Диссертация (Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)". PDF-файл из архива "Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Это объясняет звериные имена, атрибуты ичастичную зооморфность многих культурных героев (Ворон, Норка,Кролик, Койот). В более же развитых мифологиях черты первопредка вобразе культурного героя становятся реликтовыми и в них начинаетпреобладатьантропоморфность 41.Тутуженесложнозаметитьхарактерные трикстерные черты, о которых говорит в своих трудах и ПолРадин, и Карл Юнг: зооморфность, антропоморфность, черты образадемиурга.Мелетинский, продолжая анализировать культурного героя, говорити о его роли как борца со стихийными хаотическими природными силами,которые пытаются нарушить установленный порядок.
И здесь же уточняет,что культурных героев может быть несколько. Один может выступать вроли добытчика, другой в роли богатыря. Также исследователь уточняет,что образ культурного героя зачастую архаичен, и поэтому во многихслучаях речь можно вести о своего рода идеологическом синкретизме, вкотором нерасчленимо сплавляются искусство и религия. Мелетинскийуточняет, что культурный герой не всегда сакрализован. Часто тотпричисляется аборигенами к выдающимся историческим личностямпрошлого.
Культурные герои зачастую отличаются от настоящих богов, ноэто не умаляет их значительность. Почти всегда они, также как и боги,обладают магической силой, без которой были бы немыслимы их деяния.К тому же, эволюционируя, культурный герой может стать демиургом(богом-творцом) или же развиваться в сторону сказочного или эпическогогероя42.4142Там же.Мелетинский Е.М. Культурный герой // Мифы народов мира...
С. 953.26Далее Мелетинский говорит о «брате-близнеце» культурного героя,его двойнике. Зачастую культурный герой и его «близнец» враждуютмежду собой или соперничают, при этом являясь фратриальнымипредками. Здесь мы можем увидеть юнговский мотив архетипа Тени. Обэтом в дальнейшем пишет и сам Мелетинский. Зачастую отрицательныйвариант культурного героя неумело подражает положительному братублизнецу. В качестве примера ученый приводит трикстера То Карвуву,который, подражая То Кабинане, создаёт «дурные предметы»: акулу,смерть, скалы.
Отрицательным дублером Прометея в греческой мифологииявляется его брат Эпиметей. Также Мелетинский уточняет, что злойдвойник культурного героя почти всегда наделяется одновременнодемоническими и комическими чертами 43.Однако стоит отметить, что если у культурного героя нет такогоблизнеца, то он как бы сам перенимает эту «обязанность» и заключает всебе одновременно и архетип Тени. Самому культурному герою начинаютприписывать различные комедийные проделки, порой некоторые из нихдаже являются пародийным переосмыслением его же собственныхгероических деяний.
В качестве примера автор называет Койота, Манабозои старика в мифологии индейцев западной части Северной Америки.Таким образом, архетип трикстера может проявляться как в главном герое,так и в его оппоненте. Кроме того, трикстера можно увидеть в роли«проводника», друга главного героя или помощника.Возвращаясь к демонически-комическому дублеру культурногогероя, Мелетинский говорит о том, что тому часто приписывают чертыплута-озорника, ведь он зачастую прибегают к хитрым трюкам длядостижения успеха в самых серьёзных деяниях. Здесь ученый напрямуюговорит о связи культурного героя с архетипом трикстера. Однако авторзамечает, что со временем эти два понятия отделяются друг от друга.
Вкачестве примера Мелетинский приводит трикстера Вакдьюнкага (пер.43Там же. С. 953.27безумец, шут) на востоке Северной Америки у племён виннебаго. Так,Вакдьюнкага в сюжете играет роль озорника, а заяц (его оппонент)представлен как серьёзный культурный герой44.Далее Мелетинский выделяет основные черты, свойственные образутрикстера, это: неутолимая жажда, ненасытность (включает какненасытность в пище, обжорство, так и в похоти, при этом автор уточняет,что в сюжете могут фигурировать сразу несколько трикстеров, в каждом изкоторых будет преобладать одно из этих качеств); нарушение моральныхнорм, общих законов и табу (осквернение святынь, кровосмешение и т.п.),при этом чаще всего все его деяния комически обыгрываются и несут насебе налет пародийности.Далее Мелетинский пишет, что сочетание в одном лице серьезногогероя и трикстера объясняется фактом широкой циклизации сюжетоввокруг популярных фольклорных персонажей, и тем, что в самоймифологии еще не установлен строгий космогонический порядок.
