Диссертация (Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева), страница 31
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева". PDF-файл из архива "Национальный образ мира в поэзии А. В. Жигулина и С. Ю. Куняева", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 31 страницы из PDF
Ю. Куняева частотны мотивы расставания с домом,поисков лирического героя места в жизни, смысла бытия. Оставляя родноепространство, герой переполнен жаждой свободы, самоутверждения, познаниявнешнего мира. Но вместе с тем, лирический герой ощущает привязанность кмалой родины.153С точки зрения национальной проблематики мы открываем в лирике С. Ю.Куняева одну из драматических антиномий русской национального характера,отмеченную еще Н. А. Бердяевым. Географическое положение России, ееисторическая составляющая способствуют, с одной стороны, привязанности ктрадиционному, родному, с другой – желанию познать бесконечность далей,открытьиное.ЛирическийгеройС.Ю.Куняевапребываетмеждутрадиционными взглядами на вечные ценности и мятежными порывами («Неземля, а всего лишь страна»).ВомногихстихотворенияхС.Ю.Куняевамынаблюдаемэторазнонаправленное движение лирического героя между сентиментальнымотношением к изначальным ценностям и предпочтениям и бунтарскимотношением к ним.
Порой кровное родство настолько сильно, что лирическихгерой не может оторваться от родных корней, хотя страстно желает этоосуществить («От своих переулков кривых»). А иногда он обнаруживает в себеспособность к радикальным переменам, к ослаблению прежних привязанностей.Такое переосмысление ценностей связано с лирической рефлексией героя, силлюзорным восприятием предметов сентиментального пафоса. Ему свойственнымятежные порывы, бунтарский дух.Одна из любимых тем поэта – это любовь к пейзажам Средней Азии. Здесьлирический герой острее осознает свою русскую самобытность.
Лирическомугерою С. Ю. Куняева дороги не только родные края, но и новый открытый иммир. Он воспевает экзотические горы Памира и Тянь-Шаня, «чтоб расплылись вглазах очертанья / и приметы родимой земли»1.Южная природа представлена роскошной, пышной, но далекой отчеловеческого сердца. Память о северной осени безраздельно вытесняет из душигероя впечатление от южных красот.
В среднерусских и азиатских пейзажах С. Ю.Куняев видит единство и общность Родины.Куняев С. Ю. Избранные произведения. В 2-х т. Т.1. Стихотворения 1956-1975. – М.:Художественная литература, 1988. – С.167.1154Мотив внутренней свободы и стихийной вовлеченности в жизненный потоксоставляют диалектическое единство в лирике С. Ю. Куняева. В егопроизведениях оно отображено и как тождество, и как конфликт.
Идеал свободы сприсущим ей драматизмом достигается через взаимодействие лирического героя смиром.Стремление лирического героя к победе и подвигу С. Ю. Куняев раскрываетчерез мотив жертвенности и героизма («Князь Дмитрий»). Он выявляетпротиворечиямеждувеликойжертвойинедостигнутойпобедой,чтохарактеризует русский национальный характер. Они разрешаются обретениемлирическим героем внутренней свободы. Концепт «свобода» представлен влирике С. Ю.
Куняева и в антропологическом, и в национально-историческихаспектах.Многим стихотворениям С. Ю. Куняева присущ пафос почвы, рода, крови.В характере лирического героя отражается приверженность поэта советскимценностям, что дает мотивацию определенного приоритета материальночувственного начала. Советская идеологема народа предпочитала трудовое,материальное абстрактному и интеллектуальному.
И лирический герой поэтавосстает против возвышенных иллюзий, наивного идеализма. Противовесомстихийным силам бытия у С. Ю. Куняева служит стихия человеческой воли. Этонаходит отражение во многих стихах поэта, где воспевается мужественность,мужская выносливость и жизнестойкость.Один из важнейших циклов в творчестве С. Ю.
Куняева посвящен Сибири.Поэт осмысливает это бескрайнее пространство в национально-историческом,социокультурном и духовных аспектах. Не только могущество государства, но идостоинство русского человека, его воля и творческая самодеятельностьприрастают Сибирью.
Готовность лирического героя С. Ю. Куняева «затеряться вхолодных просторах» не означает отречение от себя, а, наоборот, означаетвосхождение к личной значительности и полноте.В сибирском цикле С. Ю. Куняева ключевыми являются мотивы пути,движения, безымянности и слитности с мирозданием, сопряжения земли и неба,155мотив личностного и национального самоутверждения. Поэт ярко и выразительнопоказывает органичность сибирской атмосферы для русского человека. Встихотворениях С. Ю. Куняева раскрывается физический и духовный путьлирического героя в достижении великих рубежей. При встрече с новымипространствами лирический герой познает свою русскую самобытность. Черезмотив странствий и перемен, физического и духовного освоения пространстваРодиныраскрываетсясмыслбытия,пониманиелирическимгероемнеобходимости перемен в жизни.Северная природа и русская история требуют стойкости, терпения привстрече со стихийными силами.
