Диссертация (Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей". PDF-файл из архива "Педагогические условия исполнительского освоения полифонической музыки разных художественных стилей", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
9]. На стилевуюсистему Барокко в большей степениоказывали влияниеэпохи и ее строй человеческих чувств, атворческих усилий, которые сталидуховная атмосфератакже богатство разнонаправленныхцентрализующими факторами музыкальногопроцесса.Барокко продолжает традиции Возрождения и в то же время становитсяразвитием его начал. Художники обращаются и к традициям античного искусства.В XVII веке творцы открыли и оценили в античном искусстве много интересныхфактов, на которые даже не обратили внимание авторы Возрождения.
ХудожникиХV- XVI веков воспринимали античные образы как согласные, спокойные, ясныепо наполнению, а мастера XVII века нашли в них проявление «естественнойстрасти, доходящей порой до дионисийского опьянения» [6, c.159]. В эту эпохувозрождаются натуралистические традиции поздней готики (стремление кжизненному изображению естественных явлений) , что значительно расширяетрамкитворчествахудожников.Обогащаетсяихудожественныйязык,произведения этого периода наполнены мистикой, иступленным волнением инарочитостью чувств.46Искусство выдающегося художника эпохи барокко уроженца Фландрии П.Рубенса имело большое влияние на живопись западноевропейских мастеров XVIIвека. Его собственная система работы с холстом стала новаторским явлением вобласти применения живописных средств.
Художник творил свои произведения,используя лессировку (прием нанесения прозрачного слоя краски с полным еевысыханием), при этом мастер писал картины на белом или красном грунте. Длятого, чтобы придать объемность изображаемым предметам, он подчеркивал самыесветлые места в картинах, наносяудары кистью. Такая выразительная техникаоказалась совершенно новой, ранее не использованной и она «помогла Рубенсустать одним из крупнейших колористов мира» [6, c. 190].Голландская живопись XVII оказала также сильное влияние на художниковтого времени.
Работы Рембрандта и его современников В. Кальфа, Г. Терборха(одни из главных мастеров голландской живописи и натюрморта) стимулировалидальнейшееразвитие мировой культуры. «В своем искусстве голландцысовершили то, над чем безуспешно бились многие поколения, начиная с позднейантичности:онипретворилиобыденноевпоэзию,мирматериальных,неодушевленных вещей сделали родственными человеку, одухотворенным; мелкиеформы станковой живописи зазвучали у них как большое искусство» [6, c.
3].Эти общеэстетические тенденции, которые способствовали возникновениюстиля барокко, стали во многих отношениях плодотворно реализовываться и вмузыке. Как и в других искусствах, музыкальное барокко – экспрессивный,эмоционально-напряженный стиль. В своей книге Т. Ливанова подчеркивает, что«экспрессивность барокко в музыке никогда не бывала сплошной в сколько-нибудьшироких масштабах композиции. Эмоционально-яркие образы, темы, фрагментыподчеркнуто выступали на безличном, нейтральном фоне…; экспрессивное,драматическоеилилирическоечередовалосьсбесстрастным,неиндивидуализированным, словно живой человеческий облик, высвеченный натемном фоне» [62, c. 48].
Впервые в музыкальном искусстве и именно в эпохубарокко вершиной экспрессивного напряжения в музыке становится воплощениетрагизма, связанного с экспрессией не действия, а именно психологического47состояния. Музыкальный образ имеет свою особую структуру, предполагающуюлибо «движение по «типу танца» (то есть динамика элементарно-ритмическогопроисхождения), либо становление из ядра в развертывании, многостороннемпоказе (динамика многоголосия, монотемных полифонических форм)» [62, c. 49].Музыке барокко, как и другим видам искусства свойственна внутренняяпротиворечивость, которая выражается в стремлении многоплановым контрастам.Следует отметить, что и на развитие полифонической музыки также оказаливлияние и специфика художественного мышления, и восприятие окружающегомира и индивидуальные черты стилей композиторов, которые творили в эпохубарокко.Немецкие композиторы Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель быликрупнейшими полифонистами того времени.
Культурно-исторические процессы,которые происходили на рубеже двух веков, оказали воздействие на иххудожественные стили.Они создали произведения величайшей ценности,обобщив лучшие достижения полифонистов XVI-ХVII веков, впитав иххудожественныепринципыиприемымузыкальнойвыразительности,синтезировали художественные исследования сотен малоизвестных композиторов,творивших раньше и в одно время с ними.Музыка И.
С.Баха представляет совокупность творческих явлений, вкоторых проявились художественные традиции и Средневековья, и Возрождения,и Барокко, поэтому перед студентами возникают трудности понимания еехудожественного содержания и стиля. Широкий охват ее образных характеров ибольшая объемность содержания – все это определяет силу ее воздействия.
«Егомузыкальный стиль образует собственную баховскую систему стилевыхпризнаков,достаточноширокуювсвоейопределенности,историческизначительную и доныне активно влияющую на музыкальное сознание» [64, c. 16].Человек в эпоху барокко ощущал постоянное столкновение противоречий ипротивоположностей (света и тени, дня и ночи) и эту же картину мира мы слышими узнаем в поэтике композитора.
Очень важным является и то, что в музыкекомпозитора происходит постоянное интонационное развитие, которое не48прерывается и это способствует многообразию вариантовполифоническогомногоголосия, а также ведет «к сгущениям и разрежениям ткани, образующимформу второго плана в рамках единой формы произведения» [84, c.104].Баховские темы разнообразны по своим выразительным интонациям инаполнены многообразными эмоциональными и жанровыми характеристиками,такими как лирические, философские, торжественные, трагедийные, песенные,танцевальные, фанфарные, пасторальные иречитативные. В. Протопоповподчеркивает, что их общие черты заключаются в:- мелодической певучести, широком диапазоне мелодико-линеарного рисунка,использованииинтонацийпесни,речитативности,декламационностииартикуляционной независимости;- широте ладо - гармонических функций в их различных преобразованиях диатонических и хроматических, обильных отклонениях, ведущих к особымизменениям ладового развития;- наполненностискрытого многоголосия: интонационного насыщенияскрытых голосов приемом перенесения в них способов развития реальных голосов;- вариационности, проявляющейся в развитии мотивов, в секвентности и вдругих способах полифонического письма;- разнообразии строения структуры темы – от краткой и лаконичной допредвосхищающей ее облик в классической музыке.Следует отметить и то, что главное отличие музыкального языка композиторазаключается не только в интонационном богатстве и разнообразии, отточенности иювелирности каждой детали, тщательности отделки, но и вбезупречностилогического построения целого.Современному интерпретатору, оторванному от исторического контекста итрадиций восприятия музыки эпохи барокко, особенно важно понимание теснойсвязи музыки и речи.
Слушатель того времени был уже «подготовленным» иобладал необходимыми для соответствующего восприятия знаниями. Поэтомуисторически информированному исполнителю в наши дни недостаточно однойтолько интуиции, но требуется приложить определённые усилия, чтобы овладеть49арсеналом музыкальной риторики. Целью барочного произведения во всех видахискусства, включая музыку, является захватить внимание и произвестиопределённое воздействие на зрителя или слушателя. По словам Майстера речь имузыка не могут обойтись без таких важнейших составляющих как invenntio(изобретение главной мысли), Disposito (расположение или строение музыкальнойпьесы) и Elocutio (собственно изложение). Процесс осознания музыкальногопроизведения эпохи барокко в связи с логикой речевой структуры.
Майстерподчеркивает, что «интерпретация может выиграть, если ясно прорисовываетсялиния напряжения музыкальной речи, показывается все ее богатство аргументация, возражения и отклонения» [64, c. 67].Многообразные формы творчества Баха (инвенции, хоральные прелюдии,масштабные органные сочинения, фантазии, токкаты, два тома ХорошоТемперированного Клавира) выражают его богатейший художественно-образныймир и явиляютсяновым высказыванием в полифонической музыке.Этотполифонический репертуар - незаменимая база для развития музыкальныхспособностей учащихся, имеющих совершенно разный уровень подготовки.Фуга и другие полифонические формы служили Баху для общения с людьми ивыявления отношения к жизни, дум о судьбах мира человека.
Форма баховскойфуги создавалась на основе традиций, перешедших к нему от предшественников.Но в то же время фуги Баха преобразились, получив совершенно самобытноезначение и обновленные принципы развития.В фуге намечаются две тенденции, одна заключается в непрерывностиразвертывания музыкальной ткани, вторая – в прерывании мелодического потокакадансами, в повторениях больших разделов формы, например интермедий, и врепризности.Формы баховских фуг в основных чертах можно классифицироватьследующим образом:• простые (двух- и трехчастные формы);• рондообразные формы;• формы сонатного типа;50•синтетические формы, объединяющие фугу с прелюдией (точнее – совступлением).Кроме того, Бах применял в полифонической музыке и такие формы, каквариации и инвенции.