Диссертация (Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей), страница 26
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей". PDF-файл из архива "Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 26 страницы из PDF
Это проявляетсякак на уровне формы, так и на уровне музыкального языка. Форма фуги и сам приемфугирования выступает здесь в роли изобразительного начала. Фуга, в переводе слатинского, означает «бег». Кроме того, композитор использует риторическуюфигуру «fugа». Форма и фигура «фуга» в барокко были особо любимы. Ониотражали принцип движения – чрезвычайно важный для музыки того времени.Данная часть является заключительной и, вероятно, композитор стремитсяпоказать все те события, которые ожидают нашего героя: движение, шум,сражение.Студентка технически справлялась с этим произведением, но в своемисполнении выявилось отсутствие ясной и четкой картины художественногообраза.
Но подключение жизненного опыта, ассоциаций с литературнымипроизведениями помогло реализовать такую картину и в музыкальном исполнении.II серия (IV семестр)Бах Каприччио на отъезд возлюбленного брата (доучивание).Исполнителюсоответствующиеудалосьтембровыереализоватьикомпозиторскийдинамическиезамысел,характеристикинайтиобразовинастроений. Поэтому исполнение получилось очень живым и интересным.- Лядов Три канона ор.
34 (Эскиз).Ценность творчества Лядова определяется в первую очередь его глубокой имногообразной связью с народной русской песней и поэзией. Эта связь яснее виднав вокальной музыке Лядова, его симфонических сказочных миниатюрах,фортепианных произведениях. Народность творчества Лядова определяетсясодержанием его музыки: былинный эпос, сказочная фантастика, народнопесенный лиризм, элементы жанровой характеристичности и комизма.Лядов всегда тяготел к малой форме.
Среди его произведений нет ни большихвокально-симфонических композиций, типа оратории, кантаты, оперы, ни150развернутых циклических инструментальных произведений – симфоний, сонат,камерных ансамблей. Излюбленная форма– небольшая вокальная илиинструментальная пьеса, сравнительно короткое симфоническое произведениепрограммного характера. Его произведения – это миниатюры, лаконичные иотточенные по форме, шедевры своего рода.Три канона также небольшие по размеру и в техническом плане не сложные.Но они предполагали в плане исполнения аналогов с мелодичностью речевогоисполнения. В процессе работы студент искал выразительные особенности тем,особенно во втором каноне педагог предложил исполнять со значительно болеемедленной и мягкой атакой звука, акцентировал внимание на более спокойных,«поглаживающих» движения пальцев.III серия (V семестр)- Лядов Три канона ор.
34 (доучивание).Самой сложной и тщательной работы потребовала проблема вокальногоинтонирования тем. Потребовалась постоянное прибегание к вокальному опыту. Врезультате исполнение стало вокально-выразительным и разнообразным.- Шопен Фуга ля минор (эскиз).Для знакомства с полифонической музыкой романтиков педагог предложилфугуШопена.Былирассмотреныосновныеотличительныечертыиндивидуального стиля композитора, характерные приемы изложения. Итогомпроделанной работы явилось заметное развитие полифонического слуха имышления, а также повышение художественного уровня развития.Студент –магистрант (Э1)Уровень довузовской подготовки - фортепианной факультет музыкальногоучилища.- Бах ХТК т.1 Прелюдия и фуга e-moll.Этот цикл является примером сопоставления контрастных образов и всоответствии использования разных пианистических приемов.Прелюдия наполнена интонациями скорби, глубокой внутренней печали итоской, сама тональность вводит нас в мир этого настроения.
Поэтому перед151разучиванием этой прелюдии нужно ясно представлять эмоциональное состояние,которое заставит студента искать особые звуковые средства воплощениямузыкального образа. В то же время не стоит забывать о стилистическихособенностях баховской музыки и исполнять эту прелюдию строго, без излишнейсентиментальности.Фуга имеет более танцевальный и упругий характер. У студента возниклисложности в техническом плане, педагог посоветовал добиваться четкости,ровности и силы пальцев. Работа над прелюдией и фугой e-moll не тольковоспитывает слух и мышление, формирует полифонические эталоны восприятия итехнику исполнителя, но и убеждает в исключительно выразительной силеполифонической музыки. В результате студенту удалось исполнить этопроизведение ярко и профессионально интересно.III серия (V семестр)- Шостакович Прелюдия и фуга ор.87 D-dur (Эскиз).Прелюдия и фуга ре мажор совершенно контрастны по своему образномусодержанию.
Прием контрастного сопоставления прелюдий и фуг в данном циклеявляется одним из главных композиторских принципов Шостаковича. Поэтомуперед студентом стоит сложная задача быстрого переключения из одной образнойсферы в другую.Прелюдия наполнена протяжной песенностью, а фуга представляет собойсобой блестящее волевое скерцо. Но не смотря на свою контрастность, прелюдиюи фугу объединяют интонации, ритмические и формообразующие элементы,характерные именно для русского народного музыкального творчества.
Впрелюдии педагог рекомендовал студенту обратить внимание не только намелодию в правой руке, но и проучить, и прослушать мелодическую линию в левойруке (определить фразировку, тембровое различие между верхним и нижнимголосом).В фуге от студента потребовалосьумение пользоваться необычнымиприемами исполнения и быстро переключаться из одного приема в другой. В152результате студент сумел ярко показать контрастность образов данной прелюдии ифуги и решить технические и исполнительские задачи..