Диссертация (Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)), страница 4

PDF-файл Диссертация (Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)), страница 4 Филология (52267): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)) - PDF, страница 4 (52267) - СтудИзба2019-09-14СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)". PDF-файл из архива "Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

Этим самым, Юнгпоказывает типичную для всех трикстеров черту – «нарушение табу,нередко бессознательное, для удовлетворения собственных трикстерныхпотребностей»25. При этом Юнг уточняет, что трикстер зачастуюпредстает перед нами как отражение абсолютно недифференцированногочеловеческого самоощущения, которое едва поднялось над уровнемживотного сознания26.Главной составляющей трикстера Юнг называет архетип Тень.Обычно это некий брат-близнец культурного героя, который совершаетоплошности и ошибки. «Архетип Тень, – пишет Юнг, – представляетподавленную темную, дурную и животную сторону личности. Теньсодержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивныеимпульсы, аморальные мысли и страсти» 27.Однако Юнг говорил, что в данном архетипе проявлены иположительные стороны.

Он видел в Тени «источник жизненной силы,спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума» 28. ФункцияТени заключается в том, чтобы сдерживать пагубные привычки человека иперенаправлять его необузданную «темную» энергию в нужное русло. Всеэто делается для того, чтобы человек мог жить в гармонии с другимилюдьми, но при этом открыто выражать свои импульсы и наслаждатьсяздоровой и творческой жизнью 29.Рассматривая данный архетип в коллективном бессознательном, Юнгвыявил несколько черт, которые свойственны и архетипу трикстера.

Болеетого, исследователь почти не разделяет эти два архетипа. Так, он говорит отом, что Тень является образом «природного» человеческого начала,24Там же. С. 271-272.Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Государственная библиотека Украиныдля юношества, 1996. С. 269-275.26Там же.

С. 268.27Юнг К.Г. Психологические типы. СПб.: Ювента; М.: Прогресс-Универс, 1995. С. 65-71.28Там же. С. 67-68.29Там же. С. 70-73.2521которое опирается на свои инстинкты. Эта сущность не изменилась с техвремен, когда возникло само человеческое общество, и когда человек сталчеловеком разумным. Тень нельзя до конца преобразить воспитанием, и вомногом она – реликт детского самоощущения, когда действия человека восновном руководствуются импульсами, далекими от саморефлексии илисоциальныхнорм.коллективногоТакжесознания,Тенькаквыражаетвластительсебявтакихскрытого,образахневидимого,подземного мира.

Одним из таких образов является Дьявол 30.Изображая образ Тени, Карл Юнг пишет о мифологическомтрикстере: «Образ обманщика-трикстера, который в сказках выступаетне тем, кто он есть на самом деле, выставляя на всеобщее обозрение своисамые худшие качества, соответствующие более низкому уровнюразвития сознания человечества» 31. Юнг фактически не обособляет такиеобразы, как Дьявол и трикстер, считая их изоморфными.

Исследовательвыявил в Тени следующие черты: животное, природное начало,аморальность, спонтанность (бессознательность), творческое начало идвоемирие. Из перечисленных компонентов хорошо видно сходство этихдвух архетипов.В самом же феномене трикстера главной чертой Юнг видит егобессознательность.Поэтомутрикстерявляетсясвоегороданедочеловеком. Его сознание часто нерефлективно, неаналитично, поэтомуон выглядит неразумнее окружающих его товарищей. Эта особенностьможет быть проявлена даже чисто физиологически: нередко в мифах ираннем фольклоре мы видим сюжеты, где руки трикстера дерутся друг сдругом, он отделяет от себя части тела и доверяет им выполнениеопределенных заданий (часто отделяет такие органы как, анус или пенис).Пол трикстера также неясен и, несмотря на явное преобладаниефаллических качеств, он может превратиться в женщину и рожать детей.3031Там же.

С. 76-80.Юнг. К.Г. Психологические типы… С. 82.22Но, несмотря на его «низкое, недоразвитое сознание», изначальнаясущность трикстера – это сущность творца. Так, трикстер может из своихорганов создавать нечто полезное для племени, он организует «из частичексебя» звезды, горы и даже первых людей 32. Из вышесказанного Юнгомможно выделить еще один ряд характеристик, типичных для данногоархетипа: восприятие своего тела как отдельного от него существа ифункции демиурга. Учитывая, что в мифологии часть равна целому,подобные качества трикстера роднят его с синкретическими героями.Исходя из исследования Пола Радина и Карла Юнга, можновыявить одну из главных характерных черт, свойственных трикстерам, –это бессознательность.