«Но стихийные силы сильней / самой нежной ипреданной дружбы»1, – сурово предостерегает С. Ю. Куняев. Лирический геройпоэта – это сильная личность, которая и сопротивляется этим стихиям, иодолевает их. Вследствие постоянного соприкосновения с этими силами у герояС. Ю. Куняева формируется сообразный с их сущностью строй души. И в самомсебе поэт ценит то, что считает достоинствами северной природы и русскойистории: многозначительную серьезность каждого момента и свободу переходовот данного состояния к другому, нередко контрастному.В стихийности, в свободе, в жизнестойкости, в терпении открывает С. Ю.Куняев константы и динамику национального русского духа. Эти началаобразуют диалектическую целостность, в которой поэт распознает источникидуховной и исторической идентичности русского человека.В лирике А.
В. Жигулина и С. Ю. Куняева обнаруживается общностьхудожественного пафоса и содержания: осмысление прошлого нашей Родины,понимание героического подвига народа, постижение внутреннего мира человека,раскрытиесвязейчеловекасмиромсовременности,сприродой,гражданственность. Поэзия данных поэтов развивалась в традиции классическогостиля. Отсутствие внешнего новаторства, эксперимента в стихе, которому многоКуняев С.
Ю. Сквозь слезы на глазах: Избранные стихи (1956-1996). – Москва: Голос-Пресс,2016. – С.94.1156внимания уделяли «громкие» (составная, неточная рифма, броские, емкиеметафорыснарочитойрезкостью,эффектностьвслове,образности),классические размеры указывали на возвращение к корням, почве. Цивилизация,мир вещный, индустриальные пейзажи были дополнены картинами природы.Поэты воспевали красоту природы как основу национального образа мира.Человек ощущает себя в их лирике не творцом, а созерцателем бытия.Лирический герой растворяется в природе.И А. В. Жигулин, и С. Ю.
Куняев, как Н. М. Рубцов и В. Н. Соколов,открывают мир провинции, «малой родины». Образ русского простора становитсягармоничнее, на первый план выходит вечное, национальное. Образ Родины в ихтворчестве претерпевает эволюцию: от восприятия «малой родины», конкретногоуголка родного края до обобщенного образа Родины. Тема Родины, России упоэтов общая, но ее аспекты разные.У А. В. Жигулина образ современного пространства – личный, он связан заредким исключением с «малой родиной»: либо с Воронежем, либо через личныевоспоминания (свои или родовые, «Раевские») с Сибирью. Его родина«негромкая» (в этом поэт сближается с «тихой моей родиной» Н.
М. Рубцова).Чужое, но все же духовно близкое, славянское пространство в творчестве поэтавозникает лишь в эпической поэме «За други своя».У С. Ю. Куняева образ малой родины сливается с образом большойсоветской родины, который связан с личными впечатлениями, основанными напутешествиях, командировках, поездках. Родина для обоих поэтов – этоисторическая Россия. Но у С.
Ю. Куняева родина – это и государство. Уже вшестидесятые годы в его творчестве появляется пафос государственности, дажеимперского мессианства. Он подчеркивает свою приверженность идее сильнойгосударственности, называя себя «певцом империи»1. В его лирике присутствуети идеологический аспект, который лишь изредка появляется в стихах А. В.Жигулина о лагере, но и то с отрицательной коннотацией.1Куняев С. Ю.
Высшая воля. – М.: Русло, 1992. – С.23.157ЛирикеС.Ю.Куняеваприсущположительныйобразбольшогогосударства-Родины. Для него русская земля чиста и священна. Она привлекаетего своей неизменностью. Поэт ощущает себя «частью России», «наследникомвсех ее основ». «Жить по-советски и по-русски» – это его творческая и жизненнаяустановка. С. Ю.
Куняев, «идеолог по складу души»1, осознает свою кровнуюсвязь с русским народом, с ее государями, царями, с великими поэтами. Онакцентирует внимание на единстве истории и культуры России. Топосом для С.Ю. Куняева становится вся Россия: Калуга, Кавказ, Тайшет, Иркутск, Братск,Москва, Кострома, Суздаль, «пустынные просторы Сибири»2, «от Калуги и аж доКамчатки»3.В творчестве А. В. Жигулина во второй половине 1960-х годов – начале1970-х годов, как и у других поэтов - «шестидесятников», происходят измененияв художественном мире.
Пейзажи севера сменяются пейзажами природыворонежского края, природой средней полосы России. Меняется и стильтворчества – от романтического понимания мира к реалистическому стилю.Изменяется и образ лирического героя поэта: в первой половине шестидесятыхгодов – это «рассказчик», а во второй половине – «исповедник».