Диссертация (Стратегии социального конструирования маскулинной идентичности в условиях виртуализации общества), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Стратегии социального конструирования маскулинной идентичности в условиях виртуализации общества". PDF-файл из архива "Стратегии социального конструирования маскулинной идентичности в условиях виртуализации общества", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Во-первых, это деятельностьсетевых агентов, задающих рамки и границы символического и содержательногонаполнения тематических виртуальных сообществ, конструируявиртуальныймужской образ. Во-вторых, это поведение пользователей, которые конструируютмаскулинную идентичность посредством использования ряда дискурсивныхстратегийвходевиртуальноговзаимодействия.В-третьих,это16медиапространство, где дискурсивно формируются ориентиры, критерии играницы маскулинности.4.Конструированиемаскулиннойидентичностиввиртуальныхсообществах социальной сети осуществляется через определенный наборстратегий, применяемых мужчинами в процессе коммуникации.
Такимидискурсивнымистратегиямисталипроекция,интеллектуализация,рационализация, регрессия, конформизм и смешанный механизм, каждой изкоторых соответствует особый набор структурных компонентов. Виртуальныйхарактер коммуникации позволяет мужчинам по-разному выражать, проявлять иутверждать свою идентичность, используя те или иные стратегии, определенныекомпоненты которых являются недоступными для них на уровне повседневности.В отличие от пространства социальной реальности, где люди придерживаютсяопределенной модели коммуникативного поведения, посредством которой ониоднозначно проявляют свою гендерную идентичность, в Интернет-пространствепроисходит конструирование собирательной модели идентичности, основаннойна использовании и смешении компонентов из разных стратегий.Теоретическая и практическая значимость исследованияТеоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, чтоона дает представление о механизмах социального конструирования гендернойидентичностиввиртуальномпространстве,образуемомсетевымикоммуникациями пользователей Интернета.
Предложенные в диссертационнойработе методологическая модель анализа стратегий конструирования виртуальноймаскулинной идентичности и методика эмпирического исследования могутпослужить основой для дальнейшего изучения процессов формированиягендерных идентичностей в условиях виртуализации общества.Практическая значимость диссертационного исследования определяетсявозможностью использования его материалов при разработке рекомендацийспециалистамсообществахповуправлениюсоциальныхконтентомсетях.втематическихПолученныерезультатывиртуальныхмогутбытьиспользованы для подготовки учебных курсов по социологии коммуникации и17гендерной социологии.Апробация результатов диссертационного исследованияОсновные положения диссертационной работы были представлены авторомв рамках проведения: Всероссийской научно-практической конференции VIIIКовалевские чтения (Санкт-Петербург, 2013), V (Прага, 2014) и VI (Прага, 2015)международнойнаучно-практическойконференции«Теорияипрактикагендерных исследований в мировой науке», VIII международной научнопрактическойконференции«Современнаянаука:тенденцииразвития»(Краснодар, 2014), VI (Липецк, 2014) и VII (Липецк, 2015) Всероссийской научнойконференции с международным участием «Общество.
Гендер. История», IIIмеждународнойнаучно-практическойконференции«Социально-культурныеинституты в современном мире» (Прага, 2015).По теме диссертацииопубликованы 13 научных работ, из них 3 статьи в изданиях, рекомендованныхВАК РФ.Структура работыДиссертация состоит из введения, двух глав, заключения, спискалитературы, включающего 151 источник, 6 приложений. Общий объем работысоставляет 225 страниц.18Глава 1. Маскулинная идентичность как социокультурный конструкт1.1. Теоретико-методологические подходы к рассмотрению гендераПомещение всех объектов социального мира в рамки бинарных категорийявляется неотъемлемым условием функционирования социальной реальности.«Тело/разум», «природа/культура», «мужчина/женщина» являются примерамиподобных бинарных категорий, обретающих смысл и существование лишь вотношениях оппозиции друг к другу. При этом две категории не просторассматриваются как разделенные и противоположные, они также помещены виерархию, в которой одна обычно выступает позитивной, приоритетной, а другаянегативной, отрицательной или, по крайней мере, менее значимой.
Таковойявляется оппозиция «мужчина/женщина». Мужчинам и женщинам приписываютсясимволические характеристики, ассоциации с нематериальными по своей природеявлениями. Так, мужское (маскулинное) отождествляется с рациональным,активным, сознательным, созидательным, духовным началом; женское же(фемининное)являетсобойпассивное,чувственное,эмоциональное,разрушительное, греховное, природное начало. Данные ассоциации, наделяясимволическим смыслом мужское и женское, были призваны подчеркнутьприоритетность одного пола по отношению к другому, мужского по отношению кженскому, что, в конечном счете, ведет к осознанию и принятию «определенной«политической» идеи о том, что то, что делают женщины, в культурном смысле нестоль важно, как то, что делают мужчины»83.
Идея первичности, значимости,превосходства мужчин и всего мужского проходит красной линией сквозь всюисторию Западной цивилизации, начиная с рефлексии античных философов изаканчивая работами современных исследователей в рамках ряда гуманитарныхнаук: философии, психологии, социобиологии.В западной теории долгое время, вплоть до середины ХХ века,доминировала концепция, согласно которой различия и неравенство в позициях,83Киммел М. Гендерное общество. М., 2006.
С. 13.19статусах, занимаемых мужчинами и женщинами в социуме, выполняемыми ролямии функциями в приватной сфере, считались естественными, производными от ихвнутренней биологической природы. Данная концепция получила названиебиологический детерминизм, или эссенциализм.Приверженцы биологическогодетерминизма все многообразие проявлений неравенства между мужчинами иженщинами видели исключительно в их анатомо-физиологических особенностях.Биологический пол выступал первопричиной и основанием установленияиерархического ранжирования людей в социуме.Как отмечает австралийский социолог Р.Коннелл, идеология естественных,половых различий составляла основу популярной в 70-е годы эволюционнойтеории, спекулировавшей на идее обладания мужчинами и женщинами различнымичертами и характеристиками, сформированными в ходе эволюционного процесса вцелях обеспечения выживания человеческого рода84.
Согласно данной теории,мужчины вместе с Y- хромосомой унаследовали склонность к агрессии,соревновательности, политической активности, иерархии, территориальности,промискуитету и проявлению силы. Женщины же, напротив, генетическизапрограммированы на заботу о выживании потомства, сострадание, обладаниесильным материнским инстинктом. Именно стремление к выживанию напротяжении всего процесса эволюции закрепило за мужчинами функцию охотника,а за женщинами, ввиду физиологических особенностей и репродуктивнойспособности, функцию эмоциональной заботы, ответственность за выполнениедомашних дел и обязанностей.
Как справедливо указывают феминистки, еслиразличия носят эссенциалистский, «природный» характер, то очень мало илипрактически ничего нельзя сделать для изменения существующего положениявещей. Однако антропологи и конструктивисты, даже столь безупречную вбиологическом смысле эволюционную теорию рассматривают сквозь призму«социального недоверия»: в их трактовке «материнский инстинкт», например,является не универсальной и устойчивой, а, напротив, адаптивной и социально84Connell R. W.
Making gendered people. Bodies, identities, sexualities. Revisioning gender. Thousand Oaks,CA [etc.], 2000. P. 451.20изменчивой стратегией85.Исследования,проведенныеучеными-психологами,социологами,антропологами, а также рост феминистского движения и нарастающий гендерныйдискурс все сильнее подрывали основы биологического детерминизма и указывалина то, что лишь биологическими особенностями, дифференцирующими мужчин иженщин, невозможно объяснить все социальные и культурные ситуации и явления.Противникиконцепциибиологическогодетерминизмазадавализакономерные вопросы, ответить на которые с позиции биодетерминизма непредставлялось возможным. А именно, почему образцы маскулинности ифемининности варьируются от культуры к культуре? Почему в одних обществахроли, выполняемые мужчинами и женщинами, отличаются от ролей, выполняемыхв других обществах? Почему мужчины обладают большими возможностямидоступа к общественным ресурсам и властными полномочиями по сравнению сженщинами?Первыми на эти вопросы пытались дать ответ антропологи и, в частности,Маргарет Мид, изучавшая примитивные общества Новой Зеландии.
До началапроведения этнографического исследования, Мид была убеждена в существованиикоренных различий между мужчинами и женщинам, делавших их пригодными длявыполнения определенных ролей в социуме. В ходе изучения образов жизни имоделейповедениячленовтрехплеменНовойЗеландии–арапешей,мундугуморов, чамбули, – Мид пришла к выводу, что многие из черт и типовповедения, ассоциирующихся в западном обществе с мужчинами и женщинами, неявляются универсальными и повсеместными, а, следовательно, не укладываются врамки биологически предзаданных программ. К примеру, племя арапешейотличалось добродушием, миролюбием, заботливым и трепетным отношением кдетям и всему живому, категорическим неприятием войн и любых проявленийагрессии.
У членов племени отсутствовала четкая дифференциация ролей: имужчины, и женщины занимались садоводством, заботой о росте потомства и ихвоспитанием. Другое племя, мундугоморы, представляли собой племя каннибалов,85Lorber J., Moore L. J., Gender bodies: feminist perspectives. Los Angeles, CA, 2007. P. 18.21отличавшихся жестокостью и агрессивностью, культивировавшихся у членовплемени с самого рождения, сексуальной ракрепощенностью, неприязнью поотношению к детям, ревностью, высоким уровнем конкуренции между разнымипоколениями мужчин (отцами/сыновьями). Члены племени неимели четкодифференцированных половых ролей – и мужчины, и женщины занимались охотой,вели военные действия с другими племенами и избегали выполнения родительскихобязательств по заботе и уходу за детьми.
Наконец, третий народ – чамбули – посравнению с двумя предыдущими, имел ярко выраженное распределениегендерных ролей между членами племени, хотя и прямо противоположноезападным представлениям о предназначениях и функциях мужчин и женщин.Женщины племени занимались внешней деятельностью – охотились, велиторговлю, объединялись для защиты от внешней угрозы, обладали властнымиполномочиями; мужчины же племени вели праздный образ жизни, проводя время взаботах о себе, наряжаясь, подготавливая и проводя праздничные церемония,сплетничая.Проведенное Маргарет Мид исследование, отраженное в работе «Пол итемперамент», позволило сделать вывод о том, что те роли, которые обществопредписывает выполнять мужчинам и женщинам, те смыслы, которые оновкладывает в образы маскулинности и фемининности, есть ни что иное каккультурно вариативные значения.Большинство фундаментальных теорий, в том числе и популярный в 60-егоды ХХ века полоролевой подход (теория половых ролей), сформированныйТолкоттомПарсонсомврамкахструктурногофункционализма,имелиограниченное понимание гендера.