Диссертация (Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)), страница 9

PDF-файл Диссертация (Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)), страница 9 Филология (52267): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)) - PDF, страница 9 (52267) - СтудИзба2019-09-14СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)". PDF-файл из архива "Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

В работе «Культурнаяантропология» исследователь также рассматривает трикстера как плута,озорника, выполняющего функцию медиатора. Ученый называет ужеЧернявская Ю.А. Трикстер, или Путешествие в Хаос // Чернявская Ю. В. Трикстер, илиПутешествие в хаос // Человек. 2004. № 3. С. 37-52.

Цит. по: URL. Режим доступа:http://mythrevol.narod.ru/chernyavskaya2.html (дата обращения 01.10.2015).9091Там же.48упоминавшихся Ворона и Койота, утверждая, что данные животные быливыбраны в качестве трикстера потому, что они питаются падалью и темсамымпреодолеваютпротивоположностьмеждуплотояднымиитравоядными, между охотой и земледелием и, в конце концов, междужизнью и смертью.

Поэтому трикстер является «переходным» элементом вмифах и легендах, объединяя два мира – мир живых и мертвых, мир богови людей, мир животных и людей и т.п.92.К. Леви-Сторс пишет, что существуют три полюса: положительный(жизнь), отрицательный (смерть) и нейтральный (пограничный вариант)илисопредельный.положительномКультурныйполюсе,егогеройчащевсеговраг-злодей,находитсясоответственно,нанаотрицательном полюсе, а трикстер занимает промежуточную позицию(похожую картину можно наблюдать и в треугольнике Березкина). Именнопоэтому трикстер может выступать как в роли друга, помощникакультурного героя, так и в роли антагониста. При этом отличатьотрицательного персонажа от трикстера будет комическое начало иамбивалентность, свойственные последнему.

Отсюда его двойственнаяприрода,которуюпротиворечивостьонегодолженпреодолеть,характера.ДалеедвусмысленностьЛеви-Стросиподробноостанавливается на трикстере и культурном герое, рассматривая их какцентральную мифотворящую пару, которая выступает антропоморфнойперсонификациейкатегориальнойкосмогоническойоппозицииархаического мифа «космос (культурный герой) – хаос (трикстер)».Подробней остановимся на комическом начале в образе трикстера.Ряд исследователей сравнивает образ трикстера с образом шута. Так,Беатрис Отто в труде «Дураки: те, кого слушают короли» проводитсравнительный анализ трикстера и шута. Там же исследовательницауказываетназначительноесходство92междуними,приводявЛеви-Строс К.

Структурная антропология / Пер. с фр. В.В. Иванова. М.: Изд-воЭКСМО-Пресс, 2001. С 89-93.49подтверждение тот факт, что «сборники анекдотов о трикстере частосодержат сюжеты о службе трикстера в качестве придворного шутаили о выполнении трикстером время от времени шутовских функций» 93.Однако существуют и важные различия между шутом и трикстером.Исследовательница пишет, что трикстер является совершенно свободнойличностью и он менее разборчив в выборе объекта своих насмешек ипроделок, нежели шут. Шут, осмеивая людей, чаще всего руководствуетсядолей человеческой доброты (она не позволяет шуту одинаково относитьсяк добрым и злым персонажам). Насмешки шута в основном направлены навысмеивание какого-либо греха, порока. Шут осознает, какой эффект несутего шутки и насмешки и посему часто использует свой дар для того, чтобыпомогать, развлекать людей, давать советы или разряжать обстановку.Герой-трикстер же редко задается мыслью о том, над кем он надсмехаетсяили кого именно обжуливает.

К тому же Шут в какой-то мере зависит откороля, а у трикстера чаще всего нет определенного хозяина 94. То естьтрикстер отличается от шута именно тем, что первый менее «включен» всоциальнуюсистему.Приэтомитрикстер,ишутявляются«провокаторами» и выполняют «провокационную» функцию.*****Однако другой ученый, О.О. Столяров, в статье «Природашутовства» напрямую относит трикстеров к институту шутовства. В этойстатье автор говорит о роли шута95, о том, как она менялась на протяженииразвития цивилизации, рассуждает о роли шута в обществе. Столяровутверждает,чтоотноситьшутовствоискоморошествотолькокопределенной профессии ошибочно, так как данное понятие значительношире.Этообразжизниимировоззрениепрактическилюбогосредневекового художника.

Шутовство и скоморошество, уверяет автор,93Отто Б.К. Дураки: те, кого слушают короли. СПб.: Азбука-классика, 2008. С. 69-77.Там же. С. 78-79.95Столяров О.О. Природа шутовства // Гаврилов Д. Трюкач. Лицедей. Игрок. ОбразТрикстера в евроазиатском фольклоре. М.: Ганга, 2010. Цит. по: URL.

Режим доступа:http://www.triglav.ru/forum/index.php?showtopic=84 (дата обращения 05.10.2015).9450необходиморассматриватьименнокакисторическиеявленияевропейского масштаба96.Еще одно качество, которое сближает образ трикстера и шута,являясь особенностью всех трикстеров, – это «смеховое начало».Возвращаясь к исследованиям Юнга, стоит отметить, что ученый выявилпричину «клоунского» характера трикстера и объяснил ее, анализируяархетип Тени: в процессе самосознания Тень перестает восприниматьсялюдьмикакугрожающееначало.Человекрационализируетее,десакрализует и в итоге перестает бояться своей теневой стороны 97. Такжеопираясь на сюжеты и мотивы, в которые включен трикстер, можноутверждать, что многие поступки трикстера вызывают смех окружающих,да и сам трикстер не прочь потешиться над кем-нибудь.В первой главе работы Д.