Этопридает сказаниям о трикстерах характер «легальной отдушины»45. Исходяиз этого исследователь делает вывод, что в архетипе трикстера «заключеннекийуниверсальныйкомизм»,которыйраспространяетсяинаодураченных жертв плута, и на асоциальность и несдержанность самогоплута, и на высокие ритуалы 46. Далее автор ссылается на советскоголитературоведаМ.М.Бахтина,которыйсчиталподобную«карнавальность» важнейшей чертой народной культуры вплоть до эпохиВозрождения.Мелетинский указывает, что культурный герой и его комическийдублерявляютсяцентральнымиобразаминетолькоархаическоймифологии, но и всего первобытного фольклора. Автор объясняет этоархаически-синкретическим характером указанных образов и тем, чтокультурный герой персонифицирует (моделирует) не стихийные силы44Мелетинский Е.М.
Культурный герой // Мифы народов мира… С. 955.Мелетинский Е.М. Культурный герой // Мифы народов мира… С. 955.46Там же. С. 956.4528природы, а саму родоплеменную общину. Подобное разделение врелигиозном плане соответствует этическому дуализму, а в поэтическом –дифференциации героического и комического 47.Исследователь также говорит, что проблема культурного героя втечение последних ста лет была предметом широкой дискуссии в науке.Однако все исследователи единогласно указывают на первородныйхарактер культурного героя или его принадлежность к демиургу.Подробней мы рассмотрим лишь позиции тех ученых, которые видели вкультурном герое архетип трикстера.
Например, К. Брейзиг считал, чтообраз культурного героя эволюционировал от полузооморфных духовпредков к антропоморфным небесным богам; африканисты Г. Бауман, Э.Браурер утверждали, что культурный герой – это древнейший мифическийобраз, совпадающий с образом предка или сына бога. Бауман отмечал еготератоморфный (от греч. «чудовище») и плутовской аспекты. Брауреруказывал на его связь с культом племенных вождей. Пол Радин отстаивалсвязь культурного героя с высшим божеством, считаяего творцомотдельных элементов культуры и природы или их преобразователем. ПолРадин также отмечает, что соединение божественного культурного героя и«божественного шута» начинает происходить во время формированиячеловека в качестве социального существа 48.МелетинскийобращаетсякисследованиямПолаРадина(североамериканский цикл мифов о Вакдыонкаге), усматривая здесьизображениесознательностиэволюциичеловекарефлексирующегоотприроднойгероя.ДлястихийностиэтогокМелетинскийобращается к работам К.
Кереньи и К. Юнга, которые мы рассматривали вначалеглавы.М.Е.Мелетинскийвновьобращаетвниманиереликтовость архетипа трикстера49.47Там же. С. 956-957.Мелетинский Е.М. Культурный герой // Мифы народов мира… С. 958.49Там же. С. 958.4829наВ статье «Палеоазиатский эпос о Вороне и проблема отношенийСеверо-ВосточнойАзиииСеверо-ЗападнойАмерикивобластифольклора» Е.М. Мелетинский подробно анализирует архаического(мифологического) трикстера, в котором сочетаются образы культурногогероя и плута – Ворон в фольклоре индейцев северо-западного побережьяАмерики и палеоазиатов50.Ворон является одним из самых ярких культурных образов, которыйобъединяет мифы и сказки народностей северо-востока Азии и северозапада Америки51.
Ворон в легендах и сказаниях данных народоввыступает именно как культурный герой-трикстер. Распространенностьданного архаического образа очень велика, его отголоски можно увидеть иу других народов мира. Но это и не удивительно, ведь плутовские мотивыв гораздо большей мере, чем другие, проявляют способность к миграции, кповторению и заимствованию52.Образ Ворона широко распространен в мифологии разных народов,обладает различными характеристиками и связан со множеством базовыхэлементов мироздания: подземным миром, землей, водой, небом, солнцем.Что указывает на глубокую мифологическую подоплеку данного персонажа.Ворон, поедая падаль, олицетворяет некий переход (среднее звено) междухищными и травоядными животными и птицами.
Он находится на грани«двух миров», тем самым являясь медиатором между жизнью и смертью(гипотеза К. Леви-Строса)53.Мелетинский, анализируя Ворона, пишет: «Как трупная птица черногоцвета с зловещим криком Ворон хтоничен, демоничен, связан с царствоммёртвых и со смертью, с кровавой битвой (особое развитие получаетмотив выклёвывания Вороном глазу жертвы), выступает вестником50Мелетинский Е.М.
Палеоазиатский эпос о Вороне и проблема отношений СевероВосточной Азии и Северо-Западной Америки в области фольклора // Традиционныекультуры Северной Сибири и Северной Америки. М.: Наука, 1981. С. 102-134.51Там же. С. 102-109.52Мелетинский Е.М. Палеоазиатский эпос… С. 111-112.53Там же. С. 125.30зла»54. В поисках пищи Ворон копается в земле, что позволило древнимнародам связать его с данной стихией. Но при этом, как любая птица, Воронсвязан и с небом. Подобная связь с этими тремя стихиями наделяет Воронашаманскими чертами.
И он, как и шаман, выполняет посредническиефункции между мирами: небом, землей, загробным миром55.Ворон в северных мифологиях является соединяющим звеном междуводой и землей (часто является создателем суши или рек в мифах), летом изимой (он неперелётная птица). Ворон воспринимается как посредник междумудростью и глупостью. Так, умение подражать речи человека и долголетиедавали возможность считать Ворона мудрой вещей птицей. При этом он могвосприниматься не только как «мудрый» шаман, но и как плут-трикстер,вечно попадающий впросак или совершающий «безумные» поступки.
ТакжеВорон – медиатор между мужским и женским началом. Во многих легендахВорон пытается изменить пол или выйти замуж за мужчину, проявляя приэтом половую двойственность. К тому же Ворон выступает в мифах каксущество двойной антропо-зооморфной природы и выполняет медиативнуюфункцию между человеческим и животным56.Ворон играет роль как серьезного культурного героя, так и трикстера сярко выраженным комическим началом. В первом варианте Ворона можносравнить с греческим Прометеем, ведь он как культурный геройосуществляет медиацию в оппозиции природы и культуры и связан с мифамидобывания культурных ценностей. В мифологиях Северной Азии и СевернойАмерики Ворон выступает как первопредок – демиург – культурный герой,сильный шаман, герой-трикстер.
Он типологически близок тотемическимпервопредкам двойной антропо-зооморфной природы (имеет две формы –антропоморфную и зооморфную).Частоегодеятельностьотнесенаковременимифическогопервотворения, создания мира, в котором он принимает участие (это делает54Там же. С. 126-127.Там же. С. 113.56Мелетинский Е.М. Палеоазиатский эпос…С. 115.5531возможным сочетание функций серьезного культурного героя и шутникатрикстера в одном персонаже)57. Во многих мифах Ворон создает свет инебесные светила (иногда крадет), сушу (горы, реки, холмы и т.п.), людей изверей; он добывает пресную воду у хозяев моря, учит людей рыболовству(похожий мотив связан со скандинавским Локи, который изобретает сеть),раскрашивает птиц, при этом сам превращается из белого в черного,добивается у хозяйки прилива регулярной смены прилива и отлива, добываетогонь или инструмент для извлечения огня.