Диссертация (Образ России во вьетнамской сетевой журналистике 2001-2015 гг), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Образ России во вьетнамской сетевой журналистике 2001-2015 гг". PDF-файл из архива "Образ России во вьетнамской сетевой журналистике 2001-2015 гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Общественное мнение. – М.: Ин-т фонда «Общественное мнение», 2004.Там же. – С. 104.77Adorno T.W. and others. Authoritarian Personality. N.Y., London, 1950. P. 236.78Ядов В.А. Стереотип социальный / В.А. Ядов // Философский энциклопедический словарь; гл. ред.Л.Ф. Ильичев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989. – С. 70.7627действоватьдотого,информационном79каквключаетсяразум»обществестереотипыявляются.Всовременномнеобходимостьювпознании и сознании каждого человека, упрощая и схематизируя бурныйпоток информации, с которым ежедневно сталкиваются люди.
Это процесс, содной стороны, необходим и полезен в психологической регуляциидеятельности, а, с другой, – делает мышление однотипным, стандартным,неоригинальным.В книге «Образ России в мире» социальный стереотип трактуется как«схематический,стандартизированныйобразилипредставлениеосоциальном явлении или объекте. Они обычно эмоционально окрашены иобладают большой устойчивостью. Стереотип выражает привычноеотношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влияниемсоциальных условий или опыта; составная часть установки»80. Большинствоучёных объединяются во мнении, что стереотип отличается повышеннойинтенсивностью аффективного элемента и устойчивостью к изменениям,причём явно или имплицитно констатируется взаимозависимость этих двухсвойств стереотипа.Стереотипбессознательнойформируетсяколлективнойподвоздействиемпереработкиидвухфакторов:индивидуально-социокультурной среды, а также при целенаправленном идеологическомвоздействии с помощью СМИ.
Люди прибегают к стереотипизированию поразным причинам. Во-первых, по принципу экономии усилия, они нестремятся реагировать каждый раз по-новому на окружающие явления, аподводят их под уже имеющиеся категории. Во-вторых, таким образом онизащищают групповые ценности и свои права, будучи бастионом традициикакой-либо культуры или социальной группы. На основе некоторыхустойчивых образов какого-либо явления или человека это сокращённый и7980Липпман У.
Указ. соч. – С. 110.Барабаш В.В., Бордюгов Г.А., Котеленец Е.А. Образы России в мире. Учеб. пособие – М.: 2010. – С. 18.28упрощённый путь восприятия. Многие социологи отмечают, что при ответахна вопросы, касающиеся чужой страны, респонденты в большей мереориентируются на существующие стереотипы, даже если у них естьзнакомые представители данного народа. Н. Лебедева81 приводит в четырёхследующих пунктах основные характеристики стереотипов, влияющие накоммуникативное поведение:−междуСтереотипизирование – результат когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связигрупповымчленствомипсихологическимихарактеристиками(например,англичане–консервативны, немцы – педантичны).−Стереотипы влияют на способ прохождения информации, её отбора (например, об ингруппеобычно запоминается наиболее благоприятная информация, а об аутгруппе – наиболее неблагоприятная).−Стереотипы вызывают ожидания определённого поведения от других, индивиды невольнопытаются подтвердить эти ожидания.−Стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться (поскольку люди невольно«отбирают» модели поведения других людей, согласные со стереотипами).Ни стереотип, ни процесс стереотипизации, не могут рассматриватьсякак однозначно негативные явления социальной жизни.
Ибо толькоформирование предрассудков и предубеждений, по определению несущих всебе отрицательный заряд и ведущих к усилению межличностнойнапряжённости, является серьёзным препятствием к взаимопониманиюмежду людьми.Мы отмечаем, что чем прочнее укоренены в нас некие стереотипы, темслабее реальный опыт влияет на наши представления.
Действительностьвсегда богаче, разнообразнее любого стереотипа, кроме того, объективныеусловия меняются быстрее, чем устойчивые, консервативные по своейприроде стереотипы. Мы приводим в качестве примера вьетнамскиестереотипы о советской России, согласно которым Россия воспринималаськак «старший брат» Вьетнама и справедливый судья.