Гаврилова98 («О функциональной ролиТрикстера») подробно разбирается «феномен трикстера». Исследовательговорит об этимологии термина, приводя несколько общих черт героятрикстера, которые выявили Мелетинский и Юнг: любой трикстер, будь тообманщик, плут, хитрец, паяц, шут,вор илитрюкач,нарушаетобщепринятые границы и установленный порядок 99. Далее автор вводитпонятие «атака трикстера» и говорит, что первые признаки этой «атаки»это – «крушение самых точных и выверенных наперед планов» 100. Об этомже в статье «Трикстер, или Путешествие в Хаос» говорит и Ю.А.Чернявская.Ю.М. Лотман в работе «Культура и взрыв» указывает, что культурадвижима«взаимонеобходимостьюконтрастамеждутиповойдлясоциума модели поведения и нетипового поведения личности.

Возникая как96Столяров О.О. Природа шутовства…Юнг К.Г. О психологии образа трикстера... С. 205-206.98Гаврилов Д. Трюкач. Лицедей. Игрок. Образ Трикстера в евроазиатском фольклоре. М.:Ганга,2010.Цит.по:URL.Режимдоступа:http://www.triglav.ru/forum/index.php?showtopic=84 (дата обращения 05.10.2015).99Там же. С. 7-10.100Там же. С. 27-34.9751нарушение и долгое время существуя как “изъян” на фоне “привычной”культуры,феноменаномальногоповедениясоздаетдинамическоенапряжение между принятым и непринятым.

В результате происходит“взрыв”, знаменующий вхождение новации в семиосферу» 101. То естьтрикстер в некотором роде является новатором. Благодаря «взрыву»,который он вносит в общество, происходит дальнейшее развитие этогосамого общества.Ю.А.Чернявскаявиновникомкультурного«взрыва»такженазывает трикстера, выступающего в роли «сумасшедшего». Связано это стем, что сумасшедший из-за своих ключевых качеств (рисковость,непредсказумость, нахождение новых путей) является одновременноантиподом как умного, так и дурака.

Позиции обоих противопоставлена«точка безумия» (или «точка трикстера»)102. В статье прослеживается ещеодна черта, принадлежащая почти всем трикстерам – ум и хитростьтрикстера нераздельно связанна с его глупостью и «дуростью».В статье «К определению трикстера и его значимости в социальнокультурной реальности» Д.А. Гаврилов подробно разбирает сам феноментрикстерства103. Опираясь на исследования других ученых (в частности,Юнга, Мелетинского, Бэбкок-Эйбpахамс и др.), он выделяет основныепризнаки архетипа трикстера. Используя пару мифологических образовОдина и Локки, исследователь выделяет такие трикстерные признаки, как:трикстер появляется для нарушения сложившихся устоев и традиций, онпривносит элемент хаоса в существующийпорядок, способствуетдеидеализации, превращению мира идеального в реальный; трикстер –неподконтрольная никому фундаментальная Сила, результат действиякоторой непредсказуем, порой даже для самого трикстера; трикстер – это101Лотман Ю.М.

Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. С. 62.Чернявская Ю.А. Трикстер, или Путешествие в Хаос… Цит. по: URL. Режим доступа:http://mythrevol.narod.ru/chernyavskaya2.html (дата обращения 03.10.2013).103Гаврилов Д.А. К определению трикстера и его значимости в социо-культурнойреальности. Первая Всеросcийская научная конференция Философия и социальнаядинамика XXI века: проблемы и перспективы.

М.: Северный Ветер, 2006. C. 359-368.10252провокатор и инициатор социокультурного действия, которое выглядиткак порча; трикстер традиционно выступает посредником между мирами исоциальными группами, способствует обмену между ними культурнымиценностями и переводу информации из области непознанного в областьпознаваемого.

Трикстер делает неявное явным, вторгаясь в областьнеизведанного первым (функция медиатора и связь с сакральным);трикстер – господин многих искусств, мастер на все руки, иногда спутниккультурного героя или сам культурный герой, его проводник или его тень,тот, кто проверяет претензии героя на Силу и Власть; трикстер – этодобытчик знаний через нарушение социального или космогоническогозапрета, инициатор мифологического действия; трикстер аморален с точкизрения этической системы культурного героя. Трикстер стоит на гранимира человеческого общества и первобытного мира Дикой Природы,поэтому с точки зрения социального человека смешон, нерассудителен илибессознателен; трикстер часто обладает ярко выраженными чертамисоблазнителя-гиперсексуала и обжоры; трикстер склонен к переодеваниюженщиной или перемене пола; трикстер – оборотень, перевертыш, игрок,для него не существует привычных представлений о жизни и смерти,потому что игра каждый раз может быть начата сначала и в любой моментпрекращена; трикстер не всегда выходит победителем из затеянной игры,он может попасть впросак, оказаться жертвой собственной хитрости,граничащей с дуростью; трикстер выступает как ветхий мудрец, с однойстороны, и как юнец – с другой: в зависимости от того, каков находящийсярядом с ним культурный герой.*****Подведем итоги.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5304
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее