Диссертация (Роман М.А. Булгакова “Мастер и маргарита” в контексте философско-эстетических идей М.М. Бахтина), страница 5

PDF-файл Диссертация (Роман М.А. Булгакова “Мастер и маргарита” в контексте философско-эстетических идей М.М. Бахтина), страница 5 Филология (55043): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Роман М.А. Булгакова “Мастер и маргарита” в контексте философско-эстетических идей М.М. Бахтина) - PDF, страница 5 (55043) - СтудИзба2020-01-12СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Роман М.А. Булгакова “Мастер и маргарита” в контексте философско-эстетических идей М.М. Бахтина". PDF-файл из архива "Роман М.А. Булгакова “Мастер и маргарита” в контексте философско-эстетических идей М.М. Бахтина", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса/М.М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1999. – C 41.25воображения автора-творца. Непосредственными признаками карнавализации жизненного (а затем и словесно-художественного) явления – в отличиеот «трагического» или «эпического» восприятия – следует считать его «осовремененность» и «фамильярный контакт» с ним, а также «амбивалентность»,т.е. причастность одновременно конечности и незавершенности, «смерти» и«воскресению», пародийному «развенчанию» и потенциальному «обновлению». И наконец, еще одним признаком карнавализации можно считать «веселую относительность», обнаруживаемую в повседневных явлениях и проявлениях человеческого бытия, в отношениях на уровне межличностных исоциальных контактов, когда очевидны несоответствия между внутренним ивнешним, между условиями и условностями той или иной формы существования человечества и неким предчувствием иного миропорядка, скрытого довремени за «театром», вещами, ролями, поведением и самим языком.Введенный Бахтиным термин «карнавализация» в силу его понятийнойнасыщенности стал междисциплинарным и начал использоваться для обозначения воздействия античных и средневековых народных празднеств и обрядовых действ на образно-символическое мышление.

Об этом М. Бахтинразмышлял и в написанной в 1930-е годы, но не опубликованной в то времяработе «Роман воспитания и его значение в истории реализма». Сохранилисьтолько фрагменты, по которым можно судить о том, что работа была посвящена истории европейского романа, начиная с позднего античного периода.В этой книге намечена жанровая таксономия романов: роман странствований, роман испытания, биографический, автобиографический романы, романвоспитания и становления.Одно из основных концептуальных положений этой работы Бахтина –осмысление образа героя через процесс его становления, осуществлявшегосячерез радикальную трансформацию пространственно-временной картины(эти идеи стали основой для развития учения о хронотопе). Свою теориюБахтин развивает на материале произведений Гете, который, по мысли литературоведа, воплощал становление, и Достоевского, воплощавшего сущест26вование и взаимодействие.

М. Бахтин отмечал специфику творческого метода Гёте, который не противопоставлял сущность явлению и объект субъекту:«Познающий для Гете не противостоит познаваемому как чистый субъектобъекту, а находится в нем, то есть является соприродною частью познаваемого. Познающий как макрокосм содержит в себе самом все, что он познает вприроде…»52.В работе «Проблема речевых жанров», написанной в 1952–1953 гг.,М. Бахтин продолжил свои исследования, начатые еще в работах 1920-х гг.Автор дает краткое описание речевых жанров, характерных для таких высказываний, как приказание, просьба и др. Эти «жизненные» жанры требуют несловесного контакта. Они сами по себе формируются во взаимодействии сословом других людей.

«Каждое отдельное высказывание, конечно, индивидуально, – отмечает М. Бахтин, – но каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которыемы и называем речевыми жанрами»53. Вопреки установившейся в литературоведении традиции, Бахтин относит жанры художественной литературы кречевым жанрам и считает, что они отражают наиболее устойчивые тенденции ее развития.Одна из поздних работ М. Бахтина – заметки 1959–1961 гг.: «Проблематекста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках.

Опыт философского анализа», изданные в журнале «Вопросы литературы»54 (1976, №10). Бахтин представил свои идеи о новой дисциплине, задуманной как синтез лингвистики, философской антропологии и литературоведения. Предметом этой области знаний должны были стать философские основы и методология гуманитарно-филологического мышления, а материалом - текст, подкоторым М. Бахтин понимал высказывание (в лингвистическом смысле), то52Бахтин, М.М. Письмо И.И. Канаеву от 11 октября 1962 г. /М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986. – C. 416.53Бахтин, М.М.

Проблема речевых жанров /М.М. Бахтин // Собр. соч. – М.: Русские словари,1996. – Т.5. – С.159-206.54Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986. – С. 297-325.27есть речевой поток (или дискурс). Размышляя о внелингвистическом характере слова, он нашел особый термин – «металингвистика».В 1974 г. Бахтин пишет «Ответ на вопрос редакции «Нового мира» (кэтому периоду относятся и работы: «Из записей 1970–1971 годов», «К методологии гуманитарных наук» (1974)), где рассуждает об открытости и границах в контексте культуры, в частности, на примере литературного произведения.

Для понимания культуры прошлого так же, как и чужой культуры, необходима некоторая отстраненность, вненаходимость. Они открываются Другому и через Другого: «Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже… Один смысл раскрывает свои глубины,встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ниминачинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонностьэтих смыслов, этих культур.

Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответа на наши вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новыесмысловые глубины»55.М. Бахтин разрабатывал также тему пространственно-временной организации художественного произведения. Он ввел в научный оборот термин«хронотоп», под которым понимал «существенную взаимосвязь временных ипространственных отношений, художественно осваиваемых в литературе».56Бахтин никогда не оставлял без внимания дискуссионные вопросы исторической поэтики, освещая их в статьях: «Из предыстории романного слова»(1940), «Эпос и роман» (1941).

В этих работах автор пересматривает гегелевскую идею о том, что роман является отражением отношений буржуазнойэпохи и как жанр порожден ею.Понятие «хронотопа», воспринимаемое Бахтиным как категория «формы-содержания» и обозначающее неразрывную связь времени и пространст55Бахтин, М.М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира» / М.М.

Бахтин // Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986. – С. 347-354.56Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по истории поэтики/М.М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. – М.: Худож. лит., 1975. – С. 234-407.//philologos.narod.ru/bakhtin/hronotop/hronmain.html. (дата обращения 21.12.2017)28ва (время как четвёртое измерение пространства), - очень значимо для понимания им феномена жанра. А потому главным признаком «художественноговидения Достоевского», полагал Бахтин, «было не становление, а сосуществование и взаимодействие»57.На свои философские вопросы М. Бахтин искал ответы в различныхобластях гуманитарного знания, прежде всего в лингвистике и искусствоведении, рассматривая словесное творчество как неотъемлемую часть «метагуманитаристики».Идеи Бахтина повлияли на мировое и отечественное человекознание,на культурологию, литературоведение, искусствознание, особенно в частиконцептуализации смеховой культуры, в развитии идей диалога культур.Карнавал, полифония и интертекстуальность являются ключевымиидеями Бахтина, образующими особую парадигму, своего рода трехмернуюсистему координат, с помощью которой возможно осмыслить всякий литературно-художественный феномен, в том числе и роман М.А.

Булгакова «Мастер и Маргарита».1.2. Бахтинские концепции в российском и зарубежном литературоведении: полемика и апологетикаНа одной из первых конференций, посвященных Бахтину, 31 марта1976 г. Л.Е. Пинский сказал, что глубочайший исследователь диалога был«философ-молчун».

Все, что было сказано Бахтиным, и то, о чем он умолчал, создало целую область гуманитарного знания. В конце XX в. идеи Бахтина стали настолько востребованы в научном дискурсе, что появилась целая отрасль гуманитарного знания, которую называют по-разному: бахтиноведение, бахтинистика, бахтинология. Последний термин ввел в научныйобиход Ю.М. Лотман, принимавший участие в подготовке первого выпуска«Проблем бахтинологии» (СПб., 1991).

Исследования творческого наследия57Бахтин, М.М. Собрание сочинений /М.М. Бахтин. – М.: Русские словари, 2002. – Т. 6. –С. 36.29М. Бахтина, т.е. так называемая бахтинистика, представлена многими работами как русских, так и зарубежных исследователей (см.: Норенков С.В.Бахтиноведение как особый тип гуманитарного мышления // М. М. Бахтин:Эстетическое наследие и современность: В 2-х частях. – Саранск, 1992. –Ч. 2. – С.

133–145; Вахрушев В. Бахтиноведение – особый тип гуманитарного знания? // Вопросы литературы. – 1997. – № 1. – С. 239–301; Васильев Н.В. 1) Бахтинизм как историко-культурный феномен // М.М. Бахтин ивремя: IV Бахтинские научные чтения. (Саранск, 20–21 ноября 1997 г.). –Саранск, 1998. – С. 10-12; 2) Парадоксы Бахтина и пароксизмы бахтиноведения // Бахтинские чтения.

III. Сборник материалов Международной научной конференции (Витебск, 23–25 июня 1998 г.). – Витебск, 1998. – С. 68–74. См. также отзывы В.И. Каравкина (Диалог. Карнавал. Хронотоп. – 1998.– № 1) и О.Я. Зоткиной (Там же. – 1992. – № 1) и др.Интерес к идеям Бахтина, приведший к возникновению в 60-80-е гг.

ина Западе, и в СССР бахтиноведения, поначалу, как отмечает Д. Шеппард,имел в большей степени количественное, чем качественное измерение: исследователи активно осваивали терминосистему Бахтина: карнавал, карнавализация, диалог и пр. При этом практически сразу были очевидны существенные отличия в локализации интереса исследователей российской и западной интеллектуальных традиций к тем или иным концептуально и хронологически различным фрагментам бахтинского наследия и в интерпретации идей Бахтина. Прежде всего это проявилось в общей оценке вклада Бахтина в гуманитарное знание: на Западе ценились литературоведческие идеиМ. Бахтина, а в СССР – философские (Д.

Шеппард).На Западе бахтинские идеи рассматривались через свои интерпретационные ключи: роман – «ниспровергающий жанр», карнавал – «перманентная революция» и культура – «поле сражения, где маргинальные фигуры подрывают все центры»; тогда как в российском интеллектуальном пространстве интересен не «героический максимализм», характерный для работ1930-1940-х гг., «глубоко духовные размышления об этике обособленного30бытия и личности», рефлексируемые в работах 1920-х гг. (Emerson C. Preface to Mikhail K. Ryklin.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5211
Авторов
на СтудИзбе
429
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее