Диссертация (Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)". PDF-файл из архива "Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Б. Акунин)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
При этом в «советском трикстере»проявляется новая черта, которой раньше традиционный трикстер почти необладал: «меркантильный интерес». К «советским» трикстерам можноотнести Остапа Бендера из романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова«Двенадцать стульев», Беню Крика из одесских рассказов Исаака Бабеля идр.4. Образ героя-трикстера «советского периода» ярко воплотился втаких героях романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», как Фагот иБегемот. Они выступают в роли шутов (арлекинов) и являются носителями«смехового начала».
Также в театральном и игровом поведении героевотчетливо проявляется ориентация на «художественный жест». Крометого, кот Бегемот проявляет такую трикстерную черту, как зооморфность иоборотничество.АФаготобладает14многимисверхъестественнымиспособностями, отчетлива связь булгаковских героев с «сакральнымконтекстом». Данные персонажи отличны от своих мифологических илитературных предшественников, которые с одинаковой легкостью творятдобро и зло, тем, что не совершают ни одного по-настоящему злогопоступка.5.
В своих произведениях Борис Акунин обращается к архетипутрикстера несколько раз. Чаще всего автор вводит трикстера в текст, чтобыон играл роль антагониста главного героя (Иван Брилинг, Наполеон, князьПожарский). Реже писатель обращается к трикстерам с функцией«проводника» (Ипполит Зуров). Борис Акунин создает персонажейдвойников, которые одновременно являются антагонистами главногогероя.
Персонажи восходят к одному мифологическому архетипу иодновременно – в авторской (и читательской) шкале ценностей –противостоят друг другу, играя разные сюжетные роли. Подобноераспределение трикстерных функций – находка Бориса Акунина.Апробацияаспирантскогоисследованиясеминараосуществляласькафедрырусскойврамкахлитературыиработынаучныхконференциях («Грибоедовские чтения» 2012-2018 гг., г.
Москва).Материал и основные идеи исследования используются в вузовскихкурсах.Публикации в ведущих рецензированных научных журналах иизданиях, рекомендованных ВАК РФ:1. Комиссарова У.А. Герои-трикстеры в романе Бориса Акунина«Азазель»: художественные функции и мифологическая проекция // Вестник.Тверского государственного университета / Серия: Филология. Тверь: ТГУ,№ 1, 2017. С. 56-62;2.
Комиссарова У.А. Комплекс трикстера в романе «Мастер иМаргарита» М.А. Булгакова // Культура и цивилизация. Т. 7, № 1A, 2017ВАК РФ. С. 232-240;15Публикации в других научных изданиях:3. Комиссарова У.А. Образ героя-трикстера в русской литературе ХХIвека // Человек, общество и государство в современном мире: сборникнаучных трудов международной научно-практической конференции (в 2томах). Пенза: ПензГТУ, 2016, Т.1. С 223-229;4.
Комиссарова У.А. Герой-трикстер в романе Б. Акунина «Азазель»:трансформация образа архетипа // Сборник научных трудов студентов,аспирантов и докторантов. Вып. 2016 года. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова,2016, С. 167-174;5.КомиссароваУ.А.Архетипическиеконцепциитрикстеравсовременном литературоведении // Россия в мире: проблемы и перспективыразвития международного сотрудничества в гуманитарной и социальнойсфере:материалыМеждународнойнаучно-практическойконференции(Москва – Пенза, 11 декабря 2016 г.) / отв. ред.
Д.Н. Жаткин, Т.С. Круглова.Пенза: ПензГТУ, 2017. С. 314-325;6. Комиссарова У.А. Образ героя-трикстера в технократическомдетективе Бориса Акунина «Планета Вода» // Филологическая наука насовременном этапе: проблемы и перспективы: Материалы Международнойнаучно-практической конференции (Пенза, 24 июня 2016 г.) / Министерствообразования и науки РФ, Пензенский государственный технологическийуниверситет. Пенза: ПензГТУ, 2016.
С. 69-82;7. Комиссарова У.А. Трикстериада в советской литературе 1020-1930-хгодов: комментарии к концепции Марка Липовецкого // Россия в мире:проблемы и перспективы развития международного сотрудничества вгуманитарной и социальной сфере / Материалы II Международной научнопрактической конференции.
Пенза: ПензГТУ, 2017. С. 350-357;8. Комиссарова У.А. «Трикстерная» составляющая в героях «Бесов»Ф.М. Достоевского: Петр Верховенский // Сборник научных трудовстудентов, аспирантов и докторантов. Вып. 2017 года. М.: ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2017 С. 174-178.16Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав (каждая изкоторыхделитсянанесколькопараграфов),литературы и приложений.17заключения,спискаГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ТРИКСТЕРА. МИФОЛОГИЧЕСКИЕИСТОКИ И МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯТема трикстерства достаточно хорошо изучена и занимает висследовательской литературе не последнее место.
Однако все этиисследования в основном базируются на материале мифологии ифольклора, редко затрагивая художественную литературу как прошлыхлет,такисовременную.Впервойглаве,рассматриваятрудыисследователей, занимающихся данным вопросом, мы разберем основыархетипа трикстера и его базовые черты и функции. Кроме того, коснемсядиахронии трикстерства – в контексте мифологии, предфольклора ифольклора.
Рассмотрим сюжеты, связанные с героем-трикстером, егофункциональнуюрольприихорганизации,атакжеструктурутрикстерного трюка.1.1. «Герой-трикстер» как культурный архетип:к определению понятияИтак,ПолРадинкультурологическомвпервыефеноменевзаговорилтрудеотрикстере«Трикстер:какоисследованиемифологии североамериканских индейцев» 21. Эта работа была дополненакомментариями К.
Кереньи и К. Юнга. Именно Юнг рассмотрел трикстеракак психологический архетип и проследил его последовательное развитиеот мифологии до карнавальных традиций, дав ему типичные для трикстерахарактеристики. В настоящее время «феномен трикстера» изучают сразличных сторон: с фольклорно-мифологической, социокультурной илитературоведческой.В мифологии и фольклоре трикстер – это чаще всего архетипчеловека или антропоморфного существа, порой божества, животного,21Радин П.
Трикстер. Исследование мифов североамериканскихкомментариями Юнга К. и Кереньи К. СПб.: Евразия, 1999. 288 с.18индейцевскоторый не подчиняется общим правилам поведения и морали, совершаяпротивоправные и противоречивые действия. Как правило, трикстер впервую очередь ставит перед собой не цель совершить «злое деяние», емуважен сам процесс «игры», которая представляется ему подлиннымбытием.С позиции социокультурного похода, трикстер – это явлениенепредсказуемое и антисоциальное. Оно нарушает общепринятые вобществе нормы морали и законы.
Но, несмотря на это, данное явление невсегдааксиологическипейоративно.Подчассвоимповедениемипоступками трикстер вносит в мир некие изменения, способствующие егоразвитию и улучшению.В художественных произведениях трикстер – это чаще всего хитроеи озорное существо (животное или человек), которое с помощьюразличныхуловок(хитростейилитрюков)вскрываетпроблемыокружающего мира, нередко разрешая их. Также трикстер в литературечасто выступает в роли антигероя или двойника.Сущность трикстера подчас амбивалентна: несмотря на свойнегероический статус, трикстер оказывается героем, способным чудеснымобразом разрешить острые противоречия.
Например, во многих сказкахверховный правитель или другой «высокопоставленный» персонаж,выбирая для своей дочери жениха, устраивает различные испытания илитребует выполнить какие-то поручения. Принцы, рыцари, воины не могутпройти эти испытания. И тогда появляется «чудак», простой крестьянин,бедняк который с помощью уловок, хитростей, своей сообразительности иума, иногда используя волшебные предметы или помощников, но неприбегая к борьбе, выполняет задания. Чаще всего он это делает какимнибудь необычным способом: побеждает, обманывая чудовищ, дурачазлодеев или даже самого правителя.
Именно эти персонажи и являютсягероями-трикстерами (Иванушка-дурачок, пушкинский Балда и т.д.). Влитературе XXI века герой-трикстер сохранился в большей степени как19архетипическийперсонаж,которыйнеобязательноимеетсверхъестественные способности и божественное начало.Для того чтобы вычленить основные черты и функции героятрикстера, рассмотрим работы Юнга. В комментарии к исследованиюмифов североамериканского племени индейцев Виннебаго, проведенногоПолом Радином, Юнг сравнивает трикстера с полтергейстом и фигуройшамана. Ученый говорит, что порой бессмысленные проказы полтергейстаи его способность менять облик роднят его с образом трикстера, асакральность и связь с потусторонним миром – с шаманом.
К тому же,зачастую в легендах и сказаниях о шаманах ключевой герой наделентрикстерными чертами: это и связь шамана с загробным миром (смертью),и его любовь к злым шуткам, которые порой совершаются вне привычнойлогики. Более того, нередко приводят к тому, что сам шаман становитсяжертвой мести тех, кому он навредил22. К.
Юнг называет несколько черт,которые в большей или меньшей мере присутствуют в трикстере: глупостьи бессознательность, способность менять облик и любовь к злымшуткам, которые, чаще всего, производят эффект «бумеранга» 23.Далее в этом же комментарии Юнг пишет о «празднике дураков». Вначале XII века в определенные дни в церквях и соборах люди занимались«весьма кощунственными», аморальными вещами: играли в азартныеигры, ели на алтаре жирную пищу, плясали среди службы и т.п.Исследовательутверждает,чтоданныесредневековыеобычаивсовершенстве демонстрируют роль трикстера.
И даже когда эта традицияЦерковью была отвергнута, она вновь возникла в итальянских театральныхпредставлениях (в светской сфере) в лице тех комических персонажей(Чико, Пульчинелла, Кукоронья, Сгарра), которые часто украшали своикостюмы огромными фаллическими символами и развлекали публику22Юнг К.Г. О психологии образа Трикстера // Радин П. Трикстер. Исследование мифовсевероамериканских индейцев с коммент. К.Г. Юнга и К.К. Кереньи. СПб.: Евразия,1999.С. 266-268.23Там же С. 266-269.20непристойностями в подлинно раблезианском духе 24.