Все поступки и действия трикстера, какими быжестокими и коварными они ни казались, совершаются «автоматически»,без глубокого самоанализа или без отрефлексированной цели. Именно изза этого трикстер порой выглядит таким глупым и неуклюжим. Несмотряна это, трикстер чаще всего выступает в роли сакрализованного медиатора,связующего с потусторонней реальностью, или хитреца, то есть знает то, очем не может знать обычный человек.Еще одной чертой трикстера можно назвать способность менятьоблик и пол, то есть – зооморфность и оборотничество33. В этой связиможно вспомнить скандинавского бога Локи, который превращался вженщину, орла, лосося, великаншу и кобылу. Кроме того, он смогвыносить и родить для Одина Слейпнира – восьминогого коня.

Также Юнготмечает в трикстере «животное начало» и «начало провокационное». Нов отличие от первого, которое коренится в самом архетипе трикстера,второе способно воздействовать на окружающее трикстера общество:«Отсюда и функция трикстера – давать возможность выхода страстей,не признающихся моральными устоями, давать возможность менять3233Там же. С. 105-116.Юнг. К.Г. Психологические типы… С. 120-126.23закоренелыеустоиобщества,даватьвозможностьпопробоватьпоступить иначе, словом, давать возможность» 34.*****Разбирая образ трикстера нельзя не коснуться исследований Е.М.Мелетинского.Этотученыйразрабатываетгенетическийаспекттрикстерной природы. В статье «Культурный герой» он дает определениекультурного героя, показывает его роль и выделяет его основные функциив художественно-литературных произведениях. Так, исследователь пишет:«Культурный герой (англ.

Cuiture hero, франц. Heros civilisateurs, нем.Heilbringer), мифический персонаж, который добывает или впервыесоздаёт для людей различные предметы культуры (огонь, культурныерастения, орудия труда), учит их охотничьим приёмам, ремёслам,искусствам, вводит определённую социальную организацию, брачныеправила,магическиепредписания,недифференцированностиритуалыпредставленийоипраздники.природеиВсилукультуревпервобытном сознании (напр., появление огня в результате тренияприравнивается к происхождению природных явлений грома и молнии,солнечного света и т.

п.)»35. Здесь речь идет именно о трикстере и о егороли в обществе, заложенной в самом архетипе. В этой связи можновспомнить исследования Карла Юнга, где все перечисленные функциилежат в основе образа Прометея, ядром которого является именно архетиптрикстера.В статье «Предки Прометея (Культурный герой в мифе и эпосе)»Е.М. Мелетинский говорит о культурном герое-демиурге. Этот образявляется древнейшим в мировом фольклоре.

Его аналог – образ тотемныхпредков, полулюдей-полузверей (данные образы хорошо представлены в34Юнг К.Г. О психологии образа трикстера… С. 165-186.Мелетинский Е.М. Культурный герой // Мифы народов мира. Т.1. М.: Сов. энцикл.1982. С. 942-950.3524мифахпервобытныхплеменцентральнойАвстралии) 36.Так,вавстралийском фольклоре тотемные предки, добывая пищу, сражаясь,убивая друг друга и снова оживая, создают скалы, озера, камни и равнины.Некоторые из них становятся природными элементами, звездами илипланетой.

Тотемные предки являются творцами человека современноготипа или помогают в его сотворении, им приписывают добывание огня,установление брачных классов, введение обряда инициации и другихритуалов. Их деятельность отнесена в мифах к далекому прошлому, к«временам сновидений»37.Мелетинский пишет, что культурный герой часто является илитворцом мира или участвует в мироустройстве, воспитывает первыхлюдей38. В более древних мифах, где можно увидеть специфику«присваивающегосяхозяйства»,культурныйгеройиграетроль«добытчика». Он или добывает готовые блага культуры и природы: илипросто их где-то находит, или похищает у первоначального хранителя.

Вкачестве примера автор приводит уже названного ранее Прометея,полинезийского Мауи, индейского Ворона и др.39.Позднее или параллельно возникают мифы об изготовленииприродных и культурных объектов. Здесь культурный герой ужеприобретает функцию демиурга. Далее исследователь напрямую говорит ороликультурногогероякакпервопредка-демиургавархаическоймифологии40. На данном этапе культурные герои как бы переплетенымежду собой и включают в себя множество функций, однако базиснымначалом в этом соединении все равно остается функция «первопредка». Вкачествепримераученыйприводит36мифологическихсуществизМелетинский Е.М. Предки Прометея. Культурный герой в мифе и эпосе // Вопросыистории мировой культуры.

М.: Вестник мировой истории культуры 1958, № 3. С. 114–132.37Там же. С. 120-125.38Мелетинский Е.М. Культурный герой // Мифы народов мира. Т.1. М.: Сов. энцикл. 1982.С. 942-950.39Мелетинский Е.М. Культурный герой // Мифы народов мира… С. 951.40Там же. С. 952.25австралийской мифологии – это дикие коты и ящерицы-мухоловки,которые с помощью каменного ножа помогают довершить творениелюдей-личинок. Последних они учат добывать огонь трением, готовитьпищу и т. д. Здесь же автор указывает на связь «прародителей» стотемными предками.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5304
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее