Диссертация (Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей". PDF-файл из архива "Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
А слушали тогда осознательнориторически» [126, c. 516].Клавирное искусство Баха обладает особой ценностью в художественномплане, а также играет большую роль в совершенствовании пианистов, способствуявсестороннему и гармоническому развитию, тем самым являясь необходимымматериалом учебного процесса. Этот материал занимает одно из первых мест вобучении студентов профессиональному искусству исполнения полифонии, таккак эта музыка отличается совершенством музыкального языка, стройностью илогичностьюполифоническойсистемы,чтоопределяетвысокую55художественность и практическую целесообразность (полезность) баховскогоискусства.Осуществлениеэтихзадачвпроцессеосвоенияполифоническихпроизведений Баха будет не только способствовать развитию студента-пианиста,но и осмыслению ценности наследия композитора.Полифонические произведенияГ.Ф.
Генделя, так же, как и творчество И.С.Баха, по праву заслуживают пристального внимания. Это «новый тип художника,стремящегося сломать все преграды, разрушить все барьеры, мешающиесвободному проявлению творческой воли» [113, c.151]. В своих творческихпоисках Гендель не отказывается от традиций «старого» искусства, апересматривает свое отношение к ним и реализует в своих произведениях новыехудожественные замыслы. Для творчества композитора новаторская тенденциясвойственна и в сфере полифонического искусства. Его композиторскийотличается смелостью и гибкостью, а также в немпостепенностильформируютсяпринципы гомофонного мышления.Гендель предвосхитил образование гомофонно-гармонического склада и еготворческие идеи были направлены на преобладание гармонии над мелодией. Этими отличается полифония Генделя: значительное воздействие гармонии, аккордовойкоординации в многоголосии, особая структура его полифонических тем(рельефность ядра, движение по звукам аккорда, четкая гармоническая основа иналичие контрастных мотивов).Наибольшее распространение в полифоническом творчествеГенделяполучили разнообразные фугированные формы, в то же время встречаются идругие имитационные композиции.
Но именно фуга заняла особое место в еготворчестве. Композитор включает ее в более крупные сочинения (ансамбли,сюиты, оратории, концерты) и каждый раз наполняетопределенной функцией.Эти произведения, в которых присутствует фугированный раздел, разнообразны посвоему жанровому диапазону (клавирные сюиты, концерты, оратории и оперы).Гендель очень редко специально создавал самостоятельные, отдельные фуги. К56ним относятся Шесть ранних фуг для верджинала и Шесть больших фуг для органа,которые были созданы в 1735 г.На протяжении ХVII века музыкальное искусство Западной Европыпретерпело значительные изменения, отразившиеся на многих музыкальныхжанрах и формах. Эти изменения коснулись и фуги.
Фуга стала выходит за рамкиклассической схемы, узаконенной нормами музыкальной эстетики, обнаруживаястремление к новаторским процессам. Этому способствовал целый рядобстоятельств: 1) высочайшее мастерство фугирования на органе во времяцерковнойслужбы;оркестрового)2)преобладаниемузицированиянадинструментальноговокальным3)(клавирногоииндивидуализациякомпозиторского стиля каждого из авторов, что приводило к неповторимым,оригинальным решениям в области полифонических форм; 4) совершенствованиеметодик индивидуального обучения учеников-органистов, предполагающих нетолько сочинение строгих фуг, но и импровизаций фугированных форм сразличными композиционными схемами. Кроме того, как композитор Г.
Ф.Гендель оказался «вооружен» немецкой логикой, итальянской пластичностьюмелодии и тягой к новому, яркому необычному, свойственной английской культуретого времениВсе это обусловило такие стилевые особенности композитора, как свободноевыстраивание фактуры полифонических сочинений: изменение числа голосов,добавление к изначально ясной полифонической основе ряд наслоений и удвоений.Это во многом объясняет тот факт, что Ф. Гендель, в отличие от И.С. Баха, какправило, не указывает количество сочиняемых голосов.Большой опыт сочинения полифонических хоровых композиций в некоторойстепени повлиял и на стилевые особенности клавирных фуг. Это проявилось вменьшей строгости и определенной нестабильности фактуры.Например, вчетырехголосных фугах Генделя с одной стороны могут возникнуть совершенноновые голоса, а с другой – исчезнуть прежние.
Это объясняется также оркестровойприродойстроениямузыкальнойтканиполифоническихпроизведенияхкомпозитора. Именно в этой свободе возникновения и исчезновенияголосов57заключено характерное свойство клавирных фуг Генделя и главное отличие их отпроизведений Баха.Эти композиторы жили и творили в один исторический период, но их фугиотличаются по своему строению, во всем можно найти различия. Тема Генделя конструкция с подвижной интонационно-ритмической структурой.
Она можетизменяться в любой период развития путем сокращения или прибавления мотивовк основной ее форме. Тема Баха — это единая четкая полифоническая структурана протяжении всей фуги. Эти различия проявляется и в том, что Бах используетудержанные контрапункты, а Гендель — неудержанные. Экспозиция Генделяпредставляет свободное изложение темы и голосоведения, которые подчиненыоркестровым законам развития; у Баха же главная мелодическая линия развиваетсяпо законам строгого стиля, а голосоведение нацелено на вокально-хоровоеизложение фактуры.Полифонические приемы изложения широко проникают у Генделя вгомофонные формы.
Давно уже сложилось и стало расхожим мнение, чтополифония Генделя имеет «более гармонический характер, чем у Баха, чтоаккордовая координация «отличает ее от баховской линеарности». В. Протопоповнесколько конкретизирует свою позицию: признавая у Генделя вокальностьотдельных линий, размытость окончания тем, текучесть фактуры, т.е. коренныесвойства полифонии, он задает неизбежный вопрос: «в чем же тогда заключаетсятенденция к гармоническому складу? Ее проявление - в ритмическойпараллельности голосов, в образовании аккордов, вплетающихся в имитационнополифонические интермедии».Из этого следует, что отличительной чертой полифонии Генделя являетсясвободныйстильвысказывания,которыйвыделяетсяимпровизационнымхарактером и гибкостью организации музыкального материала. Важно и то, чтокомпозитор не только использовал в своих произведениях существующие в ХVIIIвеке принципы полифонического процесса, но и привнес свои новые способыразвития в их трактовку.
Таким образом, полифония Генделя является одним изважнейших событий в истории музыкального искусства.58В трактовке текста произведений особенно ранних эпох исполнителю сложнееполагаться и надеяться только лишь на нотный текст, здесь важна рольопределенных установок и традиций. Знание таких условностей для музыканта,играющего музыку барокко и Генделя в частности, совершенно необходимо – безэтого, даже обладая недюжинным талантом, он рискует потерпеть фиаско, так какне передаст ни стиля эпохи, ни жанра пьесы, ни конкретного замысла композитора.Рассмотрениеспецифическихчертполифоническоймузыкитакихкрупнейших композиторов эпохи барокко, как Бах и Гендель, позволилоопределить традиционные методы иисполнительских задач привыделить ряд особых характерныхизучении их полифонии.
В первую очередь, этопонимание и слуховое представление взаимосвязи музыки и речи, котороепомогаетболее точно услышать интонационное развитие полифоническихголосов. Во-вторых, это определение жанровыххарактеристик тематическогоматериала, которое облегчает восприятие и исполнительскую передачу образнойсферы произведения.
Стоит отметить, что практическое решение этих задач будетспособствовать более успешной работе и над современными полифоническимипроизведениями, так как именно стилевые черты эпохи барокко отразились наполифоническом мышлении современных композиторов и открыли новыемузыкальные возможности.2.2. Полифоническая музыка в процессе исторического развитиямежду барокко и современностьюПолифония в творчестве композиторов классиков представляет большойинтерес и для исследователя, и для исполнителя, так как она по сравнению сбаховской наполняется новыми качествами, которые развиваются на основегомофонно-гармонического мышления и взаимодействуют со стилистическимиособенностямивенской школы. Влияние гомофонных форм на полифонию59композиторов классиков отразилось и на ее тематизме, и на особенностяхкомпозиционного строения.
Вместе с тем и гомофония начинает развиваться подвоздействием полифонических приемов, что привело к процессу полифонизациигомофонных форм (продолжавшемуся и в ХХ столетии в творчестве такихкомпозиторов как Мясковский, Шостакович, Хиндемит, Щедрин). Поэтомуосвоение полифонии в музыке классического периода, в первую очередь, впроизведениях Моцарта и Бетховена является актуальным и значимым в учебнойпрактике, т.к. такая работа становится эффективным «подспорьем» дляразностороннего развития музыканта-исполнителя.В послебаховский период, когда происходитутверждение гомофонно-гармонического склада, отношение к полифонии меняется.
Она становитсяактивным средством развития в гомофонных формах и в то же времяустанавливаются новыепринципы формообразования фуги, соответствующиетенденциям эпохи.Это, прежде всего, принцип репризной трехчастности, далее – принципыподлинного разработочного, идущего от разработок в сонатах, развития материала(как и в интермедиях, так и в проведениях темы), принципы новых, связанных сиспользованием далеких тональностей, тональных планов и т.п.В полифонические формы активно проникает гомофонно-гармоническоеначало.Композиторы-классикивключаютгармоническиеэлементывполифоническую ткань, опирающуюся, в большей степени, чем у Баха, нааккордику.Четкая дифференциация частей формы, четкое выявлениерасчленяющих форму граней – это также важнейшие тенденции проявлениягомофонно-гармонического начала.Развитиефугипроисходитпутемиспользованиякомпозиторамитрадиционных приемов эпохи барокко во взаимосвязи с новыми техническимиидеями в области гармонии и формообразования.
В связи с этим проблемысоотношения фуги с сонатной формой и с мотивным развитием выдвигаются напередний план. Композиторы классики в своих произведениях используютполифонические приемы как инструмент обогащения фактуры и обновления60интонационного материала, как средствопримененияформы (например, изложение темы побочной партиимощныйобобщающийииспользование финальных фугобъединяющийконтрастного разделав форме фугато) и какфакторформообразования(в коде или в репризном разделе гомофонно-гармонических форм).