создает атмосферуторжества, победы, передает динамику борьбы и преодоления трудностей.Восклицательный знак поэт употребляет 7 раз, подчеркивая активность,категоричность и определенность действия, утверждение правоты говорящего.Экспрессивную нагрузку во второй строфе несет повторение однородныхвыражений (за то, что). Но Дмитрий Донской возвышается и над чувством вины,и над искусом «прекрасной» смерти. Он испытывает подъем духа, проникаясьчувством слитности, единения с народом.