Диссертация (Метафора как способ развертывания журналистского текста), страница 13

PDF-файл Диссертация (Метафора как способ развертывания журналистского текста), страница 13 Филология (50675): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Метафора как способ развертывания журналистского текста) - PDF, страница 13 (50675) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Метафора как способ развертывания журналистского текста". PDF-файл из архива "Метафора как способ развертывания журналистского текста", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 13 страницы из PDF

Наша ОПГ уже стала вовсюпокусывать Женовача с его «Студией театрального искусства», их уже КамаГинкас раздражает, им Додин мешает, и это так и есть. Пока живы и в силемастера, катать бездарных подельников на социальном лифте и получать заэто чаевые, не получается так волшебно, как хотелось бы! Поэтому следуетждать всё новых и новых атак на тех, кто что-то знает и умеет.<…>Но Фокин не подвёл.

Никакой социальный лифт никуда не поехал. ОПГрыдает…ПереднамиперваяполовинастатьиТатьяныМосквиной,опубликованной в «Аргументах недели» 18 апреля 2013 года. Т. Москвинаиспользует тот же прием, который мы уже анализировали на примере еетекста про ОТР: подхватывает стертую метафору из уст своих оппонентов ииспользует против них же, развивая и, следовательно, оживляя эту метафору.Коллизия, которую описывает Москвина (атака на профессионализм втеатральной среде), динамизируется за счет введения еще одной метафоры –организованной преступной группировки, – после чего эта коллизия62выглядит как настоящее противостояние реальных людей.

Две этихметафоры и создают коммуникативную перспективу текста, так как именноодномуизучастников«ОПГ»принадлежитметафора,развиваемаяМосквиной. Такое построение позволяет создать эффект полемики, которуюведет автор со своими оппонентами.Дляразвертыванияметафорическоймоделиавторопятьжеэксплуатирует сценарий, который был положен в ее основу: «использованиелифта».

Причем заполняя слоты этого сценария, Москвина актуализирует нетолько ядерные, такие как перемещение до нужного этажа, лифтеры, но ипериферийные слоты – как чаевые лифтеру. Последний необходим ей, таккак во многом проблематика статьи связана с тем, что финансовые вопросыстали превалировать над профессиональными при определении победителя.Вторая половина статьи посвящена уже конкретному перечислениюлауреатов «Золотой маски» с кратким комментарием заслуг каждого из них.В этой части метафоры уже почти не содержатся, то есть в очередной раз мывидим, что к метафорам журналист прибегает в том случае, когда ему нужнопроблематизировать предмет речи или оценить его.

Принимая во вниманието, что рецензия отнесена к исследовательско-новостным текстам1, можноусловно сказать, что там, где преобладает новостное изложение событий,метафора отступает на второй план, а востребованной становится, когдаавтор переходит к исследованию, анализу.

Метафора, как было показано впервой главе – это, в первую очередь, средство познания и оценки, а нефактографирования действительности.Нельзя не отметить метафору, которая появляется в первом абзацестатьи: «…претенциозную самодеятельность, растущую за границамиэстетического поля». Здесь обращает на себя внимание семантическаядвуплановость словосочетания «эстетическое поле», которая появляетсявследствие расширения этой языковой метафоры: у поля появляются1Кройчик Л.Е.

Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Ред.-сост.С.Г. Корконосенко. — СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. — С. 153.63«границы», на нем может «расти самодеятельность» и таким образом сквозьобщепринятое переносное значение этого слова начинает просвечивать еговнутренняя форма, актуализируется прямое значение. Такое явлениехарактерно для поэтического языка. «Для того чтобы это слово могло иметьтакой образный смысл, создаваемый им образ должен в самом себе, вкачестве снятого момента, сохранять еще и первоначальное, буквальноезначение слова, потому что в противном случае не возникает указанногоотношения как специфически художественного момента»1.Вообще о проблеме оживления метафор и языковой игрывжурналистике стоит поговорить отдельно.

Данный процесс широкораспространен как в художественной, так и в публицистической речи,вследствие чего его основные механизмы довольно хорошо изучены.Оживление языковых метафор, как правило, происходит за счет расширенияметафорического контекста, то есть метафорическое слово связывается сдругими словами предложения через свое утраченное прямое значение, а нечерез косвенное. Простейшим примером является согласование языковойименной метафоры с глагольной. «Дороги завяжут транспортным узлом».Образностьноминативнойметафоры«транспортныйузел»восстанавливается благодаря использованию глагола «завязывать», которыйсочетается с прямым значением слова «узел», которое вновь становитсясемантически двуплановым.

Показательным в этом отношении является тотфакт, что прием оживления стершихся метафор частотен в заголовочныхкомплексах, которые должны останавливать на себе внимание читателя.Объясняется это еще и тем, что реактуализация прямого значения слова, каки любая многозначность, может служить основанием языковой игры.«Лежачих полицейских» бьют». В данном предложении номинативнаяметафора контаминируется с прецедентным текстом, который обогащаетвесьзаголовокдополнительнымисмысловыми1оттенками.ИменноВинокур Г.О. Об изучении языка литературных произведений // Винокур Г.О. О языке художественнойлитературы — М.: Высш.

шк., 1991. — С. 53.64возможность игры с прямым значением стершейся метафоры привлекаетжурналистов к этому приему. «Что если есть какой-то конфликт, с нимможно обойтись двумя способами: либо плюнуть, и он потухнет. Либоподуть — и он разгорится». Неожиданное совмещение двух метафорактуализирует прямое значение каждой из них, порождая эстетическийэффект.Языковая метафора оживляется автоматически, если в высказыванииречь идет о той реалии, которая послужила источником данной метафоры.«75-минутнаяисторияэлектрическойлампочкипонакалу страстейсопоставима с многочасовыми ютьюбовскими роликами о заговоре 11сентября».Разумеется, любая речевая деятельность, особенно оперирующаяметафорикой, является творческим процессом и не может быть логическиисчислена.Однакодостижениякогнитивнойлингвистикипозволяютговорить о большей или меньшей степени вероятности появленияконкретного способа оживления языковых метафор.

Соответственно,оживлениеязыковыхметафорпроисходитпутемреактуализацииметафорической модели, обращения к ее неиспользованным сторонам. «Моигорящие глаза зажигали людей, отказать было совершенно невозможно».Метафорическая модель «глаза подобны огню», стоящая за языковойметафорой «горящие глаза», также порождает метафору «глаза зажигали», ивместе они усиливают воздействующую силу высказывания.Таким образом, можно говорить о том, что языковые метафоры, так жекак и художественные, могут выполнять эстетическую функцию в случае,если актуализируется их прямое значение. В основном это достигаетсяпосредством изменения привычной сочетаемости метафорического слова.Определенные ограничения на эти изменения накладывает метафорическаямодель.

Оживление стертой метафоры – это всегда языковая игра, безкоторой немыслимо настоящее журналистское творчество.65ПодводяпромежуточныеАналитическиетексты,итоги,нужноорганизованныесотметитьследующее.помощьюнесколькихметафорических моделей, в основном представлены исследовательсконовостными жанрами, в частности, заметное место среди них принадлежитжанру рецензии.Однойизхарактерныхособенностейполиметафорическиханалитических текстов с точки зрения использования метафор является то,что акцент делается на объекте, а не источнике метафоризации. Журналист,пытаясь подобрать верное метафорическое описание, как бы примеряет кпредмету своей речи разные метафоры.

Отсюда зачастую и проистекаетстремление журналиста к многомодельной организации текстов. В итогехарактерна ситуация денотативной связанности моделей. Однако возможна идругаяситуация:мотивируетсяиспользованиеналичиемвнесколькосознанииавтораметафорическихотчетливогомоделейразделениямакротемы на несколько микротем, каждая из которых развивается спомощью отдельной метафорой.

Тем не менее, эти модели все равнообязательно вступают во взаимодействие на уровне подтекста, образуясемантическую связность всего текста.2.2.Речевая организация монометафорических текстовЖурналистские произведения этого подтипа встречаются чаще тех,которые были рассмотрены выше. Возможно, это объясняется тем, что ихархитектоника несколько проще.

Но и сама журналистская задача здесь, какправило, другая. Если тексты первого подтипа направлены, в первуюочередь,наоценкуконцептуализацииситуации,какого-тотоэтифрагментачащеслужатсредствомдействительности,егоаналитического рассмотрения. Хотя, разумеется, оценочность сохраняется издесь. Именно к текстам этого подтипа в полной мере применима общаяхарактеристика аналитических жанров: «Общими для всех аналитических66жанровявляютсяповышенныетребованияклогическойцельностиконструкции, к концептуальной выраженности мысли автора. Цель их –привлечь читателя в единомышленники, т.е. активные соратники по самомупроцессу мышления»1.

Как мы увидим дальше, эти требования с успехомвыполняются посредством развернутой метафоры.Развертывание метафорической модели может осуществляться на какомто одном отрезке текста или на нескольких. Для начала обратимся кпримерам, где развёртывание имеет место только в одной части статьи (какправило, это ее начало).Поколение nextГосударство перенесло пенсионный дефолт на 2014 годГосдума одобрила поправки в пенсионное законодательство, которые ужеокрестили «большим компромиссом». Накопительная часть пенсионной системыбудет похоронена. Но не сразу: весь следующий год она будет биться в агонии.Рольмогильщикауготованасоциальномублоку правительства.Негосударственные пенсионные фонды тоже готовятся «предать земле».Это заголовок, подзаголовок и первый абзац статьи КонстантинаУгодникова в 49-м номере «Итогов» от 3 декабря 2012 года.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее