Диссертация (Метафора как способ развертывания журналистского текста), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Метафора как способ развертывания журналистского текста". PDF-файл из архива "Метафора как способ развертывания журналистского текста", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
О понятии «жанр» в теориижурналистики / Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. —2012. — № 6 (260). — С. 114–117.2Тертычный А.А. Жанры периодической печати. — М.: Аспект Пресс, 2014. — 350 с.3Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост.С.Г. Корконосенко.
— СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. — С. 125–167.51материала»1. В нижеследующих главах как раз и будет предпринята попыткатакого «выведения из тени», попытка продемонстрировать жанровоесвоеобразие журналистских текстов сквозь призму их метафорическойструктуры, каковая в значительной степени сказывается и на спецификижанра. Мы увидим, что каждой группе жанров присуща своя метафорическаясистема и свой характер ее организации.Есливнаблюдаетсяновостныхвтекстахпринципе,метафорическоготоаналитическиеразвертыванияинехудожественно-публицистические жанры все более обогащаются им. Однако между ниминаблюдаются существенные различия. Во-первых, аналитические тексты, какправило,эксплуатируютготовыеметафорическиемодели,ужесформированные медиасредой для анализа ситуации, с тем, чтобы в рамкахэтих моделей осмыслить интересующее журналиста явление. В то же времятексты художественно-публицистических жанров чаще всего создаются наоснове индивидуальных моделей, отражающих уникальное видение автора иегооценку.Во-вторых,аналитическиетекстыпротивопоставленыхудожественно-публицистическим по степени экспансии метафорическихэлементов в текст: зачастую они используются лишь на коротком отрезкетекста, например, для развития отдельного аргумента, но тяготеют кструктурированию всего текстового пространства в публицистике.Впрочем, это уже второе (но не менее значимое) основание дляклассификации – метафорическое развертывание может иметь место дляотдельного фрагмента или целого текста.
В случае фрагментарногоразвертывания может использоваться одна метафорическая модель илинесколько.Последняяситуациянехарактернадляхудожественно-публицистических жанров, в которых, как правило, преобладает однаметафорическаямодель.Здесьработаетдругоеоснованиеделения:метафорическая модель может быть представлена большим количествомотдельных реализаций, либо проявляться лишь на уровне нескольких1Тертычный А.А. Жанры периодической печати. — М.: Аспект Пресс, 2014.
— С. 48.52вхождений (как правило, в сильных позициях текстов). В первом случаепроисходит полное метафорическое развертывание, а отдельные метафорыобразуют композиционную структуру текста, его логический и оценочныйостов, а во втором – метафора превращается в символ, сосредоточивает всебе основную мысль автора, формируя глубинную, а не поверхностнуюструктуру текста.Таким образом, имеет место следующая дифференциальная сетка.Метафорическиорганизованныетекстыделятсяпервоначальнонааналитические и художественно-публицистические, а затем могут бытьклассифицированынаоснованииколичестваиспользованныхметафорических моделей.
Предложенное разделение и диктует структурунижеследующих глав.Кол-во моделей/жанрыОдна ММХуд.-публ. жанрыМонометафорическиехуд.-публ.Аналитические жанрыМонометафорическиетексты аналит. тексты (32%)(26%1)Две и более ММПолиметафорическиеПолиметафорическиехуд.-публ. тексты (16%)аналит. тексты (26%)Любопытно отметить, что сходное разделение метафорических текстовпредлагают и другие авторы, что косвенным образом подтверждает егоправомерность. Так, А.П.
Чудинов выделяет одномодельные тексты,многомодельные, а также тексты, для которых установление доминантноймодели невозможно2. В настоящей работе последний тип не признаетсяметафорически организованным (см. определение), в силу чего естественноне включен в анализ. Что же касается жанрового разделения, то здесь можно1Цифры в скобках показывают процентное соотношение текстов выделенных типов средипроанализированных автором.2Чудинов А. П.
Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Монография / Урал.гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2003. — С. 109–160.53обнаружитьнепосредственнуюперекличкуспсихолингвистическимисследованием, проведенным в русле интент-анализа1. К.И. Алексеев такжевыделяет три типа текстов с существенным влиянием метафорическогоначала: тексты, в которых преобладающей является воздействующаяфункция метафоры, либо моделирующая функция или же тексты, равноэксплуатирующие обе эти функции. Сходную картину можно наблюдать и внашей типологии, поскольку, как будет видно из последующего изложения,первичнойфункциейметафорикивхудожественно-публицистическихжанрах является воздействующая, эмотивная функция, а в аналитических –моделирующая.Перед тем как перейти непосредственно к анализу, сделаем еще двазамечания.Первоеотноситсякраспределениюметафорическиорганизованных текстов в медиапространстве современной России.
Придостаточнонебольшомжурналистскихколичествепроизведениймытакихвидим,текстовчтовобщейвыделенныемассеподтипыдостаточно равномерно представлены в современной периодике. Нескольковыбиваются (в сторону уменьшения количества) полиметафорическиехудожественно-публицистическиетексты,чтовполнеестественно:нагромождение метафор (да и в целом, излишняя образность) мешаютсозданию цельной картины рисуемого явления в сознании читателя,препятствует как рациональному, так и эмоциональному восприятию текста.Второе замечание касается содержательной стороны анализируемыхпроизведений.Речьидетобиходнозначнойидеологическойангажированности, острой оценочности и воздействующей силе. Зачастуюжурналисты,прибегающиекметафорическомуинструментариюприсоздании своих текстов, переходят этические границы, обосновываютоценки, которые не могут восприниматься как однозначные.
Неудивительно,что большинство анализируемых художественно-публицистических текстов1Алексеев К.И. Метафора как средство обозначения интенций в тексте // Слово в действии. Интент-анализполитического дискурса / Под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.Д. Павловой. — СПб.: Алетейя, 2000. —С. 126–146.54принадлежит жанру памфлета. Как известно, «специфику медийнойметафорысоставляетеепрагматическаяинтерактивнаяфункция,проявляющаяся, с одной стороны, в сглаживании острых углов, а с другой —в снижении ответственности за сказанное»1. Именноважнымпредставляетсябезоценочнорассмотретьпоэтому особеннометафорическуюорганизацию медиатекстов, которая и позволяет им быть мощнейшимсредством журналистского воздействия.Далеебудутметафорическипроанализированыорганизованныхсамыежурналистскихпоказательныепримерытекстов, позволяющиенаиболее наглядно продемонстрировать выявленные закономерности.2.1.
Речевая организация полиметафорических текстовКак известно «цель, лежащая в основе решения любой творческойзадачи, определяет выбор жанра»2. Целевые установки аналитическихтекстов заметно отличаются от установок художественно-публицистических.Журналист-аналитик стремится в первую очередь осмыслить, познатьописываемое явление. Отсюда вытекает особая механика метафорическогоразвертывания, которую мы и попытаемся продемонстрировать.Первоначальнобудутрассмотреныполиметафорическиетексты,поскольку в них, как правило, метафорические модели организуют лишьфрагменты текста, на примере которых заметнее существенные особенностиметафорического развертывания.Начнем с небольшого, но достаточно характерного примера – фрагментастатьи Вадима Левенталя в «Известиях» от 9 октября 2014 года, дняобъявления нобелевского лауреата в области литературы.1Стоянова Е.В. Метафора как социокультурно обусловленный медиатекст // Медиатекст какполиинтенциональная система: сб.
статей / отв. ред. Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова. — СПб. : С.-Петерб. гос.ун-т, 2012. — С. 82.2Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост.С.Г. Корконосенко. — СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. — С. 138.55Над решениями Нобелевского комитета, теми, что касаются литературы,все последние годы витает общий дух не столько политизированности, какпринято считать, а скорее — необязательности.<…>То есть так: рассказы Манро блистательны, но правда ли, что старушкунужно было пропустить вперед Филипа Рота, например? И почему именно Манро,когда жив, к примеру, и активно работает Рушди? То есть почему не Рушди, какраз понятно — чтобы не набрасывать на вентилятор мусульманского мирановую порцию «Сатанинских стихов», а вот почему именно Манро — вопрос.Хотя, повторяю, рассказы канадки чудесны.Про сегодняшнего лауреата, увы, не скажешь и этого.
Романы Модиано нехороши и не плохи — разве что отменно приличны. В меру унылы, в меру искусны,в меру традиционны, в меру умны — как политкорректная и толерантнаяшпинатная котлетка; от главной мировой литературной награды ждешь всеже стейк — с кровью или well-done, это уж как придется, но никак неассортимент вегетарианской столовой.Первая расширенная метафора создает запоминающийся образ, спомощью которого автор описывает, как распространяется недовольство висламском мире. Любопытно, что данная метафора может быть прочитана ибуквально: известно, что роман Рушди публично уничтожался (правда, вродебы, ни разу с помощью вентилятора).Вторая развернутая метафора выполняет уже не вспомогательнуюфункцию, а выражает ключевую мысль всей статьи, которая оказывается какбы с двойным острием: во-первых, это оценка романов нового нобелевскоголауреата (которая, между прочим, выражена и неметафорически прямо вэтом же абзаце – из чего можно заключить, что не она является основной дляанализируемой метафоры), а во-вторых – вынесение вердикта всемуНобелевскому комитету, который оказывается, в глазах Вадима Левенталя,неспособным принять справедливое решение не столько из-за отсутствиялитературноговкусауегочленов,сколькоиз-заполитическойангажированности.