Диссертация (Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей), страница 4

PDF-файл Диссертация (Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей), страница 4 Педагогика (55115): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей) - PDF, страница 4 (55115) - СтудИзба2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей". PDF-файл из архива "Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

Рубинштейн считал необходимым условием вфортепианномобучениииспользованиеполифоническихпроизведений,прохождение нескольких прелюдий и фуг Баха в год и обязательное исполнение ихна экзамене. А.Б. Гольденвейзер утверждал, что «каждый пианист с начала своейдеятельности и до самой смерти должен иметь в работе полифоническиепроизведения и тщательно над ними работать» [32, c. 68]. И сегодня современныеотечественные педагоги включают полифонический репертуар во все звеньясистемы музыкального образования, объясняя это тем, что работа над полифониейявляется превосходной школой для развития навыков мышления, слуха и техникиисполнения многоголосной фактуры любого склада.Почему же полифонии уделяется такое внимание и в плане общего развития,и в плане исполнительского совершенствования музыканта?Для того чтобыответить на этот вопрос, необходимо в первую очередь обратиться к научнымтрудам и понять, что такое полифония и чем она отличается от гомофонногармонического склада.В ХV-ХVI вв.

появляются первые труды по полифонии, к которым относятсяособо значимыеработы Дж. Царлино, в которых он зафиксировал основные22законы строгого стиля, систематизировал виды контрапункта и проанализировалразличные виды имитации. Важнейшую роль для развития полифонии какучебного предмета сыграл трактат Иоганна Фукса «Gradusad Parnassum» «Ступеньк совершенству», изданный в 1725 г. Это исследование оказала большое влияниена европейских творцов ХVIII и даже ХIХ в., а также на Гайдна, Шуберта, Моцарта,так как оно являлось учебным пособием, в которомочень логично ипоследовательно излагалась полифоническая техника.Уже в более позднее время, в конце ХIХ - в начале ХХ в, полифония получиласвое развитие в области музыкального мышления В 1909г.

появился крупнейшийтруд русского композитора С.И. Танеева, - «Подвижной контрапункт строгогописьма».В этой работе Танеев утверждал, что полифония будет иметьглавенствующую роль в развитии музыкального языка. «Для современной музыки,гармония которой постепенно утрачивает тональную связь, должна быть особенноценною связующая сила контрапунктических форм... Современная музыка естьпреимущественно контрапунктическая» [106, c.10].Кардинальный поворот в изучении полифонии в сторону методологии илогики этого способа музыкального мышления совершил Эрнста Курт, написавбольшую работу «Основы линеарного контрапункта (Мелодическая полифонияБаха)».

В нейзатрагиваются и решаются важные вопросы полифоническойтехники, главные из которых касаются пониманию мелодии, как горизонтальнойлинии, основного участника, главного действующего лица в полифоническоммногоголосии. Также возникают вопросы о том, как образуется мелодическаялиния, какие связи возникают в ней между ладом, ритмом и гармоническимивертикалями, которые строятся на основе взаимоотношений горизонтальныхмелодических линий.Курт отвечает на все эти вопросы и обращает внимание на то, чтополифоническая ткань в первую очередь является единством голосов: «Основноенеобходимое требование контрапункта можно выразить так: многоголосие не естьсумма,ноединство.Кажущаясяпростотавнутреннестольсложныхполифонических произведений заключается в том, что многоголосный комплекс23как единство всегда стоит впереди сплетений отдельных голосов.

Тот, кто хочетконтрапунктически писать, должен мыслить многоголосно с самого начала» [59, c.1]. Но несмотря на это единство, Куртконцентрирует внимание на то, чтовзаимодействие голосов между собой происходит самостоятельно по отношениюк гармонии: «сущность теории контрапункта заключается в том, чтобы две илинесколько мелодических линий могли развиваться одновременно, по возможности,менее стесняемые в своем мелодическом развитии не благодаря вертикальнымсозвучиям, а несмотря на них» [59, c. 11]. Стоит отметить, что и по сегодняшнийдень актуаленподчиняетсяцелый ряд закономерностей, которые выявляет автор.Имполифоническое многоголосие и в итоге формируется четкаяконцепция закономерностей линеарного мышления.В конце XX - начале XXI вв.

