Диссертация (Стратегии социального конструирования маскулинной идентичности в условиях виртуализации общества), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Стратегии социального конструирования маскулинной идентичности в условиях виртуализации общества". PDF-файл из архива "Стратегии социального конструирования маскулинной идентичности в условиях виртуализации общества", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Возникновение и развитие гендерных исследований. С. 47.; Здравомыслова Е., Темкина А.Социальное конструирование гендера: феминистская теория. С. 148.96Киммел М. Гендерное общество. С. 176.9526воздействия на индивида. В детстве, когда основными агентами социализацииявляются родители, контролирующие социальное окружение ребенка извне, егоконтакты ограничены и информацию о моделях и ролях, соответствующих егогендеру, он черпает исключительно из семьи97. Именно родители задают системустандартов, являясь проводниками информации о соответствующих ролях,моделях, типах поведения, принятых в обществе. Со временем влияние родителейослабевает и в процесс социализации вовлекаются другие агенты – учебныезаведения, учителя, сверстники, литература, СМИ98.Одна из важных теорий, оказавших глубокое влияние на развитие взглядов оформированиимужскойиженскойгендерныхидентичностей,быласформулирована Зигмундом Фрейдом в рамках психоанализа99.
Фрейд полагал, чтомужчины и женщины проходят через различные стадии психосексуальногоразвития, посредством которых они овладевают нормальной, соответствующей ихполу,гендернойидентичностью.Нетолькоанатомическиеособенностипредставителей обоих полов, но и связанные с этими особенностями условияпереживания разного опыта в детском возрастеконституируют формированиеразличных типов личности. Фрейд выделяет три фазы психосексуального развитияиндивида: оральную (до 1 года), анальную (1-3 года) и генитальную (4-6 лет).Каждой из этих стадий соответствуют свои внутренние проблемы, от успешногоразрешения которых зависит психическое состояние индивида во взросломвозрасте. Чрезвычайно важной является генитальная фаза, вызванная проявлениеминтереса ребенка к своим половым органам и обнаружению различий в половыхорганах людей, противоположного ему пола.
Мальчики и девочки переживают этустадию по-разному. Мальчик начинает идентифицировать себя с отцом наосновании наличия пениса и испытывать бессознательное влечение к матери,которая о нем заботится. Отец становится соперником в борьбе за обладаниевниманием матери («Эдипов коплекс»). Однако влечение мальчика к материГрадскова Ю.В.
Гендерная социализация. М., 2005.С.123.Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2004. С.52.99Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности. М., 1989.979827ослабевает по мере знакомства с женской анатомией, отсутствие пениса видитсяему результатом кастрации. Страх быть кастрированным отцом за излишнююблизость с матерью («Комплекс кастрации») ведет к болезненному процессупреодоления эмоциональной зависимости от матери, в ходе которого мальчикутверждает свою маскулинность.
Девочка также испытывает эмоциональную связьи близость с матерью до момента обнаружения у себя отсутствия пениса, чтоприводит к ощущению ущербности и неполноценности («Зависть к пенису»). Сэтого момента она отвергает мать, которая не наделила ее столь важным органом ипереносит любовь на отца («Комлпекс Электры»100). Именно анатомическоеотсутствие пениса у женщин, выраженное в известном изречении Фрейда«Анатомия – это судьба», видится ему источником женской пассивности,безвластности, низменных интересов и социальной некомпетентности.ТеорияФрейда явилась не толькообъектом критикирадикальныхфеминисток (С.Файрстоун, Б.Фридан, К.Миллет), но и была пересмотрена идополнена в рамках феминистского психоанализа (Н.Чодороу, К.Гиллиган,К.Хорни).
Н. Чодороу разрабатывает концепцию «воспроизводства материнства» набазе психоаналитической теории Фрейда с акцентом на генитальной стадии, накоторой происходит разрыв эмоциональной связи и отдаление ребенка от матери101.Как утверждает Чодороу, дети – и мальчики, и девочки, – изначальноидентифицируют себя с матерью, поскольку она является первым и главнымчеловеком, осуществляющим заботу, уход и воспитание за ребенком. Генитальнаястадия играет более значимую роль в развитии ребенка мужского пола, посколькуименно на этой стадии самоидентификация мальчика должна смениться от материкотцу.Данноепреодолениепредставляетсязатруднительнымввидуопосредованного и нерегулярного общения с отцом и отсутствия эмоциональныхсвязей с ним.
