Диссертация (Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей), страница 5

PDF-файл Диссертация (Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей), страница 5 Педагогика (55115): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей) - PDF, страница 5 (55115) - СтудИзба2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей". PDF-файл из архива "Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

В гомофонной ткани голосаобъединены общим развитием, которое в первую очередь определяется гармонией,а в полифонической речи вертикаль следует за развитием самостоятельных линий,хотя может приобрести и важные контролирующие функции. «Мелодикополифоническое письмо исходит из линии и только путем соединения несколькихлиний образует вертикальные созвучия: в аккордовом же письме большая илименьшая оживленность и подвижность голосоведения может возникнуть изпоследовательности вертикальных созвучий. Если гармоническое письмо покоитсяна массивном вертикальном фундаменте и состоит из игры аккордовых звучностей,то в контрапунктическом письме властвует энергия движения; стремление клинейной структуре, горизонтальный замысел всегда первенствует» [59, c.

93].28Мелодический слух играет важное значение в слышании линии как целогонепрерывного комплекса, не допуская «пунктирного восприятия». Текучесть инепрерывность мелодии на большом протяжении создают большие трудности вслышании. Умение охватить всю тему и ее развитие в полифоническихпроизведениях является достаточно сложной задачей. А на самых высокихступенях развития слухового сознания появляется способность «свернутого»восприятия.

Оно проявляется в преобладании ощущения линейного движения надвосприятием интервального качества мотива. Интервальная составляющая мотиваможет постоянно изменяться, растягиваться или сокращаться. Также могутизменяться и его метрические единицы и даже направление движения. Но еслиособенное для этого мотива движение остается неизменным, то и всевидоизменения воспринимаются как тот же мотив. Поэтому изменения в мотивахне влияют на узнаваемость темы.Восприятие мелодии в полифонической музыке представляет особуютрудность не только в том, что ее необходимо выделить, но в первую очередь вумении прочувствовать и передать выразительность темы в контексте замыславсего произведения.Однако гармоническое восприятие аккорда в полифонии также необходимо,особеннона кульминациях, когда созвучия превращаются в мощныйгармонический фактор.Поэтому при восприятии полифонической фактурыспецифические черты приобретает и гармонический слух.

Прежде всего – этовосприятие не отдельно гармонических аккордов, а в противоположностьинтенсивному гармоническому ощущению классической мелодики охватываниеслухом линеарные связи на большем протяжении. Для этого нельзя незадерживатьсянаотдельныхвертикально-гармоническихмоментах,авоспринимать полифонически построенное произведение в гораздо большихпропорциях.Кроме того, само образование аккорда в полифонической речиявляется результатом длительного движения линеарных голосов: «контрапункт неисходит из аккорда, но достигает до аккорда» [59, c. 256].29Комплекс голосоведения и гармонической вертикали в полифонии требуетособогоразвитиягармоническогослуха,направленногонавосприятиеорганизованного сплава гармонии.Восприятие полифонической и гомофонно-гармонической речи отличается иметроритмическим чувством, которое обусловлено активным и различнымвлиянием метра и ритма на формирование стилевых особенностей музыки.

Вгомофонии выражена метрическая пульсация, которая создает ощущениесвоеобразнойзакругленностимелодики,разграниченностиееотрезков,полифоническая же мелодия свободна от симметрии акцентов, поэтому линейныефазы плавно переходят друг в друга, не отделяясь резкими границами.В гомофонно-гармоническом складе «главная мелодия господствует, такимобразом,и ритмически над всем многоголосием; двухтактные ударенияклассического стиля, диктующие разрывы самому образованию мелодии, исходяиз руководящего мелодического голоса, обособляют и остальные голоса вотдельные куски, подчиняя их главной мелодии.

Полифония неразрывно слита сосвободным от акцентовой симметрии мелодическим развитием. Самостоятельноеразвитие отдельных голосов никогда не бывает нарушено стремлением ксовпадению высших точек их развития, или остановок» [59, c.139].В связи с рассмотрением процессов восприятия мелодики, гармонии и ритмамы касались их действия в двух координатах «музыкального пространства»:горизонтали и вертикали. Но «различение деталей фактуры, мелодии имузыкальной формы, восприятие их соотношений, организованности немыслимобез представлений о расположенности элементов, об их близости и удаленности,соприкосновении или разграниченности» [76, c.184].

Поэтому применительно кполифонии представляется необычайно важной и третья координата – «глубина»,разноудаленность планов, так как именно она помогает созданию представления оразлично действующих в музыкальном пространстве объектах – мелодиях.В восприятии полифонической ткани и особую роль играет и тембровыйслух.

Он дает нам в первую очередьпрочувствовать красочный характергоризонтальных линий. Таким образом развитие тембровогослуха помогает30индивидуализировать голоса и тем самым их различать.Умение соотноситьмелодические голоса с различными тембрами в своем слуховом воображении очень важная и необходимая способность при освоении полифоническихпроизведений.

Этоголосовпомогает создавать яркие «портретные» характеристикии представлять их как действующих лиц музыкального произведения.Слух яснее воспринимает отдельные мелодические линии, ощущая разницу втембре голосов определенных инструментов. Это помогает более ярко слышатьмелодические линии в отдельности и не связывать их в каждом моменте звучания.Так, «тембр начинает ассоциироваться непосредственно с инструментом иличеловеком, становится как бы заместителем, «репрезентантом» звукового объекта,его знаком, символом» [76, c.287]. Эта функция тембра должна широкоиспользоваться и даже быть определяющей в восприятии полифоническогомногоголосия.Анализируя особенности слышания полифонической речи профессионаломмузыкантом, нельзя не отметить тот чрезвычайно важный факт, что ни высокаяразвитость слуховой направленности, ни горизонтальное слышание всей сложнойи многосоставной полифонической музыки были бы невозможны без активнойдеятельности мышления.

«Музыкант - специалист, - пишет Б. Асафьев, - преждевсего, направляет свое внимание к охватыванию отношений в музыке и кпониманию связи и анализу причин этой связи между последованиями звучаний,отдаленных друг от друга на большие расстояния» [9, c.35]. Процесс осмыслениямузыки основан на том, что в ходе ее освоения в сознании создаются не толькоконкретные образы прослушанных произведений, но образуются и комплексныепредставления о полифонии как о специфическом складе, наконец, ополифоничностикакобщемисущественномпринципемногоголосия.Вырабатываются, как говорит З.

Ринкявичус, «полифонические эталонныепрограммы восприятия музыки» [91, c. 20].Развитие этих способностей (распределение внимания, умения мыслитьвоображаемыми тембрами) создает благоприятные условия для формированияполифонического мышления студента. Но образование этих умений – процесс31длительный и трудный. Развитие полифонического слуха, мышления, восприятиярождаются не сразу, это ставит перед педагогом задачу постепенного, ноцеленаправленного введения учащихся в этот мир, накопления их опыта слушанияи изучения полифонической музыки.Методы работыА. Б. Гольденвейзерписал о том, что исполнение любого произведения нафортепиано всегда по своей сущности контрапунктично, поэтому так важноразвивать полифонический слух и как можно больше играть полифонию.Сохранились свидетельства о том, что Бах рекомендовал своим учащимсявосприниматьполифоническуютканькакразговормеждусовершеннопротивоположными личностями, представляя их голоса, их беседу.

Это сложнаязадача, так как исполнителю необходимо добиться рельефного звучания, когдакаждый голос совершенно самостоятелен, индивидуален по своему характеру,выразительному смыслу и логике развития. Это требует высокой развитости слуха,восприятия и мышления, а такжеотработки определенных пианистическихнавыков.Основными исполнительскими задачами при освоении полифоническихпроизведений является работа над:-дифференциацией голосов в отдельности;-одновременнымслышаниеммногоэлементныхполифоническихзвукообразов;-организацией их в полифоническое целое.В работе «по - голосам» в значительной мере формируются навыкигоризонтального слышания. Основная исполнительская задача студента в этойработе добиться непрерывного мелодического движения.

Для решения этойпроблемы учащийся должен внутренне слышать мелодию и наполнятьеевокально-речевыми характеристиками. «Сыграть певуче — значит, воплотить вфортепианном звучании характер поющего человеческого голоса» [52, c. 11]. Такоенаполнение мелодии позволит добиться хорошего легатного исполнения.32Полифонической музыке, так же, как и вокальной, свойственны не толькомелодически сглаженные темы, но и темы речитативного характера, которыетребуют совершенно другого пианистического подхода.

По выражению Б.В.Асафьева, ощущение «вокальвесомости» интервалики развивает «умные»,«слышащие» пальцы, предчувствующие звуковую высоту тонов и интервальныесоотношения между ними». Поиск приема передачи вокально-речевой интонациии в связи с этим определение исполнительских приемов делает работу надполифоническими произведениями интересной и творческой.Работа над певучестью фортепианного звучания требует целого комплексавыразительных средств и слуховых представлений. Это и внутренне-слуховоеинтонированиетемы,пропеваниеотдельныхмелодическихоборотов,сопоставление тем с вокальными и речевыми оборотами. Любой ход мелодиидолжен иметь эмоциональную окраску, которая зависит от тональности,модуляций и должна быть пережита пианистом внутренне и передана в исполненииразной динамикой, тембровым наполнением, определенной артикуляцией.

Все этоспособствует более четкому слышанию темы при ее структурных изменениях ипреобразованиях, выявлению выразительности мелодии, которая обеспечивает ееисполнительскую передачу.Умение слышать и охватывать большие протяжения мелодикикак единоецелое является очень важным фактором исполнения полифонии. Необходимоработать над фразировкой, горизонтальным мышлением учащихся, вырабатыватьвнутренне - слуховое представление целостного звучания мелодической линии, азатем определив линеарные связи, продумать еще более крупные разделыполифонического произведения.Работа над фразойтакже влияет на более яркую дифференцированностьтем.

Она помогает определить индивидуально-выразительные особенности каждоймелодии. Для этого нужно рассмотреть построение каждой мелодии и сравнить еес построением человеческой речи. Определить подъем, кульминацию и спад,благодаря чему музыкальные фразы наполнятся музыкально- логическойнаправленностью и исполнение будет более осмысленно.33Но часто возникают трудности в слышании и исполнении полифоническоймузыки, когда происходит несовпадение кульминационных вершин во фразах, атакже несовпадение их с сильными долями такта.

Поэтому так важно отдельнопроигрывать мелодические линии, определив в них и построение фраз, и ихкульминации.При объединении нескольких фраз в более крупные мелодическиепостроения все выразительные средства и исполнительские приемы играютбольшую роль. Особенно важное значение отводится динамической нюансировке.Детализированная динамика мелодических фраз начинает взаимодействовать сболее крупной динамикой больших линий. Смена динамических оттенков можетразвиваться постепенно, когда крупные построения вырастают из мелких, плавнопереходя из одного в другой, либо смена динамики происходит резко из-завнезапного контрастного звучания нового раздела.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее