Диссертация (Мифопоэтика фантастического в романе Нила Геймана «американские боги» и тетралогии Дэна Симмонса «песни гипериона»), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мифопоэтика фантастического в романе Нила Геймана «американские боги» и тетралогии Дэна Симмонса «песни гипериона»". PDF-файл из архива "Мифопоэтика фантастического в романе Нила Геймана «американские боги» и тетралогии Дэна Симмонса «песни гипериона» ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
М. Слэбберт8 (M. Slabbert)рассматривает развитие мифологемы героя в романе «Американские боги» спозиции шаманизма и обрядов инициации. М.Д. Голдберг9 (M.D. Goldberg)обращается к англо-саксонскому эпосу «Беовульф», интерпретируя его каксюжетоформирующую основу романа Геймана. С. Кук и С. Домен10 (S. Cook, S.Domen)рассматриваютмифологизмГейманакакдвижениевсторонудемифологизации, основываясь в своей работе на теории Ж. Бодрийяра осимулякрах.Часть авторов рассматривает роман «Американские боги» с позициикультурологической и социологической критики современного американскогообщества, отмечая в нём наличие элементов дистопии, хотя он и не являетсядистопией с точки зрения поэтики11.
Кроме того, существует ряд работ,освещающих творчество Геймана с позиции поэтики ужасного, например, K.7Например: Rauch S. Neil Gaiman`s The Sandman and Joseph Campbell: In Search of the Modern Myth. – Maryland:Wildside Press, 2003. – 152 p., Delahay M. Imaginary Things: Modern Myth in Neil Gaiman`s American Gods.
–Jyväskylä: University of Jyväskylä Press, 2009. – 106 р., Koudelková L. Neil Gaiman: Myths in Postmodern Literature. Brno: Masaryk University Press, 2015. – 57 р., Prosser J. A. The American Odyssey // Neil Gaiman in the 21 st Century:Essays on the Novels, Children`s Stories, Online Writings, Comics and Other Works / Еdited by Prescott Tara. – LosAngeles: McFarland, 2015. – Р. 9-18, Blomqvist R. The Road of Our Senses: Search for Personal Meaning and theLimitations of Myth in Neil Gaiman's American Gods // Mythlore 30 (3/4), Spring/ Summer, No.
117/118, 2012. – Р. 5-26.8Slabbert M. Inventions and Transformations: an Exploration of Mythification and Remythification in Four ContemporaryNovels – Pretoria: University of South Africa Press, 2006. – 211 p.9Goldberg M. D. Gods, Men, Monsters: The Defamiliarisation of Myth in Beowulf and Neil Gaiman`s American Gods –Johannesburg: University of Johannesburg Press, 2011. – 94 p.10Cook S., Domen S.
Mythological Melting Pot: A Study of the Use of Simulacra and Myth in Neil Gaiman`s AmericanGods – Utrecht: Utrecht University Press, 2014. – 34 p.11Например: Hill M. Neil Gaiman`s American Gods: An Outsider`s Critique of American Culture. Thesis – New Orleans:University of New Orleans Press, 2005. – 32 p., Key M. The Anxiety of Disappearance // Neil Gaiman in the 21 st Century:Essays on the Novels, Children`s Stories, Online Writings, Comics and Other Works / Еdited by Prescott Tara.
– LosAngeles: McFarland, 2015. – Р. 19-28, Parker S. Neil Gaiman`s New Myth About Modern Americans [Электронныйресурс] – Режим доступа: http://www.popmatters.com/review/39017-american-gods/ (дата обращения 19.12.2015),Polese J. The Battle for America`s Soul in American Gods [Электронный ресурс] – 2012. – Режим доступа:http://www.patheos.com/blogs/schaeffersghost/2012/08/the-battle-for-americas-soul-in-american-gods/ (дата обращения19.12.2015), Tally R. T. Lost in Grand Central: Dystopia and Transgression in Neil Gaiman`s American Gods // Grubisic,Brett J., Baxter, Gisele M., and Lee, Tara, eds. Blast, Corrupt, Dismantle, Erase: Contemporary North American DystopianLiterature. Waterloo: Wilfrid Laurier University Press, 2014.
− Р. 357-372.11Coats12, а также и с точки зрения феминистской критики: Ch. P. Thompson, T.Kesküla13.Изученность творчества Дэна Симмонса как в России, так и на Западе,ограничено рядом рецензий и комментариев к его произведениям, а такжеотзывами читателей на фантастических форумах.
Из литературоведческих работ вотечественной науке и критике, помимо работ автора диссертации (Ю.П.Хорошевская 2015, 2016), можно упомянуть статьи А. Сергеева14 и А. Маркова15,посвященные тетралогии «Песни Гипериона» и носящие, преимущественно,обзорный характер. На Западе представляют интерес исследование Х. Штейна16(H.J. Steyn), посвященное сравнительному анализу мифологических элементов втетралогии Симмонса и поэме Д. Китса «Гиперион», и статья М. Вэйнграда17 (M.Weingrad) о библейской символике романов, кроме того, тетралогия «ПесниГипериона» упоминается в работах Т.
Ломбардо18, посвященных научнойфантастике.Объектом исследования являются роман Нила Геймана «Американскиебоги» и тетралогия Дэна Симмонса «Песни Гипериона». Выбор данныхпроизведенийобусловленсистемойструктуро-исмыслообразующихмифологических компонентов, трансформированных в тексте в соответствии савторским замыслом.Предметом исследования служит художественное пространство, образы,12Coats K. Between Horror, Humour, and Hope: Neil Gaiman and the Psychic Work of the Gothic // The Gothic inChildren`s Literature: Haunting the Borders / Edited by Jackson, A., Coats, K., and McGillis, R. – N.Y.: Routledge, 2008.
–Р. 77-92.13Kesküla T. Portrayal of Women in Neil Gaiman`s Newerwhere, American Gods and Coraline – Tartu: University ofTartu Press, 2014. – 100 p., Thompson Ch. P. Discreet Feminism: Neil Gaiman`s Subversion of the Patriarchal Society inAmerican Gods – Chicago: B.A. Loyola University Press, 2011. – 42 p.14Сергеев А. О мире «Песней Гипериона» [Электронный ресурс] – Екатеринбург, 2013. – Режим доступа:http://www.bogoslov.ru/text/3673556.html (дата обращения: 10.12.2015).15Марков А.
Боль, познание и бессмертие. Вселенная Дэна Симмонса [Электронный ресурс] – СПб., 2014. –Режим доступа: http://britania-spb.ru/new-books-reviewed/1170-dan-simmons (дата обращения: 06.12.2015).16Steyn H.J. Protean Deities: Classical Mythology in John Keats`s “Hyperion Poems” and Dan Simmons`s Hyperion andThe Fall of Hyperion – Pretoria: University of South Africa Press, 2011. – 142 p.17Weingrad M. The Once and Future Jews of Dan Simmons [Электронный ресурс] – 2014.
– Режим доступа:http://investigationsandfantasies.com/2014/08/06/the-once-and-future-jews-of-dan-simmons/(датаобращения:10.11.2015).18Lombardo T. Science Fiction: The Evolutionary Mythology of the Future // Journal of Future Studies. 2015. № 20. – Р. 524, Lombardo T. Science Fiction as the Mythology of the Future [Электронный ресурс] – Bloomington, Indiana, 2006.
–Режим доступа: http://www.centerforfutureconsciousness.com/pdf_files/Readings/ScienceFictionLongArticle.pdf (датаобращения 24.08.2015).12мотивы указанных романов в аспекте их мифопоэтики.Таким образом, цель исследования состоит в выявлении спецификимифопоэтической основы рассматриваемых произведений с учетом особенностейтекстов, создаваемых в рамках «формальной» и «содержательной» фантастики.Для достижения намеченной цели был поставлен ряд следующих задач:- проанализировав мифопоэтическую модель мира исследуемых романов,определить принцип её построения;- рассмотреть специфику бинарных оппозиций, в том числе и глобальнуюоппозицию сакрального и профанного;-выявитьособенностиотображениямифологическоговремениипространства авторами с учетом разницы в характере создаваемых имифантастических текстов;- проанализировать создаваемый авторами особый тип героев, обладающихмифологическим мировосприятием;- рассмотреть координаты путешествия героя во времени и пространстве сучетом глобальной оппозиции сакрального и профанного и опорой на теорию«мономифа»;- определить основные мотивы рассматриваемых романов, восходящие кмифологическим источникам и областям табуированного, важные для пониманияавторской мировоззренческой позиции, особенностей философских взглядов испецифических черт авторской поэтики.Восновуметодологиилёгмифопоэтическийподходканализухудожественного текста, с привлечением таких методов как сравнительноисторический, структурно-типологический и метод мотивного анализа.Теоретико-методологическуюбазудиссертациисоставилифундаментальные труды ряда отечественных и зарубежных специалистов вобласти мифопоэтического: Дж.
Кэмпбелла, К. Леви-Стросса, Н. Фрая, К.Хюбнера, М. Элиаде, А.Н. Веселовского, Я.Э. Голосовкера, А.С. Козлова, Ю.М.Лотмана, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского, В.М. Найдыша, М.И. СтеблинКаменского, С.М. Телегина, Б.А. Успенского и др.13Рассмотрение пространственно-временной организации анализируемыхроманов велось в соответствии с работами М.М.
Бахтина, А.Я. Гуревича, Д.С.Лихачева, Э. Лича, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, М. Элиаде и др.Восновуанализакоординатпутешествиягерояиспецификивоспроизведения авторами мифа о поиске легли исследования Дж. Кэмпбелла,В.Я. Проппа, М. Слэбберт, Н. Фрая, Дж. Фрэзера и др.При анализе основных мотивов в рассматриваемых романах оказалосьнеобходимым обращение к ряду работ по теории мотива: И.В. Силантьева, Н.Д.Тамарченко, О.М. Фрейденберг и др.Овзаимосвязимифаифантастики,мифологических«корнях»фантастической литературы, превращении science fiction в некоторой степени вмифсовременногомиралитературоведческихупоминалосьработ,неоднократно.посвящённыхТемрассмотрениюнеменееконкретныхфантастических произведений как отечественных, так и зарубежных авторов вмифопоэтическомаспектеоченьмало.Немногочисленныепубликацииакцентируют внимание, в основном, на интерпретации мифологических сюжетов,мотивов, образов и некоторых других подобных узких аспектах исследования.Среди работ, посвящённых проблемам фантастики и фантастического, в томчисле и генетической связи фантастики с мифом, следует назвать труды Ю.И.Кагарлицкого, Е.Н.
Ковтун, Е.Д. Тамарченко, Т.А. Чернышевой, Р. Джексон, В.Индика, Р. Лахманн, С. Лема, Т. Ломбардо, Б. Оттбери, Д. Сувина, Ц. Тодорова,Дж. Херрика и др.Отдельно следует упомянуть исследования Е.М. Неелова19. Согласно егоконцепции, корни научно-фантастической литературы восходят не к мифу, а кволшебной сказке. Здесь хотелось бы привести некоторое возражение. Для мифа(в отличие от волшебной сказки), как и для научной фантастики, свойственнаустановканадостоверность,истинностьпроисходящего,правдивостьизображаемого. Кроме того, мифу и научной фантастике присуща этиологическаяфункция, в отличие от сказки они объясняют мир. Наша позиция состоит в том,19Неелов Е.М.
Волшебно-сказочные корни научной фантастики – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. – 333 с.14что научная фантастика скорее миф об идеальном будущем, чем сказка о нём.При разборе особенностей поэтики романов Нила Геймана и ДэнаСиммонса мы обращались к работам зарубежных исследователей их творчества,поскольку в отечественном литературоведении таких исследований нет (кромедиссертации Е.В. Лозовик об эволюции литературной сказки в творчестве НилаГеймана). Это такие авторы как Р. Блумквист, М.