Поскольку матери относятся к мальчикам иначе, чем к девочкам,ввиду их «инаковости», «друговости», мальчики вырастают эмоциональносдержанными100101иотрицаютпроявлениялюбви.ИменночерезДанное обозначение введено в научный оборот К.Г. Юнгом.Чодороу Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола. Минск, 2000.отрицание28идентификации с матерью, отказа и обесценивания всего женственного, мальчикобретает мужскую идентичность и утверждается в статусе мужчины.
По словам М.Киммела,«мужскоедоминированиетребуетмаскулиннойдевальвацииженского»102. Развитие же девочек проистекает в тесном эмоциональном контакте сматерью и другими женщинами, в ходе которого девочка узнает, что значит бытьженщиной и усваивает соответствующий «способ ориентировки в повседневнойжизни, примером которого служат взаимоотношения с наиболее близкимчеловеком»103.Существующиевобществеразличиямеждуролямиивозможностями мужчин и женщин видятся Н. Чодороу следствием функцииматеринства и обеспечения ответственности за детьми, лежащие на плечахженщины.
Именно через материнство семья утверждается в том виде, в котором мыпривыкли ее видеть – женщины вытесняются из общественной сферы ипомещаются в сферу приватную; мужчины же осуществляют управлениесоциальными институтами и, таким образом, воспроизводят свое господство:«развитие мужчины происходит в семье, где женщины осуществляют функциивоспитания («материнства»), а отцы, в общем-то, не забоятся о ребенке и неучаствуют в семейной жизни, а также в обществе, характеризуемом неравенствомполов и идеологией мужского превосходства»104.Согласнотеориикогнитивногоразвития,предложеннойЛоуренсомКолбергом, дети от рождения являются гендерно-нейтральными субъектами,врожденныеразличиямеждукоторыминенастолькосущественныкаквпоследствии приписываемые обществом гендерные различия.
Информация,получаемая детьми из окружающего их мира о нормативном поведении, интересах,ролях соответствующих их гендеру, помещается в определенные «гендерныесхемы», позволяя детям интуитивно причислять себя к тому или иному гендеру врамках обнаруживаемойдихотомии «мужское/женское».Гендерные схемы,структурирующие знания и представления о гендере, в конечном итоге, ведут кКиммел М. Гендерное общество. С. 128.Чодороу Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола.
С. 34.104Там же. С. 40.10210329формированию гендерных стереотипов в более взрослом возрасте105.Теория Л. Колберга подвергается критике за то, что не уделяет вниманиявлиянию факторов воспитания и социального воздействия106. Рассматривая детей вкачестведеятельностныхсубъектов,получающихгендерно-маркированнуюинформацию и самостоятельно определяющих ее как соответствующую илинесоответствующую своему гендеру, Колберг не принимает в расчет влияние извне,оказывающее воздействие на формирование и последующую трансформациюидентичности личности107.Преодолеть противоречия в предзаданной системе характеристик и качеств,составляющих традиционные представления о мужской и женской гендерныхидентичностях,попыталасьамериканскаяисследовательницаСандраБем,представив концепцию андрогинии. Согласно данной концепции, и мужчины, иженщины могут обладать как традиционно ассоциируемыми с их поломкачествами, так и характеристиками, прямо противоположными их половойпринадлежности.
По мнению С. Бем, наличие как традиционно мужских, так иженских качеств в индивиде позволяет преодолеть стереотипы, связанные сидеалами маскулинности и фемининности, закрепленными в социуме, повыситьсоциальную адаптивность личности, ситуативную гибкость и коммуникативныенавыки. Позднее, модель андрогинии была подвергнута критике, посколькувиделась «как, скорее, своего рода размытая индивидуальность без личностныхчерт, чем синтез лучших качеств обоих полов»108.Гендернаяидентичностьявляетсямногокомпонентнымпроцессом,включающим в себя психо-сексуальное развитие, обучение и приверженностьсоциальным ролям, формирование сексуальных предпочтений109, обретениекоторой начинается посредством социализации и продолжается в течениежизненного цикла индивида, видоизменяясь и трансформируясь под воздействием105Kohlberg, L.
A. A cognitive-development analysis of children's sex-role concepts and attitudes. Stanford,CA.,1966.106Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии //Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С. 163.107Бем С. Л. Линзы гендера.