Диссертация (Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)". PDF-файл из архива "Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Существует множество исследований, в которыхизучается «феноменом трикстера» в культуре, мифологии и литературе.Выявлены общие черты и функции, свойственные трикстерам, в первуюочередь это: бессознательность; зооморфность и оборотничество;«животное» и «провокационное» начала; стремление к нарушению табу и53норм морали; двойственность и возможность пересекать границы миров;трикстеры имеют схожие черты с образом шута, а также обладают«смеховымначалом»;втрикстереприсутствуетутрированнаявнутренняя конфликтность и «детскость»; в трикстера включенархетип Тени; глупость и хитрость трикстера почти не имеет границ;умение трикстера создавать из своего тела предметы роднит его собразом демиурга.
Основной функцией трикстера в культуре является«провокационная» функция.Трикстер постоянно томим своего рода духовной алчбой, некимвидом душевного голода, что заставляет его рушить каноны и нарушатьтрадиции. Его поступки и проделки всегда приносят изменения, которыемогут быть расценены как отрицательные, так и положительные. Такимобразом – трикстер выступает в роли «вечного двигателя», которыйспасает мир от застоя и регресса. Для трикстера не существует ни добра,ни зла: он «внеморален». Чаще всего трикстер изображается в видечеловека,полубогаилиживотного(антропоморфногоживотного),наделенного сверхъестественными способностями.Генетические корни героев-трикстеров уходят в мифологию илегенды народов мира.
Другой источник формирования данного архетипа– мировой фольклор, в частности, животный эпос, народные сказки,средневековыешванкиифаблио.Этоархетипическийпредставленный в мифах и легендах многих культур.54образ,1.2. Отражение архетипа трикстера в мифологии и мировойлитературеВ скандинавской мифологии одним из наиболее ярких примеровархаического (мифологического) героя-трикстера является бог Локи.Локи – это не символ, олицетворяющий какое-то природное явление (какзачастую бывает с мифологическими богами), это двойственная, поройдаже парадоксальная и многоплановая личность. Именно поэтому выявить,какую именно функцию выполнял Локи в пантеоне скандинавских богов,довольносложнаязадача.Попыткиученыхопределитьегопринадлежность к какой-либо стихии или какому-то человеческомукачеству нельзя назвать полностью убедительными 104.А.Б.
Рут трактует образ Локи как мифологического плута-трикстера.Рут говорит о том, что Локи развился из териоморфного трикстера-паука,то есть он является антропоморфным трикстером. Паук во многих местахСкандинавии обозначается словом «locke», а паук-трикстер – популярнаяфигура в фольклоре народов Америки, Африки, Океании, Индии. СвязьЛоки с эсхатологией Рут относит за счет влияния средневековой ученойтрадиции Ж. Дюмезиль и Ф.
Стрем 105.Является ли Локи классическим трикстером? Первая характернаячерта, свойственная так называемому мифологическому трикстеру, – этопрямая связь с образом демиурга. Во многих мифах и легендах трикстерявляется одновременно творцом и разрушителем, а также предстает в видебожества или полубога (иногда в виде «второго» творца мира). Онспособен создавать из частей своего тела растения и предметы, а такжеобладает сверхъестественными способностями 106.104Баландин Р.К.
100 великих богов. Локи. М.: Вече, 2004. Цит. по: URL. Режим доступа:http://www.bibliotekar.ru/100bogov/104.htm. (дата обращения: 11.10.2015).105Скандинавская мифология: Энциклопедия. М.: Эксмо, 2004. С. 103-104.106Радин П. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев скомментариями Юнга К. и Кереньи К… С. 122-126.55Локи, будучи богом, помогает Одину и Хёнирому в оживлениипервых древесных прообразов людей 107.Можно отметить еще один признак, о котором говорил К.
Юнг: Локиявляется дублёром сразу двух культурных героев: Одина и Бальдра исодержит в себе архетип Тени. Локи противопоставляется светлому богуБальдру, его образ самый благонравный и привлекательный в германоскандинавской мифологии 108. И Одину – верховному богу, правителюАсгарда. Также интересен и тот факт, что многие ученые-мифологи XIXвека видели в Бальдре солнечного бога, борющегося с тьмой, а бога обманавоспринималикакнекоевоплощениепадшегоангелаЛюцифера.Норвежский филолог С.
Буге находил в мифе о Бальдре варварскоеотражение мифа о Христе 109. Вновь возвращаясь к анализу образа Локи,можно отметить, что все вышеперечисленные характеристики архетипаярко проявляются и в этом мифологическом персонаже. И если С. Бугесравнивал Бальдра с Христом, то Локи вполне может выступать в роли егооппонента – Дьявола.Следующие качества, которые ярко проявляются в скандинавскомбоге,это–способностьменятьоблик,зооморфностьиоборотничество110. Так, участвуя в путешествиях и странствиях богов,Локи зачастую является их спутником и без особых усилий превращается вразных существ.
Согласно одному из мифов, изменив пол и превратившисьв кобылу, Локи породил Слейпнира – восьминогого коня Одина отжеребца Свадильфари, принадлежавшего строителю Асгарда. Прячась отразгневанного бога грома Тора, Локи превращается в лосося. Чтобывыкрасть омолаживающие яблоки Идунн, бог обмана оборачиваетсяорлом. По просьбе Одина Локи похищает украшение Фрейи Брисингамен,107Старшая Эдда. Младшая Эдда. Исландские саги. Пер.
с древнеисландского М.И.Стеблин-Каменский, О.А. Смирницкая. М.: АСТ: Астрель, 2010. С. 15-34.108Петрухин В.Я. Мифы древней Скандинавии. М.: ООО Издательство АСТ, 2001.С. 345-364.109Скандинавская мифология: Энциклопедия… С. 56-58.110Юнг К.Г. О психологии образа трикстера... С. 265-286.56для чего этого ему приходится превратиться в блоху.
За эту жедрагоценность Локи и Хеймдалль в обличье тюленей борются у камняСингастейн. А также в мифе о смерти Бальдра Локи принимает обликвеликанши Тёкк111.Проявления таких черт, как: любовь к злым шуткам, потребность внарушении правил, предрасположение к уничтожению, оборотнечество ипровокационное начало – не трудно увидеть во всех мифах о Локи. Водном из фрагментов «Старшей Эдды» говорится о том, как Локи срезает уСив (жены Тора) её волшебные волосы. Затем, из страха перед Тором,Локи добывает такие же волосы, заставив обманом карликов цвергов(искусных кузнецов) их выковать.
Также Локи заключает с цвергами пари,что они не смогут выковать лучших сокровищ для асов, а когда же онивыковывают сокровища, Локи убегает от них при помощи башмаков,которые дают возможность быстро мчаться по воздуху и по воде (похожиеботинки имел и греческий мифологический трикстер Гермес). Иногда вмифах вместо ботинок Локи использует другие хитрости, чтобы сбежать отцвергов – берёт соколиное оперение у богини Фригг или Фрейи или сампревращается в птицу.
В конце данного мифа Локи все равно оказываетсяпойманным Тором. Когда Тор его хватает, Локи соглашается, чтобы емуотрезали голову, не касаясь щёк, и так как это физически невозможно, Торограничивается тем, что зашивает плуту рот 112.В «Младшей Эдде» Локи в сопровождении Одина и Хёнираучаствует в приключениях с великаном Тьяцци. В обличье орла великан непозволяет троице приготовить мясо и требует свою часть угощения. Неполучив добычу, Тьяцци хватает куски мяса и пытается улететь, но Локиударяет его палкой, однако руки и сама палка прилипают к телу орлавеликана. Так орел уносит вместе с добычей и Локи. Великан соглашаетсяотпустить Локи при условии, что тот доставит ему богиню Идунн и ее111Старшая Эдда.
Младшая Эдда. Исландские саги. Пер. с древнеисландского М.И.Стеблин-Каменский, О.А. Смирницкая... С. 37-167.112Мелетинский Е.М. Культурный герой… С. 432-484.57золотые яблоки, что даруют молодость. Ради своей свободы Локизаманивает богиню Идунн в лес и обещает ей показать найденные имдругие золотые яблоки.
Конечно, он обманывает ее – никаких «других»яблок нет и в помине. В лесу ее уже поджидает Тьяцци. Так, Локи передаетбогиню ему. Однако, оставшись без «молодильных яблок», боги начинаютстареть. Разгневанные, они хватают Локи и угрожают убить его, если он неисправит все. Локи одалживает у Фрейи соколиное оперение и летит кТьяцци. Он похищает Идунн и, чтобы вынести из пещеры, превращает ворех. Так он ее и доставляет обратно в Асгард, а прилетевшего вслед заним великана асы убивают. За смерть отца пришла мстить его дочерьСкади. Она потребовала предоставить ей мужа из числа асов и поставила«условия мира» – кто-то обязательно должен был рассмешить ее.