Диссертация (Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей". PDF-файл из архива "Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
42]. «Синкретизм (взаимосвязь,взаимозависимость, «слитность») искусств … позволяет глубже вникнуть в сутьтого или иного художественного произведения, расширить и обогатитьэстетическое восприятие человека» [69, c. 43]. Определить стиль произведения ипринадлежность его к определенному историческому периоду возможно поиндивидуальным признакам, так как художественно-выразительные средства, ихприемы и специфика, характерные для каждой эпохи и каждого вида искусств,чаще всего не меняются в течении длительного времени.Таким образом, в произведениях разных видов искусств наблюдаетсяпостоянствопризнаков,которыеобъединяютсястилевымединствомвотносительно устойчивую систему. «Элементами последней в музыке являютсятесно взаимосвязанные между собой выразительные средства, выступающие вопределенном контексте в качестве стилевых признаков» [75, c.
49]. Стиль, какхудожественный ориентир, подсказывает мастерам искусства то или иноенаправление, но в то же время стимулирует и создает условия для созданиясовершенно новых явлений, а в дальнейшем традиций.«Понимание индивидуальных стилистических черт композитора - вот чтонеобходимо, прежде всего, исполнителю.
Каждый стиль, каждый род исполняемыхпроизведений исполнитель должен осознавать, чувствовать точно и глубоко виндивидуализированном виде. Он должен понимать, что каждое стилевое41образование имеет свои черты, и его нельзя смешивать с другими произвольно, посвоему желанию» [74, c.6].В то же время любое исполнительское средство определено стилевойдетерминированностью, это касается и характера звучания, и динамики, итемпоритма, педализации и т.д.
«В каждой мелочи, в каждом эмоциональномпобуждении, в каждом душевном оттенке, во всем – сказывается стиль, манеравосприятия, выражения автора в тот или иной период жизни. Все этораспространяется на ритм, гармонию, фразировку, артикуляцию, словом на всеэлементы музыкального языка. Исполнитель не должен игнорировать данноеобстоятельство» [74, c.10].Основополагающим постулатом теории музыкального содержания В.Н.Холопова в своей авторской разработке представляет присутствие в музыкедихотомии специального и неспециального содержания.
При этом авторрассматривает это понятие не только по отношению к музыке, но и проводитпараллели с другими искусствами. «Специальным содержанием называется тотслой содержания музыки, который присущ только лишь одному музыкальномуискусству.Неспециальнымсодержаниемименуетсяслойсодержания,присутствующий как в музыке, так и вне музыки» [115, c.3]. Выражение «внемузыки» охватывает широкий спектр различных областей искусства, а такжеобласти философии, психологии, науки, религии, даже объективно существующейдействительности – космоса, природы и практической деятельности человечества.Поэтому для исследователя становится интересным рассмотреть и определитьспособы работы над полифоническими произведениями разных эпох не только сточки зрения их стилистических особенностей, но и посредством выявления какспециального так«композиционныеи неспециального содержанияпостроенияполучаютздесьполифонии, так какобязательноесмысловоеистолкование, избавляются от исходного для них только структурногограмматического понимания…» [115, c.
4].42В неспециальном содержании музыки автор выделяет такие важнейшиесоставляющие как мир идей, предметный мир и мир человеческих эмоций. Миридей раскрывает различные сферы мыслительной деятельности человека – это иобласть религии, философии, истории, естественных наук, этики, эстетики, а такжеиндивидуально-творческие идеи композиторов в их музыкальном творчестве.В предметной сфере автор выделяет несколько областей – это водная стихия,изображение птиц, двигательная деятельность человека - именно в них музыкапроявила себя особенно талантливо и продуктивно. Композиторы воплощают вмузыке самые разнообразные человеческие движения, связанные с шагом, бегом,ударами, разного рода опасностями, все это служит более яркому портретномуизображению людей и обрисовке сюжетно-психологических ситуаций.Одна из основных особенностей музыкального содержания состоит в том, чтооно воплотило в себя широкий мир человеческих эмоций.
Краски эмоций оченьразнообразны и в зависимости от исторической эпохи это был либо аффект, либодушевное переживание, состояние души, настроение, эмоции. Таким образом,изучениенеспециальногосодержанияхудожественныхобразоввыявляетнеотъемлемую взаимосвязь его с музыкальным искусством, особенно сакадемической музыкой, представляющей важный аспект культурного развитиячеловека.
«Это – линия связи музыки со всем остальным миром, и внешним,объективным, и внутренним, субъективным, живительный источник ее смыслов испонтанных ощущений, постоянно освежающий ее «кровь», стимул и фактор еедвижения вперед, кислород для ее дыхания» [115, c.17].Специальное содержание музыки объединяет несколько понятий, которыепредставляют идеи различных наук: от эстетики – это ощущение «прекрасного», отпсихологии – «положительная» эмоция, от этики – « добро, благо».
Все этикачества взаимосвязаны и наполняют различные слои специального содержания:«восприятие прекрасного создает положительную эмоцию, несущую человекублаго, добро, эстетическое действует через психологическое и выходит наэтическое» [115, c.18]. Особым компонентом специального содержания является иэстетическая гармония, которая наполняет любые смежные искусства. Рифмы,43ассонансы, стопная организация и архитектоника строф характеризуют поэзию;красота цвета, геометрические формы - треугольники, круги, квадраты, скрытыепод реальными фигурами и предметами присутствуют в живописи; а в музыкегармония составляет основной содержательный центр, в который входят такиепонятия как мелодические лады, гармоническиеи полифонические системы,тембр, музыкальный тематизм, музыкальная форма, полифония, ритмика.Подробно рассматривая специальное и неспециальное содержание музыки,применительное к теме исследования, следует подчеркнуть, то, что они находятсяв нерасторжимом единстве. В то же время эти два аспекта содержания музыкивзаимосвязаны и с индивидуальным стилем композитора и стилем эпохи, так какпредставители художественно-творческих профессий способны выдвигать иутверждать новые идеи, которые впоследствии становятся нормами, получаютширокое распространение.
Следует отметить, что любой индивидуальный стильявляется примером проявления не только своих собственно-личностных качествавтора, - в нем присутствует отпечаток и общий контекст исторического периодаего существования. Это каноны эстетических и художественных тенденций, атакже ценности национальных традиций. В таком случае и специальное инеспециальное содержание музыки будут наполняться различными понятиями,характеризующими определенную эпоху создания произведения.Таким образом, при изучении полифонии разных эпох (барокко, классицизми романтизм, русская и современная полифонии) необходимо и проникнуть в «духэпохи», найти родственные связи с другими видами искусства (живописью,литературой),ипознакомитьсясличностьюкомпозитора,рассмотретьособенности композиции, музыкального языка, что позволит сформулироватьруководящие принципы и характерные способы и методы в обучения, которыепредставляются актуальными и важными для современной педагогики.Данная глава раскрывает и исследует индивидуальные особенности стилякаждой эпохи и влияние его на исполнительское освоение полифоническихпроизведений разных художественных стилей.442.1.
Полифония в эпоху бароккоЭпоха барокко – это время великих достижений, это перекресток историческихэпох, когда человек учиться мыслить многомерно в полифоническом пространствеи осознает и утверждает свою личностно-целостную позицию по отношению кмиру. Это один из интереснейших периодов развития полифонии, который впервую очередь способствовал дальнейшему преобразованию полифоническоймузыки, как утверждает М. Лобанова, это эпоха, где присутствует взаимосвязь иразрыв исторических периодов.Город Рим стал столицей искусства эпохи барокко, которое распространилосьв дальнейшемпо всей Европе. Слово «барокко» гипотетически происходит отпортугальского perolabarroca — жемчужина необычной формы; или от итал.
baroco— форма логической структуры , основанной на использовании метафоры всредневековом учении (любопытно , что похожие латинские слова «Barlocco» или«Brillocco» также применялись в похожем значении как и португальское слово —жемчужина причудливой формы, у которой отсутствует ось симметрии).В эпоху Барокко в художественном сознании возникли идеи сопоставлениядвух резко выраженных полярных категорий: духовно-небесной, идеальной и«земной», житейской, чувственной. Еще одной антитезой искусства Барокко былопротивопоставление «проблемного, нередко трагического видения жизни илегкого, беззаботного, открытого гедонистического к ней отношения» [39, c.
47].В эпоху ренессанса человек ясно и цельно представлялся как центральнаяфигура в гармоническом мироздании, в отличие от этого в барочный периодотдельная личность и отношения ее с окружающей действительностьюпревратились в сложные, многоплановыевидоизменялись.явления, которыепостоянноЧеловек пытался познать самого себя и окружающий мир,проникая в таинство природы, и от этого еще больнее осознавал несовершенстваобщественной системы и свою драматическую зависимость от нее. Поэтому в45художественных произведениях эпохи барокко акцентируется внимание не толькона действия героя , а в большей степени на его внутренние переживания , которыепроявляются в образном строе, драматической патетике, напряженной динамике,возбужденномриторическомпафосе,неуравновешенности,смятенности,преувеличенности эмоций. Многоплановое столкновение контрастов, таких каксвет и мрак, возвышенное и низменное, углубленная лиричность и пышнаядекоративность, реальность и фантастика, мистицизм – все это привело кстремлению создать многофигурные композиции с монументальными масштабамии колоритными живописаниями окружающей среды.Основой барочного мироощущения является контрастность, которая отрицаласглаженные пропорции и согласованность деталей, присущиепроизведениямэпохи Ренессанса, ведь «в бесконечном калейдоскопе противостоящих друг другуантитез как раз и выражала себя идея бесконечности мира» [122, c.