В новых условияхгеополитики большая часть вьетнамцев, включая должностных лиц,81Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. – М.: 1999. С. 89.29журналистов все ещё продолжают мыслить стереотипами периода «братскойсоветско-вьетнамской дружбы», настаивая на необходимости активнойреакции России в поддержку вьетнамской позиции в конфликте с Китаемвокруг проблемы принадлежности островов в Южно-Китайском море.82 Этотрудносогласоватьсреальностью,т.к.Россиясвязанаузамивсеобъемлющего стратегического партнёрства не только с Вьетнамом, но и сКитаем, и, разумеется, Москва не хочет обидеть никого. В данном случаестереотип стал препятствием для познания вьетнамцами социальныхявлений.По сравнению с «образом» и «стереотипом» понятие «имидж» (от англ.image – образ, изображение, икона) более молодое: оно широко вошло всовременный русский язык примерно с середины 90-х годов ХХ вв. Терминбыл введен в конце 50-х гг.
ХХ вв. американским экономистом КеннетомБоулдингом в его книге «Имидж: знание в жизни и обществе» (The Image:Knowledge in Life and Society)83, сформулировавшим имидж какопределённый поведенческий стереотип, основанный на мнениях, иллюзиях,которые люди создают о самих себе. С точки зрения Боулдинга, имидж – этоключ к пониманию человеческого поведения, к успеху в бизнесе и политике,он также играет важную роль в системе международных отношений.Одним из наиболее известных определений имиджа страны являетсяопределение, предложенное Всемирной организацией по туризму, согласнокоторому имидж страны – это совокупность эмоциональных и традиционныхпредставлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны,собственного опыта и слухов, влияющих на создание определённого образа84.В данном случае имидж – синоним понятию «образа».82Кобелев Е.В. Российско-вьетнамские отношения: реальность и перспективы // Вьетнамские исследования.Выпуск 5.
– М.: ИДВ РАН, 2015. С. 41.83Boulding Kenneth. The Image: Knowledge in Life and Society. Ann Arbor, MI: University of Michigan Press,1956. – 175 p.84Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. – СПб.: Питер, 2006. С. 53.30Понятие имиджа по-разному трактуется в зависимости от различныхподходов к рассматриваемому явлению. В следующей таблице мыописываем три основных подхода:Естественный –искусственный имидж.«имидж» как целенаправленносозданный образЭ.А. Капитонов 85 : имидж какцеленаправленносформулированныйобраз(изображение),призванныйоказатьэмоциональнопсихологическое воздействиенакого-либосвоимустойчивым представлениемоб объекте в целях егопопуляризации, рекламы ит.п.…Онсвоегороданеповторимыйобразпредставление о конкретномобъекте, который выделяет,создаётвпечатлениерадикальногоотличияотдругих объектов, наделяетконкретныйобъектдополнительнымиценностями.Д.В.
Ольшанский 86 : имидж –это специально моделируемоецеленаправленное «отражениеотражения».Вербальный – визуальныйимиджФункциональныевозможности имиджаЭ. Сэмпсон 87 акцентируетна визуальной сторонеимиджа: «ваш личныйимиджявляетсякартинкой вас».Л. Браун 88 на внешнемимидже:«внешность,поставленныйголос,умениедержаться,выступатьпередпубликой, вести диалог».Почепцов89 на вербальнойстороне имиджа: имиджкак «свёрнутый текст»,коммуникативнуюединицу,посредствомкоторой можно работать смассовым сознанием.О.А.
Феофанов: имиджсредство,инструментпсихологическоговоздействия и механизмманипуляциисознаниемлюдей,«имидж – это отражение,котороевозникаетвсознании самих людей.Извнеимможетпредлагаться только та илииная имиджевая модель.Между самим явлением иегоимиджемвсегдасуществует разрыв.
Имиджсубъективен – он сгущаеткраскиобраза,либоприукрашая явление, либоочерняя его. И то, и другоепровоцируется создателямиимиджа умышленно»90.На наш взгляд, вышеперечисленные определения носят фрагментарныйхарактер. Можно использовать следующее определение, приведённоепрофессором Д.А. Вылегжаниным. в котором имидж представлен как«специальносоздаваемый,социально-психологический,преднамеренноэмоциональноформируемыйустойчивыйокрашенныйобраз,способствующий становлению определённого мнения, представления в85Капитонов Э.А.