Диссертация (Образ России во вьетнамской сетевой журналистике 2001-2015 гг), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Образ России во вьетнамской сетевой журналистике 2001-2015 гг". PDF-файл из архива "Образ России во вьетнамской сетевой журналистике 2001-2015 гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Приложение № 1 отражает общие темывсех публикаций в сетевых СМИ Вьетнама в период 2001-2005 гг.Приложение № 2 включает в себя две большие таблицы: общая тематическаяклассификация и темы с подразделами. Приложение № 3 состоит из 14таблиц, каждая из них отражает тематическую классификацию поопределенному СМИ за указанный период.22ГЛАВА I.ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА РОССИИ ВО ВЬЕТНАМСКОМОБЩЕСТВЕ1.1.«Образ страны», «имидж страны», «стереотип» как базисныепонятия в исследованииЦель данного параграфа состоит в определении дефиниции «образстраны» на основании сопоставления различных научных концепций, вкоторых объектом исследования являются «образ», «имидж», «стереотип»;уточнении содержания понятия «образ страны» в СМИ.Следуетотметить,чтопонятие«образ»обладаетширокойинтерпретацией и употребляется в самых разных областях знаний(философии,литературоведении,эстетике,психологии,семиотике,лингвистике). В философии «образ» представляет собой результат отраженияобъектавсознаниичеловека,нечтосубъективноеиидеальное.Эквивалентный термин античной философии и литературы понятию «образ»– это «эйдос» (от древ.
греч. – eidos), обозначающий конкретную сущность.ПомнениямфилософовПлатонаиАристотеля,образыявляютсярезультатами копирования или повторения; отражают не только облик, но ичистую сущность, идею предмета67.Будучи одним из фундаментальных понятий психологии, образприменяется не только в узко когнитивном значении (как ментальныйрепрезентатор в сознании человека внутренних переживаний, чувств,эмоций), но и в разных областях профессиональной деятельности (какмногомерное и многофункциональное явление, влияющее на становлениепрофессионального67сознанияличности).Прианализе«образа»По Платону, образ исходит из априорного существования идей, архетипов, пребывающих в вечности.«Вещи – это подражания вечно сущему, отпечатки по его образцам».
По Аристотелю, образ – это посредникмежду чувствами и разумом, мост между внутренним миром сознания и внешним миром материальнойреальности, отражение чувств и ощущений.23основоположник аналитической психологии, швейцарский исследовательКарл Густав Юнг (Carl Gustav Jung) использовал понятие «архетип» (греч.аrchetypos – первообраз), которое позволяет рассматривать образы какпервичные активные феномены душевной жизни, выполняющие активную,созидательную функцию 68 . Психолог отметил, что «мы непосредственноживем исключительно в мире образов».
Его точка зрения состоит в том, чтообраз – это тот материал, который наполняет архетипические схемы ипереводит их из бессознательной сферы в пространство сознания.Склоняясь к тому, что образ есть отражение объекта, предмета илисобытия внешнего мира, советский психолог А. Н. Леонтьев, являющийсяосновоположником концепции образа в отечественной научной литературе,подчёркивает, что именно отношение отражения – это связь между образом иоригиналом, представляющая реальность в сознании субъекта. Не миробразов, а образ мира регулирует и направляет деятельность человека.
В егопубликациях было намечено, что «образ мира» (или «картина мира»)является «символической знаковой репрезентацией мира, формируемой виндивидуальной психике субъекта на основе усвоения субъектом системыобщественно выработанных значений, закреплённых в языке, предметахкультуры, нормах и эталонах деятельности»69.Такимобразом,образывкачествепсихологическогоявленияформируются в сознании человека при контакте с определённымипредметами/явлениями на основе интеграции данных всех сенсорныхмодальностей. Образ объективен, вторичен по своему источнику (оригиналу)и субъективен по восприятию, способу существования.
Самое простоепонимание понятия «образ страны» есть формируемые в «голове» человекапредставления о какой-либо стране.6869Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – СПБ.: Питер, 2016. С. 289.Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. – М.,1983. С. 251- 261.24В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова термин «образ» имеетследующие толкования: 70 1) в философии: результат и идеальная формаотражения предметов и явлений материального мира в сознании человека; 2)вид, облик; 3) живое, наглядное представление о ком-либо или о чём-либо; 4)в искусстве: обобщённое художественное отражение действительности,облечённоевформуконкретногоиндивидуальногоявления;5)вхудожественном произведении: тип, характер; 6) порядок, направление чеголибо, способ.
Второе значение «образа» в ожеговском словаре трактуется как«икона», представляющая священное изображение лиц или событийбиблейской или церковной истории в христианстве. Но в то же время вкембриджском словаре английского языка слово «икона» (от англ. icon) ещёозначает идол, кумир.71Английские имиджмейкеры используют слово«икона» в значении имидж политика 72 . Тут можно упомянуть понятие«имидж», который широко употребляется как синоним к «образу» вроссийской специальной литературе по пиару.Поскольку тема нашего исследования является междисциплинарной, впроцессе изучения двух понятий «образ» и «имидж» мы встречалимножество их интерпретаций в разных научных материалах.
До сих поробщего понимания этих терминов не было выработано. Опираясь на статьюГравера А.А.,73в которой разработана классификация разнородныхрусскоязычных исследований в сфере страновой имиджеологии, мы имеемнаиболее целостное представление о том, как использовать эти понятия вразных подходах исследованиях: психополитическом, культурологическом,маркетинговом, социологическом, теоретическом, а также в подходе,70Онлайн-версия толкового словаря С. Ожегова. Режим доступа: http://www.ozhegov.com/words/19631.shtml(дата обращения: 06.06.2016).71URL: http://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/icon (дата обращения: 06.06.2016).72Global political iconography: The making of Nelson Mandela, American Journal of Cultural Sociology, Feb.2015, Volume3, Issue 1, p.34-64.URL:http://content.time.com/time/specials/packages/article/0,28804,2046285_2045996_2045906,00.html(датаобращения: 06.06.2016).73Гравер А.А.
Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования // Вестн. Том. гос. ун-та.Философия. Социология. Политология. 2012. №3 (19). С. 29-45.25связанном с функционированием СМИ. Мы с автором статьи сходимся вомнении, что образ страны – это наиболее общая категория, котораяохватывает весь объем представлений страны. Имидж страны в данномслучае является более узким понятием и означает образ, на которыйпытаются воздействовать с целью изменения. Эти два понятия следуетразличать и не всегда можно заменять одно другим. Кроме того, мы считаем,что в изучении понятия «образ страны» нельзя не коснуться ключевогопонятия «стереотип».
Опираясь на разъяснения соотношений между тремяфундаментальными понятиями в имагологии: «стереотип», «образ страны» и«имидж страны», мы предлагаем и собственное понимание: эти понятиянаходятся в логической последовательности: стереотипы - образ - имидж.Стереотип представляет собой важнейший элемент, оказывающий влияниена восприятие образа какого-либо объекта. Имидж – это вид образа,создающийся путём манипуляции тех же стереотипов и сложившихся под ихвлиянием образов.Мы начнём с понятия «стереотип» (от греч. stereos – твёрдый, typos –отпечаток), играющего исключительно важную роль в восприятии образастраны.
С научной точки зрения стереотип рассматривается как социальноеявление. Изучением феномена стереотипа и связанных с ним вопросов ипроблем занимались многие зарубежные и российские учёные: У. Липпман,Е. Френкель-Брунсвик, З. Фрейд, Г. Лебон, С. Канетти, Т. Адорно, К.Г. Юнг,С. Московичи, Ю.А. Сорокин, В.А. Ядов, И.С. Кон, А.А. Тертычный идругие74.Понятие«социальныйстереотип»впервыевведеновоборотосновоположником современной теории массовой коммуникации Уолтером74Психология национальной нетерпимости. Хрестоматия. Составитель Ю.В. Чернявская. – Минск, 1998.URL: http://evartist.narod.ru/text9/13.htm; Лейбин В.М.
Словарь-справочник по психоанализу. – М.: АСТ,2010.; Тертычный А.А. Расследовательская журналистика. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс,2002.; Changing conceptions of conspiracy // Ed. by C.F. Graumann, S. Moscovici. New York etc.: SpringerVerlag, 1987. Р. 1-37.26Липпманом 75 в 1922 году, утверждавшим: «Мы получаем представление обольшинстве вещей до того, как непосредственно сталкиваем с ними» 76 .Человеккультуры.воспринимаетСогласноУ.предметы/явления/мирЛиппману,черезстереотипестьстереотипыегоупорядоченныйкультурный образ, в котором разместились привычки, вкусы способности,удовольствияинадеждыкакого-либонарода,передающиесяпоследовательно и авторитетно из поколения в поколение. Стереотип –формообразующаяединицаобщественногомнения,кристаллизация«эмоционально окрашенных представлений и мнений».
Весьма сложноизменить социальные, имиджевые стереотипы. Лучший способ уничтожитьстереотип – противопоставить ему новый. Западногерманский социолог Т.Адорно предложил свою концепцию стереотипов с позиции психоаналитики.Согласно этой теории, стереотип рассматривается прежде всего как продуктгрупповой деятельности, как готовые формулы, воспринимаемые извне.Однако индивид имеет большие возможности «достройки» общепринятогообраза, придания ему специфических черт 77 .
В.А. Ядов - представительфеноменологическойшколы-считаетстереотипособымклассомэмоционально окрашенных понятий, не смешивая их с предрассудками78.Важнейшим элементом, оказывающим влияние на восприятие образастраны,являютсясоциальныестереотипы.Стереотипысчитаютсяраспространёнными в общественном мнении предвзятыми представлениямио членах различных национально-этнических, социально-политических ипрофессиональных групп; представляют собой основной мыслительныйматериал, на котором строится массовое сознание. В отличии от «образа»,основанного на непосредственном соприкосновении с предметами, стереотипсоздаётся на основе опосредованного восприятия объекта и «начинает75Липпман У.