Диссертация (Роман М.А. Булгакова “Мастер и маргарита” в контексте философско-эстетических идей М.М. Бахтина)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Роман М.А. Булгакова “Мастер и маргарита” в контексте философско-эстетических идей М.М. Бахтина". PDF-файл из архива "Роман М.А. Булгакова “Мастер и маргарита” в контексте философско-эстетических идей М.М. Бахтина", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МПГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МПГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»На правах рукописиСАНАИ НАРГЕСРОМАН М.А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА”В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИДЕЙМ.М. БАХТИНАспециальность 10.01.01 – русская литература;специальность 10.01.08 – теория литературы, текстологияДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук,профессор Л.Н. Целкова;доктор филологических наукИ.С. УрюпинМосква — 2018ОГЛАВЛЕНИЕВведение………………………………………………………………………..4-15Основная часть……………………………………………………………...16-158Глава1.Теоретико-литературныйпотенциалтворческогонаследияМ.М.
Бахтина и булгаковедческий дискурс в Иране………………………16-661.1. Филолого-философские идеи М.М. Бахтина: генезис и развитие……16-291.2. Бахтинские концепции в российском и зарубежном литературоведении:полемика и апологетика……………………………..………………………29-391.3. Теоретик М.М. Бахтин и романист М.А. Булгаков в филологическом дискурсе современного Ирана………………………………….……………….39-64Выводы по Главе 1…………………………………………………………...65-66Глава 2. Феномен карнавала и его связь с романом М.А. Булгакова «Мастер иМаргарита» …………………………………………………………………67-1312.1.
Учение о карнавализации М.М. Бахтина………………………………67-842.2. «Гротескный реализм» романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» вконтексте бахтинских идей о карнавале……………………………………84-922.3. Фарс и комическое в романе «Мастер и Маргарита»…………………92-972.4. Элементы карнавала, карнавальная эстетика и поэтика в сатирическомпространстве романа: представление в Театре Варьете, бал у сатаны, «похождения» Коровьева и Бегемота в Торгсине……………………………….97-130Выводы по Главе 2……………………………………………………………..131Глава 3. «Бахтинский тезаурус» в изучении полифонии романа………132-158М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»………………………………….132-1583.1.
Концепция полифонии М.М. Бахтина……………………………….132-1353.2. Проблема полифонической организации романа М.А. Булгакова «Мастери Маргарита» в современном литературоведении………………………135-1423.3. Двухконтурность нарратива «Мастера и Маргариты»……………..142-1433.3.1. Квазиполифония в романе М.А.
Булгакова……………………….143-1523.3.2. Интертекстуальность как разновидность полифонии: второй/внешнийконтур нарратива романа М.А. Булгакова……………………………….152-1572Выводы по Главе 3………………………………………………………...157-158Заключение………………………………………………………………...159-164Список использованной литературы……………………………………..165-1783ВВЕДЕНИЕФундаментальные свойства романа как «единственного становящегосяи еще не готового жанра», отличающегося своей принципиальной неканоничностью, претворяющего в художественных образах вечную изменчивостьмира, позволяют, как писал М.М. Бахтин, «более глубоко, существенно, четко и быстро отражать становление самой действительности. Только становящийся сам может понять становление»1.
Диалектически сложный процессхудожественного отражения и преображения действительности именно в романе получает свою онтологическую определенность и аксиологическуюзначимость, ибо роман выступает наиболее адекватной формой концептуализации реальности и ирреальности, являет собой индивидуально-авторскуюмодель мира, воссоздающую во всей полноте микро- и макрокосм одновременно.Одной из актуальных проблем современного литературоведения является осмысление развития русского романа XX века как единого духовноинтеллектуального континуума, в котором сопрягаются гносеологические,эпистемологические, этические и эстетические аспекты познания человеческого бытия. В значительной степени предпосылки такого подхода к изучению «нового эпоса» заложены в исследованиях, посвященных роману XIXвека, прежде всего в работах М.М. Бахтина, Б.М.
Эйхенбаума, В.Б. Шкловского, в которых была тщательно разработана теория романа как жанра, экстраполированная на произведения 1920-1930-х годов. «Каждая эпоха имеетсвой ценностный центр, к которому как бы сходятся все пути и устремленияидеологического творчества»2, - утверждал М.М. Бахтин. Эта магистральнаяидея бахтинской «философии романа» в полной мере оказалась созвучна«феноменологическим» взглядам на мир, человека и искусство М.А. Булгакова, воплотившего в своем «закатном» романе «Мастер и Маргарита» образмира, рекуррентный представлениям автора «Эстетики словесного творчест1Бахтин, М.М.
Эпос и роман /М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 451.2Там же. – С. 451.4ва».Теоретические изыскания М.М. Бахтина (в первую очередь его «учение» о романе как особом литературном жанре и его сверхжанровом потенциале), спроецированные на творчество М.А. Булгакова, открывают современным исследователям новые смысловые горизонты в постижении художественного мира писателя. Сама фигура Михаила Булгакова (1891–1940), одного из самых известных и читаемых русских авторов ХХ века, занимающихособое место в мировой литературе, вызывает неподдельный интерес как наЗападе, так и на Востоке. Произведения писателя переведены на многие языки мира, становятся объектами изучения филологов, философов, культурологов, искусствоведов, пытающихся разгадать многомерный и многосоставныйбулгаковский феномен.
