Диссертация (Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей)

PDF-файл Диссертация (Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей) Педагогика (55115): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей) - PDF (55115) - СтудИзба2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей". PDF-файл из архива "Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»На правах рукописиГАЛЫГИНА Анна ВикторовнаПедагогические условия исполнительского освоенияполифонической музыки разных художественных стилейСпециальность 13.00.08 – Теория и методика профессионального образованияДиссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наукНаучный руководитель:кандидат педагогических наук, профессорКаузова Алла ГригорьевнаМосква – 20192ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...4-14ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………15-125Глава 1.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МУЗЫКАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………....15-381.1. Научно-теоретические основы исследования…………………….15-241.2. Особенности полифонической речи, специфика ее восприятия исоответствующие методы работы………………………………………24-36Выводы по первой главе………………………………………………...37-38Глава 2.

ПОЛИФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СПОСОБЫЕЕ ОСВОЕНИЯ…………………………………………………………..39-1012.1. Полифония эпохи барокко………………………………………...44-582.2. Полифоническая музыка в разные периоды историческогоразвития между эпохой барокко и современностью…………………,.58-822.3. Современная полифония……………………………………………82-99Выводы по второй главе………………………………………………... 100-101Глава 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ… 102-1263.1.Педагогическиеусловияисполнительскогоосвоенияполифонической музыки разных художественных стилей…………... 102-1073.2.Опытно-экспериментальнаяработапоисполнительскомуосвоению полифонических произведений разных художественныхстилей……………………………………………………………………107-123Выводы по третьей главе………………………………………………124-125ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………126-127СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………. 128-1373ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………….Приложение 1.

Педагогическая программа138-152исполнительскогоосвоения полифонической музыки разных художественных стилейстудентами фортепианногокласса……………………………………………………………………138-140Приложение 2. Репертуарная структураопытно-экспериментальногообучения…………………………………………………………………141-142Приложение 3. Фрагменты из дневника наблюдений за процессомисполнительского освоения полифонических произведений разныххудожественных стилей………………………………………………… 143-1524ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования.В современном обществе полифонизациямышления затронула не только музыкальную, но и научно-гуманитарные ихудожественно-практические области, такие, как режиссура, киноведение,литературоведение, философия и эстетика.

«Полифония», «контрапункт»,«многоголосие» - эти термины широко применяются и передают всю сущностьнового мышления современных композиторов – шире - диалогической картинысегодняшнего мира. Работа над полифонией в фортепианной подготовке играетбольшую роль в развитии учащихся разных уровней, так как она не толькоформирует восприятие музыкальной ткани многопланово, но и способствует ихобщему развитию: концентрации внимания, развитию внутреннего слуха,музыкального мышления и техники. Поэтому изучению полифонической музыки висполнительских классах отводится значительная часть учебного времени.Вместе с тем процесс ее освоения связан со значительными трудностями:насыщение учебного репертуара полифонией выдвигает сложные задачи, требуетнетолькоумениярасчлененно,дифференцированновосприниматьивоспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом водновременном развитии звуковых линий, но и способности постижения логикиорганизации и художественно-образного смысла полифонической речи.

Этопредполагает постоянное и умелое педагогическое руководство формированиемспецифических способностей студента-музыканта.Большую роль в нем играет и целесообразно подобранный материал. Ксожалению, он нередко ограничивается полифоническими пьесами композиторовэпохи барокко, среди которых первое (а иногда и единственное) место занимаютсочинения И.С. Баха. Безусловно, изучение музыки Баха является краеугольнымкамнем учебного процесса в исполнительском классе - помимо решениясобственно полифонических задач оно служит основой для накопленияинтонационного словаря учащегося и помогает ему воспринимать языкпоследующих эпох.5В то же время сама полифоническая музыка чрезвычайно богата иразнообразна по времени создания.

На нее влияет и индивидуальный стилькомпозитора,истильэпохи,поэтомуиспользованиеполифоническихпроизведений разных художественных стилей не только расширяет кругозоробучающихся, но и по-разному воспитывает их музыкальные способности иисполнительское мастерство. Каждый новый исторический период привносил своиособенности в эти традиции, в свою очередь и полифония влияла на развитиемузыкального письма, поэтому от современного исполнителя требуется широтавзгляда, позволяющего охватить всю множественность явлений, характерных длякаждого определенного времени.

Таким образом, в работе над полифоническоймузыкой необходимы разные методические приемы и способы ее освоения,которые адекватны особенностям того или иного стиля, а значит в целом будутспособствовать комплексному развитию учащихся. Однако практика преподаванияфортепиано в разных учебных заведениях часто обнаруживает одинаковыеподходыкосвоениюполифоническоймузыкиразныххудожественныхнаправлений, которые тормозят и общее, и музыкально-исполнительское развитиестудентов.

Необходимость ликвидации такого противоречия и обозначилапроблему исследования.Степень научной разработанности проблемы. Особое значение дляразработки избранной проблематики имели исследования в следующих областях:музыкального мышления и его развития, изложенные в трудах М.Г.-Арановского, Б.В. Асафьева, Л.Л. Бочкарева, А.Н. Должанского, М.С. Друскина,Ю.К. Евдокимова, Т.Н. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Н.

В. Суслова,Б.Л.Яворского, В.В. Задерацкого, И.К. Кузнецова, Э. Курта, Х.С. Кушнарева, Т.Ф.Мюллера, В.В. Протопопова, М.И. Ройтерштейна, В.Н. Рукавишникова, Н.А.Симакова, C.C. Скребкова, C.И. Танеева, Ю.Н. Тюлина, К.И. Южак, И.С.Хусаинова;-развития полифонического восприятия и исполнения многоголосноймузыки, сформулированныев работах А.Д. Алексеева, И.А. Браудо, Л.М.6Грибановой, С.А. Дядченко, А.Г. Каузовой, Е.А. Леоновой, Я.И. Мильштейна, Г.Г.Нейгауза, З.А. Ринкявичуса, Е.П.

Рожко, C.И. Савшинского;-подготовки будущего педагога - музыканта, раскрытые в работах Э.Б.Абдуллина, О.А. Апраксиной, Б.Д. Критского, А.В. Малинковской, Т.Г.Мариупольской, А.И. Николаевой, Е.В. Николаевой, Г.М. Цыпина, А.И.Щербаковой;- исполнительской интерпретации полифонической музыки, освещенные вработах А.Д.

Алексеева, Э. Бодки, И.А. Браудо, Н.П. Калининой, Я.И. Мильштейна,И.С. Рабиновича, C.Е. Фейнберга, Г.М. Цыпина.Обращениекмузыкально-теоретическойиметодическойлитературепоказало, что научные исследования и методические разработки сосредоточены вбольшей мере на эпохе барокко. Значительно меньше они обращаются ксовременной музыке, более того, к тому огромному историческому периоду, когдаполифонический склад отошел в тень, но не исчез совсем, «подспудно» влияя нетолько на фактуру произведений, но и на музыкальное сознание композиторов,слушателей и исполнителей.

В то же время он менялся и сам, впитывая новыеэмоциональные и интеллектуальные возможности, которые раскрывали перед нимпоследующие эпохи вплоть до ХХ-ХХI вв., когда и для исследователя, и длямузыканта-исполнителя, становится интересным не только результат этихвоздействий, но и сам процесс их активизации. Важно и то, что перед педагогомвозникает задача выявления и создания тех педагогических условий, которые будутспособствовать более систематичному освоению этой музыки и дальнейшей ееисполнительской и педагогической «трансляции».Такимобразомопределиласьтемадиссертационногоисследования:«Педагогические условия исполнительского освоения полифоническоймузыки разных художественных стилей».Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентовфортепианного класса.7Предмет исследования: педагогические условия освоения студентамифортепианного класса полифонических произведений разных художественныхстилей.Для обоснования педагогических условий, которые будут содействоватьактивизации работы в указанном контексте, необходимо обозначить и общийподход к определению этого понятия, направленный на осуществление целостногопедагогического процесса, и выявить в нем те аспекты, которые особенно важныдля данного исследования.Первый подход, избранный в работе, обозначает педагогические условия каксовокупность мер педагогического воздействия и возможностей материальнопространственной среды, направленных на решение поставленных задач.

Вусловиях учебного процесса – это комплекс мер, включающих содержание,методику и организационные формы обучения и воспитания.В образовательной практике создание специфических педагогических условийсвязано с психологическим и педагогическим аспектами. Психологическийпредполагает обращение к внутренним структурам личности обучаемых с цельюнаправленноговоздействиянаних.Педагогическийаспектсвязываетпсихологическое содержание с механизмами, обеспечивающими эффективностьвоздействия.Ряд научных источников дает возможность рассмотреть и реализоватьследующие группы педагогических условий:- организационно-педагогические условия как основной фактор целостностипедагогического процесса;- психолого-педагогические условия, направленные на развитие личностисубъектов (или объектов) процесса;- дидактические педагогические условия как элементы организационных формобучения, в которых не только учитываются имеющиеся условия, но ипредусматриваются способы преобразования данных условий для достиженияпоставленных целей.8Такая группировка предусматривает опору в образовательном процессе нареализациюактивно-деятельностного,развивающего,личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к обучениюи воспитанию.

При этом следует иметь ввиду, что рассматривать данную структуруможнотолькокаккомплекспедагогическихусловийвсвязисихвзаимодополняемостью и взаимосвязанностью.Таким образом создаются возможности для построения целостной системыоптимальных педагогических условий, в которой важны как эмпирический поиск,связанный с анализом научных источников и осмыслением педагогического опыта,так и апробация на практике отдельных элементов содержательной моделиразвивающего обучения.Применительно к содержанию данного исследования это привело кконструированиюконкретнойпрограммыисполнительскогоосвоенияполифонической музыки разных художественных стилей.В связи со всем вышесказанным были сформулированы цель и задачиисследования.Цельисследования:перспективностиработытеоретическоенадобоснованиеполифоническиминеобходимостипроизведениямииразныххудожественных стилей и разработка педагогической программы их освоения.Задачи исследования.•Провести теоретический и методологический анализ полифонии разныхисторических периодов, определить индивидуальные особенности каждого стиля,выявить их влияние на полифоническую музыку и на ее исполнительскуюинтерпретацию.• Систематизировать содержание работы, целенаправленно подобрав материал,направленный на пробуждение интереса к освоению полифонической музыкиразных периодов и на развитие потребности в дальнейшем использовании ее впедагогической и исполнительской деятельности.• Определить и обосновать основные принципы работы над полифоническимипроизведениями в историко-стилевом контекстеи разработатькомплексную9методику их освоения с учетом специфики работы в каждом из художественныхпериодов.• Экспериментально исследовать целесообразность предложенного содержания ипедагогическую обоснованность комплексной методики работы.Всестороннее изучение педагогической литературы, научных трудов иметодических разработок ведущих отечественных педагогов – пианистовпозволиловыдвинутьследующуюгипотезу:эффективноеосвоениеполифонической музыки разных художественных стилей станет более успешнымпри следующих условиях.1.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее