Диссертация (Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)". PDF-файл из архива "Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
103–104.42Как уже отмечалось, Березкин делит трикстеров на своего – чужого иобладающего – не обладающего способностью одерживать верх 75. Авторговорит, что типы персонажей удобно представлять в виде образующегокруг спектра значений. Так, на одной стороне находятся чудовища и ихединственная функция – пожирать неудачников и быть побежденнымигероем. Затем духи природы (божки) – они менее враждебны, однакоодновременноболеемогущественныипочтинеуничтожимы.Единственное, что герой может сделать – это обмануть духа (божка),чтобы преодолеть препятствие и избежать его гнева (неудачнику же этосделать не удается).
Далее двигаясь через спектр в другую сторону отсферы чудовищ, мы достигаем различных «мелких бесов», чертей и т.п.Они занимают позицию «чужие», но данные персонажи почти всегданестрашные и описаны комически. Они легко могут трансформироваться внеудачника, а из неудачника снова превращаться в героя. Именно этиперсонажи чаще всего и несут в себе образ трикстера 76.Слабые персонажи (неудачник или слабый противник) нередкобывают смешными и заключают в себе смеховое начало. Сильныепротивники являются антагонистами главному герою и им чаще всего несвойственно комическое поведение. Но если противник выглядит смешно,то данное поведение является маскировкой, и тем, кто поверил в нее,приходится плохо. Такая же схема работает и в случае с положительнымгероем. Однако стоит отметить, что для положительного героя образпровокатора, шутника, который дурачит других, более свойственен, чемдля отрицательного.Из анализа сотен связанных со смехом мифологических эпизодовследует, что «рассмеявшийся в ответ на попытку его рассмешитьперсонаж гибнет или лишается ценностей, которыми владеет.
Когдагерой прибегает к трюкам и фокусам или ставит себя по видимости в7576Там же. С.104-106.Березкин Ю.Е. Трикстер как серия эпизодов… С.107-108.43комическое положение, то это лишь помогает ему одержать верх. Еслиже противник действительно смешон, то он также и слаб» 77. Смертьсмешного отрицательного персонажа (противника) чаще всего вызванатем, что герой совершает действия, которые попросту не совместимы сжизнью и здравым смыслом (трикстер пытается выпить реку, озеро илиокеан, лезет на дерево ногами вперед, пытается проглотить огромныйкамень или гору и т.п.).*****Филолог-фольклорист Е.С.
Новик также рассматривает проблемутрикстерства.Встатье«Структурасказочноготрюка» 78исследовательница, опираясь на труды Е.М. Мелетинского, подробнорассматривает трикстериаду и структуру текстов,сказочныхтрюках.«ПалеоазиатскийНовик,анализируямифологическийэпос.построенных накнигуЦиклМелетинскогоВорона»,разбираетструктуру вороньих трюков, которые в своей основе группируются вокругтемы «добывание объекта».
Новик делает вывод, что глубинныйсемантическийуровеньмифовоВоронесоставляютпредикаты:добывание, отчуждение и похищение. Они предусматривают две роли –основную роль героя-добытчика и роль его антагониста (хранителяобъекта, соперника в потреблении добычи) 79. Например, Ворон в попыткахустранить или ограничить активность контрагента прибегает к различнымтрюкам, которые гарантируют ему успех. Основными предикатами данныхтрюков являются: коварный совет, мнимое родство, мнимая угроза,мнимая смерть, подстрекательство, мнимая приманка, раздразнивание,мнимая слабость80.Как мы видим, данные предикаты были подробно рассмотрены вконцепции Березкина. Они заметно отличаются от обычных сказочных77Там же.
С. 109.Новик Е.С. Структура сказочного трюка // От мифа к литературе: Сборник в честьсемидесятипятилетия Е.М. Мелетинского. М.: Наука, 1993. С.145-160.79Там же. С. 145.80Там же. С. 146-148.7844мотивов,главнымотличаемявляетсято,чтоониобозначают«замаскированные» действия трикстера (мнимые действия). Еще однимотличием является актантная структура текстов, которая такжепостроена на трюках 81.
Так, один и тот же герой может выполнять сразунесколько ролей, совмещать их или менять по развитию сюжета (добытчикможет в итоге оказаться добычей и наоборот). Такого рода симметрияприменяется и в других трюковых сюжетах. Пример: антагонистпожиратель притворяется другом или родственником и выманивает своюжертву из безопасного места. Или притворяется падалью, превращается впищу и ловит трикстера (контр-трюк). «Таким образом, – пишет Новик, –симметричными оказываются не только предикаты трюка, но инарративное развертывание сюжета по принципу “трюк – контр-трюк”,при котором трикстер и антагонист меняются ролями» 82.Отличие трюковых сюжетов от волшебной сказки базируется нацепочкеиспытанийгероя:предварительное,основное,идентификационное. Также в традиционном сказочном сюжете у обычногогероя не будет смены ролей и подмены объектов.
А вот трикстер можетодновременно исполнять роль героя, жертвы, победителя, а порой иорудия убийства (см., например, сказку «О Черепахе и Тигре»).Исходя из этого, автор делает вывод, что в волшебной сказкесоотношение функций и ролей в основном стабильно, а в трюках этастабильность принципиально невозможна из-за того, что маскировки,имитации и подмены составляют саму суть трюка 83.
Также стоит отметить,что за действиями героя-трикстера стоит более сложная структура, чемпередача ложной информации. Это связанно с тем, что игра трикстераосуществляется с учетом интересов и целей антагониста. Трикстерстремитсяпредстатьспособнымпомочь,оказатьуслугуилиосуществить угрозу. Поэтому обман оказывается удачным только тогда,81Там же. С. 150-151.Новик Е.С. Структура сказочного трюка… С. 153-154.83Там же.
С. 155.8245когда он отвечает интересам антагониста (а не только интересам самоготрикстера). Пользуясь этим, трикстер предугадывает ответные реакциисвоего соперника и прогнозирует его поступки. Действия трикстераотличаются от действий других героев тем, что они носят характертактических ходов.
А ядро трикстерного трюка составляет провокация иманипулирование.Новик также утверждает, что «моделирование ответного поведениякак глубинная структура трюка приводит к тому, что трикстер иантагонист оказываются связанными друг с другом отношениямиреципрокности (взаимности), причем инвертированной: успех одного изних есть одновременно поражение другого» 84. Именно поэтому в трюке мысталкиваемсясрефлексивнымуправлением.Другимисловами–рефлексивной игрой, победителем в которой оказывается тот, чей рангрефлексии выше. И глубинной семантической темой текста является нетворение и добывание, как, к примеру, в мифах, и не утверждение илиповышениестатусагероя,каквволшебныхсказках,асамасостязательность и соперничество.*****Теперь, разобравшись с эпизодами, в которых чаще всего включеныгерои-трикстеры и схемой их распределения в сюжете, мы можем вновьпродолжить анализ трикстерных функций и характеристик.
В этой связинельзя упустить такую трикстерную функцию, как предрасположение куничтожению, она является неотъемлемой чертой почти для всехперсонажей данного типа.Ю.М. Лотман в работе «Культура и взрыв» характеризует трикстеракак «автора культурного взрыва»85. Культуролог пишет, что «контрастмежду типовой для социума модели поведения и нетипового поведения8485Новик Е.С. Структура сказочного трюка… С. 156-160.Лотман Ю.М.
Культура и взрыв. М.: «Гнозис», 1992. 263 с.46личности является необходимым для динамики культуры, ее развития»86.Так, возникший «изъян» на фоне традиционной культуры или «диковина»аномальногоповедения«создаетискрящеесянапряжениемеждупривычным и “мятежным”, которое порождает знаменующий рывокновации в семиосферу» 87. Виновником данного взрыва, по мнению автора,будет сумасшедший. Лотман уточняет, что в сумасшедшем заключаютсячерты как умного, так и «дурака», и его отличительными чертамистановятся нестабильность и непредсказуемость.Также Лотман анализирует «аспект лжи» трикстеров, говоря о том,что для трикстера скорее важен сам процесс высказывания или действия –ложь ради лжи. Своими действиями трикстер не пытается что-либосообщить, а скорее видит в рассмотренном процессе нечто творческое.Лотман сравнивает этот процесс с искусством поэзии 88.В статье «Внутри мыслящих миров» Ю.М.
Лотман рассматриваетсовременный сюжет текста в качестве особой семиосферы. Автор пишет,что многогеройность и разрушение циклически-временного механизматекстовобъясняютсяпереводоммифологическихтекстовнаязыкдискретно-линейных систем. Также благодаря этому в тексте появляютсяперсонажи-двойники. Именно эти двойники заключают в себе архетиптрикстера (как мы помним, о трикстерных героях-двойниках говорят иЮ.Е.
Березкин и К. Юнг). Лотман рассуждает о причине разделениямифологического героя-трикстера на «высокого» и «низкого», объясняяэто тем, что в трикстере одновременно заключены несовместимые черты, скоторые он появляется на различных повествовательных уровнях и подразными именами89. Подобную схему можно увидеть и в треугольникеБерезкина.86Там же. С. 93-99.Лотман Ю.М. Культура и взрыв… С. 93-99.88Там же. С.
122-124.89Лотман Ю.М. Культура и взрыв... С.140.8747О предрасположении трикстера к уничтожению пишет и Ю.А.Чернявская в статье «Трикстер, или Путешествие в Хаос». Используя тезис«трикстер есть персонификация взрыва», она заключает, что трикстер,возникая как аномальное нетиповое явление, создает динамическоенапряжение между «принятым» и «непринятым», в результате чегопроисходит «взрыв»90. Этот «взрыв» служит началом развития новыхтенденций, которые по прошествии времени понимаются как традиция(См. Там же) Исследовательница продолжает наблюдения Юрия Лотмана иговорит о том, что трикстер может существовать только в рамках запрета,то есть только в том случае, если в культуре будет существовать некоетабу или обрядовость.
Автор также утверждает, что центральной частьютрикстера является «утрированная внутренняя конфликтность». Именнопоэтому трикстер зачастую «воюет» со своим телом и воспринимает своиорганы как отдельные существа. Из этого суждения автор выявляет ещеодну трикстерную черту – «детскость91.*****Еще одной важной функцией, которую выполняет трикстер, – этофункция медиатора. Она заключена в самом архетипе трикстера ипроявляетсяпрактическивовсехтрикстерныхперсонажах.Так,французский структуралист К. Леви-Строс считал мифы инструментомпервобытной логики, ищущей выход из противоречий за счет введенияпромежуточной фигуры «медиатора». Поэтому все исследования ученогонапрямую или косвенно были связанны с образом трикстеров, так какученый относил их именно к таким медиаторам.