Разработанная М.М. Бахтиным методология изучения «полифоничных структур» и «полисемантических полей» позволяет глубоко осмыслить одну из самых загадочных книг ХХ века, какой, без сомнения, является «Мастер и Маргарита».Этот роман по своей художественной структуре полигенетичен, а потому в нем можно обнаружить в трансформированном виде те формальносодержательные элементы, которые на материале других произведений мировой литературы исследовал М.М.
Бахтин. Комплекс идей Бахтина гармонично проецируется на роман М.А. Булгакова. В другой стороны, сама имманентная структура «Мастера и Маргариты» позволяет анализировать булгаковский текст с теоретической точки зрения, в частности, с позиций теорииМ.М. Бахтина. Однако из-за сложности и противоречивости телеологическийорганизации художественного мира, созданного Булгаковым, анализ его романа – непростая задача. Зеркальный эффект является одной из характерныхособенностей произведений Булгакова, которые, как волшебное зеркало, нетолько показывают отдельный, частный мир самого писателя, место и обстоятельства его жизни, но и отражают поистине всеобщий внешний мир вовсей его сложности и полноте в том особом понимании «мiра», какое вкла-5дывалось в это понятие в ХIХ веке. В романе «Мастер и Маргарита» сопрягаются разные миры, устанавливается диалог между ними.Настоящая диссертация – первая, в которой творчество М.А.
Булгаковаи филолого-философские теории М.М. Бахтина рассматриваются в диалектическом единстве. Очень важные для бахтинского научного дискурса концепты карнавал, гротескный реализм, полифония и интертекстуальность проецируются на полигенетичный по своей структуре роман «Мастер и Маргарита», при анализе которого мы старались придерживаться объективнонейтрального и достаточно широкого их понимания. Этим во многом определяется актуальность предпринятого исследования, направленного на экстраполяцию теоретических изысканий М.М. Бахтина в области поэтики романа, которые могут пролить совершенно новый свет на одно из самых загадочных произведений русской литературы ХХ века - «Мастер и Маргариту»М.А.
Булгакова. «Эстетика словесного творчества», разработанная в трудахроссийского ученого, имеет несомненную актуальность для исследованийисторико-литературного характера, к числу которых, в частности, относитсяданная работа. Сегодня назрела насущная необходимость осмысления бахтинского метода изучения литературных явлений (прежде всего в их жанрово-родовой специфике) и дифференциации самого бахтинского понятийноготезауруса, в том числе и ключевого понятия-концепта «карнавал».Феномен карнавала, во всей его сложности и многоаспектности раскрытый М.М. Бахтиным, в главной книге его современника М.А. Булгаковатакже становится идейной и эстетической основой и в развитии сюжета, ипри создании конкретных образов, и в скрытой «между строк» острой социальной сатире. Булгаков, как и Бахтин, жил и творил в Советском Союзе вэпоху крайнего давления государства на общество.
Для него, как и для Бахтина, идея карнавала как смехового разрыва с гнетущей повседневностью,праздничного перехода в параллельную утопическую реальность имела чрезвычайно важное значение, выступала источником катарсического обновления жизни. Бахтин глубоко осмыслил сущность европейского карнавала на6материале фантасмагорий Рабле.
У Булгакова в «Мастере и Маргарите» в повествование о Москве 1930-х годов врываются не только герои религиозноймистерии (Иешуа и Понтий Пилат), но и очень ярко проявляют себя в своейсмеховой ипостаси персонажи средневековой дьяблерии (Воланд и его свита).Используя метод, предложенный М.М. Бахтиным, мы считаем, что невполне корректно говорить о полифонии романа «Мастер и Маргарита» наосновании таких характеристик булгаковского текста, как многослойностьпроблематики, пафоса и стилистики; разноприродность и двойничество персонажей, разножанровость текста, использование аллюзий и пр., поскольку вкачестве основной черты полифонического текста М.М. Бахтин предлагалэкзистенциальное равноправие в самом художественном пространстве, в котором персонажи обладают рефлексивным самосознанием, проявляющимсячерез апелляцию к Другому в поисках истины.
Этим обусловлено введениенами ряда терминов для более точного анализа специфики текста романаМ.А. Булгакова, а именно: двухконтурность нарратива (второй/внешний контур нарратива), квазиполифония, стилистическая дихотомия/бинарность,ксенофония.Под двухконтурностью нарратива мы понимаем наличие в структуретекста двух уровней (контуров) организации текста: текст-как-вещь в-себе(внутренний контур) и текст-в-пространстве-других-текстов (внешний контур), при этом один – интратекстуальный – неполифоничен (монологичен), аотносительно второго можно говорить об интертекстуальности, которую исследователи и называют полифонией.
Интратекстуальность – организациявнутреннего диалога между персонажами произведения или между персонажем и авторомКвазиполифония подобна полифонии, но в отличие от нее лишена тогоособого равноправия голосов, которое делает произведение искусства многомерным и многозначным. Для квазиполифонии характерны некоторые«внешние», производные признаки, создающие иллюзию полифонической7структуры текста. Подлинными признаками полифонии, по мнениюМ.М. Бахтина, являются личностный голос, рефлективная напряженность,мировоззренческая позиция, персонализм/субъектность, интер- и интратекстуальность. Поэтому текст, в котором ярко выражена лишь интертекстуальность, но отсутствуют все другие признаки, оказывается квазиполифоничным.Ксенофония – это наличие чужого голоса в тексте.