в музыкальной педагогике появились научныеисследования (диссертации, публикации), таких авторов как Т.Н. Воронов, Л.М.Грибанова, А.Б. Давидчик, C.А. Дядченко, А.Г. Каузова, З. Ринкявичус, Е.П. Рожко,А.А. Хижнякова,которыеотразилипроблемыформирования и развитияполифонического мышления, полифонического слуха и восприятия и явилисьновым и перспективным стимулом для дальнейшего развития этого направления.А педагоги-пианисты А.Д. Алексеев, Е.Ф. Гнесина, И.О.

Рабинович, Л. Ройзман,авторы методологических трудов, рассмотрели основные методы работы надполифонией и различные способы развития полифонического слуха, мышления,преимущественно используя материал И. С. Баха, Г. Генделя и их современников.В последние десятилетия наука о полифонии обогатилась рядом ценныхосновополагающих исследований отечественных авторов: Т. Дубровской, Ю.Евдокимовой, В. Задерацкого, И. Кузнецова, Н.

Симакова, К. Южак, благодарякоторым стало возможным рассматривать явления полифонии на фоне обширногоисторико-теоретического материала.Прослеживаянетолькопроцесссовершенствованияиобогащенияполифонического склада, но и анализируя научные труды на протяжении ееразвития можно изучить специфику полифонической речи и выявить ееособенности по сравнению с музыкой гомофонно-гармонического склада. Это даст24возможностьопределитьпедагогическиепроблемы,возникающиепередисполнителем и в будущем педагогом-музыкантом и исследовать основные методыее исполнительского освоения и педагогического преподнесения в работе сучащимися.1.2.

Особенности полифонической речи,специфика ее восприятияи соответствующие методы работыС.С. Савшинский писал о том, что не все пианисты считают обязательнымисполнять полифонические произведения в своей концертной деятельности, апедагоги, наоборот, не представляют учебный и воспитательный процесс безосвоения полифонии.

Всю фортепианную музыку можно назвать полифоничной.И гомофонно-гармонический склад, и полифонический многоголосны, онисодержат в качестве общих элементов голоса, линии, нередко развивающиеся впласты, однако структурные связи голосов в этих складах диаметральнопротивоположны и влияют на характерные свойства самих голосов.Сплетениемелодических линий в многоголосную ткань в обоих стилях определяетсяпринципами распределения выразительных функций между голосами: принципомравноправного участия голосов - мелодий в создании выразительного целого илипринципом всемерного сосредоточения выразительности в одном голосе.Гомофония состоит из голосов, которые дополняют мелодию ритмически,темброво, гармонически.

Но несмотря на то, что в ней нет равноправных голосов,гомофонию можно назвать многослойным построением. У каждого голоса (главнаямелодия, средние голоса и бас) есть свое мелодическое развитие. При этомосновная тема выходит на первый план, а бас является главной гармоническойопорой. Но этим его функция не ограничивается, он часто выполняет рольсвоеобразного против сложения к верхнему голосу, так как ведет своюмелодическую линию.

И, наконец, в cовокупности средних голосов вместе с басом25образуется ритмический и темброгармонический фон, над которым возвышается исоздает атмосферу стройности звучания мелодия - главная в этом ансамбле.В полифонии голоса не только самостоятельны, но и равноправны, иравноправие их – в поочередном выполнении одинаковых мелодических функций.Партия каждого из них превращается в определенной мере в законченноеодноголосное произведение. Но самостоятельный, равноправный по своему местуи значению голос не звучит без других, потому что полифония приобретаетвысокий художественный смысл, лишь сочетая их в единое целое: «одна мелодияоттеняет другую,они взаимно обогащают друг друга, их сочетание водновременности наполняет музыку особой значительностью, внутреннимразнообразием, движением» [104, c.

3].Главная особенность полифонической речи состоит в том, что она - речь,высказываемая ансамблем автономно движущихся голосов. Их мелодическаянезависимость ведет к несовпадению, порой даже к противоречию начал,кульминаций и концов фраз, предложений. Отсюда возникает основная проблемаполифонического склада — дифференциация голосов. Без нее самостоятельные,широко развитые, разнообразные по движению голоса могут смешаться в слуховомсознании и помешать постижению самого художественного замысла произведения.Поэтому в полифонии и вырабатываются различные способы дифференциацииголосов, наделяющие их индивидуальной характеристикой.В первую очередьголоса разделяются по степени своего художественногозначения, своей выразительной функции (один из голосов является наиболеесодержательнымиразвитымвмелодическомплане).Длядостиженияопределенного равновесия между равноправными мелодическими линиями в иходновременном движении необходимораспределить более или менееиндивидуализированные элементы в голосах и общем звучании.Одним из способов дифференциации является принцип комплементарнойритмики (область ритма — главная область, где может проявиться своеобразиемелодической линии).

Индивидуальность голосов проявляется в их различноммелодическом членении, рельефной фразировке, котораяведет к несовпадению26кульминаций и концов фраз, предложений. Голоса могут двигаться впротивоположных направлениях, плавно, скачками и отличаться разнойдинамикой, но при этом голоса могут и не звучать одновременно на всемпротяжении сочинения.Поочередное ихвыдвигание и уход достигаются техникой разделениядвижения. Разнообразное и оживленное движение линий голосов проявляет самуспецифику полифонической ткани, ее изменчивость.Если голоса звучатодновременно и равноправно, то они должны представлять полный контраст как поритму,пластикелиний,такипостроениюкульминаций.Разделениеполифонических линий может также проявляться в сопоставлении совершенноразных мелодий, в разновременном вступлении и движении голосов, в вариантныхизменениях одной темы, в ладовой, тональной и гармонической несовместимостиголосов.В то же время принцип разделения движения и принцип контраста водновременности участвуют в решении проблемы единства.

Несмотря на то,что голоса в полифонии имеет индивидуальную характеристику, они представляютединое целое.Объединение разнохарактерныхиндивидуальных линий вструктурный комплекс осуществляется в сравниваемых складах различно: либососредоточением выразительности в одном голосе и подчинением ему других, либо«обоснованным взаимоподчинением» (термин Л.

Баренбойма) самостоятельных иравноправных мелодических линий. В то же время голоса в полифонии влияют нафактурное и ритмическое целое, а также и на тонально-гармоническое направлениеобщего движения. В результате течение музыки «впитывает в себя эти изгибы,каждый из которых может быть связан лишь с одной-двумя интонациями, однимдвумя созвучиями. Одна метрическая доля, или такт, может быть насыщенмногими сменами созвучий, разновременными движениями многих голосовфактуры, т.е. немалым количеством музыкальных событий» [123, c.26].Но основа объединения движения в полифонии заключается в егомонотематизме. Тема полифонического произведения является главнымсоставляющим звеном музыкального содержания. Интермедия и противосложения27помогают теме, наполняя ее, где-то даже противоборствуя ей.

Напряженность идинамичность развития полифонической ткани проявляется в разновременномвступлении темы в голосах и независимом ее движении к кульминациям икадансам.Диалектика в гомофонии, как это глубоко исследовал Л. Мазель, опирается наконтрастные сопоставления во времени, подчеркивая его «узловые точки». Вполифонии же диалектика раскрывается в соединении разных компонентов водновременности и показывает противоречия, заложенные в самом тематическомматериале. В произведенияхполифонического складазаложена тенденция куглубленному, аналитическому рассмотрению свойств темы, к раскрытиюпроцессов музыкального становления и развития, к выявлению общих основдвижения.Итак, мы видим, что полифония и гомофония – не только два типамузыкальной речи, два принципа организации, но, в первую очередь, два типамышления.Отсюдаивозникаютпедагогическиепроблемыосвоенияполифонической музыки.Специфика восприятия полифонической речиВосприятие полифонической и гомофонно-гармонической ткани имеетсовершенно разную слуховую направленность.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее