Диссертация (Социально-исторический процесс экологическое измерение (социально-историческая экология)), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социально-исторический процесс экологическое измерение (социально-историческая экология)". PDF-файл из архива "Социально-исторический процесс экологическое измерение (социально-историческая экология)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
С этого времени начинается истинная глобализация человеческой жизни.Размывание экосистемных сообществ и образование глобальных связей небыло исключительным благом. Биосферность не является синонимом бережногоотношения к природе или улучшения качества жизни для всех. Скорее, наоборот.Природа подверглась глубокой перестройке и была последовательно интегрирована в общество, перестав существовать как независимая сила. Окружающий мир,целостный и самодостаточный, был низведен до дискретных ресурсов, извлекаемых по отдельности.
Земля, некогда служившая человеку домом, в результате рыночной мобилизации отделилась от человека и превратилась в товар (Поланьи,2002, с.199-200).Люди срывались с насиженных мест и втягивались в глобальную экономику. Многие из них, лишившись относительной надежности существования в экосистемных мирках, в биосферных обществах заняли периферийное положение,поскольку их потребности ограничивались бедностью. Глобализация, лежащая воснове формирования биосферных обществ, несет с собой маргинализацию не32только для некоторых стран и регионов, но и для многих людей (Bhalla, 1998;Rifkin, 1991, р.42; 2000).
С другой стороны, биосферные общества, динамичные иэффективные, впервые создали условия для значительного накопления материальных и духовных ресурсов и для развития человека.Будучи продвинутым культурным типом, общества, основанные на промышленности и коммерции, распределены по широкому диапазону природноклиматических условий и связаны с большим культурным разнообразием (Sahlins,1963, р.145).
Используя ресурсы обширных территорий, они не зависят от природных изменений, происходящих в локальных экосистемах. Равновесие, устанавливающееся между численностью и организацией, характеризует открытость инесамодостаточность обществ. Широкие обмены и торговля позволяют поддерживать ресурсную базу. При этом открытые общества оказываются уязвимы клюбым изменениям политической и социально-экономической обстановки в других обществах и в мире в целом (McNeill, McNeill, 2003, р.262).Пространством существования, деятельности и влияния каждого биосферного общества становится глобальная экосистема, или биосфера. Биосферные люди – это «люди мира». Они могут перемещаться в пределах всего земного шараили занимать ограниченную географическую территорию.
В первом случае людиидут к миру, во втором – мир идет к ним: дополнительной высококачественнойэнергией, перехваченной у других обществ; продуктами, выращенными на другомконце планеты; товарами, произведенными в рамках международного разделениятруда; информацией. Важным является не масштаб географической мобильностибиосферных людей, а масштаб и глубина преобразования ими окружающей среды.Биосферные люди отошли от предметного манипулирования окружающиммиром и начали переделывать его на уровне молекул и атомов. В промышленномпроизводстве человек заменил природу в качестве основной созидающей силы.Он стал искусственно воспроизводить определенные физические и химическиепроцессы и целесообразно направлять их.
Позже, осуществляя неорганический иорганический синтез, люди научилисьсоздавать химические соединения, не33имеющие природных аналогов. Тем самым был достигнут мыслимый предел власти человека над неживым веществом планеты.В отличие от агроценозов, индустриально-городские экосистемы являютсяполностью искусственными образованиями. Здесь люди перестали подражатьприроде и занялись созданием того, чего в ней еще не было. Принципиально новыми оказались как технологические процессы, так и продукты. Получение чистых химических веществ, сплавов и новых соединений и производство предметов из них последовательно увеличивали способность человека контролироватьокружающий мир.
Длительная адаптация сменилась господством, приспосабливающим природу к потребностям человека.Рукотворный мир составил артеприродную среду (Реймерс, 1994, с.287).Грандиозная и упорядоченная, она воплотила в себе систематический и дисциплинированный труд многих людей. Эта новая среда радикально отличалась отвсего существующего в природе и от того, что человек мог сделать со своей средой прежде.
Артеприродная среда была чужда более раннему природному окружению на самом элементарном уровне. В отсутствии непрерывного искусственного обновления она разрушалась, не способная не только к самовосстановлению,но и к самоподдержанию. Дав человеку новую власть над веществом, мир вещейпревратил его в своего раба, требуя непрерывного приложения сил и затрат времени.Большинство технологий промышленного производства являются линейными процессами.
Они вытеснили круговороты вещества, свойственные природным системам, породив две взаимосвязанные проблемы: истощение ресурсов иобразование отходов. Доля органики в отходах постоянно уменьшалась, так чтоони превращались в мусор, не имеющий хозяйственной ценности (Сильги К. де,20011, с.7,8). Синтетические материалы, имеющие длительные сроки биологического разложения или не разлагающиеся вовсе, лишь усугубили ситуацию.
Многие изменения в экосистемах, вызванные линейными технологиями, оказались необратимыми и обрели глобальные масштабы. Как справедливо отмечает БарриКоммонер, одна из главных проблем современного человечества заключается в34том, что мы разомкнули круг жизни (Коммонер, 1974, с.9). Со временем удельныйвес линейных технологий возрастал, свидетельствуя о быстром проживании человеком основного капитала природы.Одно из наиболее фундаментальных различий между биосферными и экосистемными обществами связано с энергией, в частности, с ее объемами и формами.
Первоначально изменения коснулись объема: энергии стало больше.Научившись перехватывать ее у других биологических видов, люди затем освоили то, как, выстроив иерархии, перераспределять энергию между обществами имежду социальными группами общества. Социальное перераспределение энергииначалось тогда, когда одни люди получили возможность использовать овеществленный труд других людей, грабя, завоевывая, торгуя, колонизируя или эксплуатируя собственное население.
Но бóльшая часть энергии черпалась из сельскогохозяйства, то есть, общества по-прежнему зависели от биомассы. Все изменилосьс новыми формами энергии, трансформировавшими энергетические основы биосферных обществ.Промышленная революция сделала основным источником энергии ископаемое топливо, представлявшее собой энергию фотосинтеза, накопленную за прошлые геологические эпохи. Новые энергетические источники были немногочисленными, концентрированными и невозобновляемыми. Они определили кластерную форму расселения людей в индустриальных обществах.Массовое промышленное производство, сменившее ремесленное изготовление вещей, более не зависело от медленной скорости биологических процессови лимитировалось только доступностью и дешевизной каменного угля, нефти илиприродного газа.
Живые энергетические конвертеры уступили место всевозможным двигателям. Производство энергии и человеческое мастерство, прежде соединенные в самом ремесленнике, отделились друг от друга. В результате сампроцесс производства становился все более обезличенным (Mumford, 1938, р.112).Использование ископаемого топлива дало обществам громадное количествовысококачественной энергии. Ее изобилие привело к развитию внешних энергопотребностей, их диверсификации. Теперь бóльшая часть производимой энергии35шла не на восстановление и воспроизводство рабочей силы, а на промышленноепроизводство, строительство, функционирование средств транспорта и связи, расходовалась на разнообразные бытовые нужды. Кроме того, энергию, производимую двигателями не из плоти и крови, не нужно было использовать непосредственно и немедленно.
Это открыло возможности запасать ее, а также перераспределять в пространстве и во времени.Эволюция источников и конвертеров энергии – от наполненных ветром парусов и энергетически ценных пищевых культур Нового Света до парового двигателя, электрического генератора и атомного реактора – отражает растущую энерговооруженность биосферных обществ.
Производство энергии на душу населениявпервые начало опережать рост самого населения. Появилась возможность реализации широких социальных программ, призванных существенно улучшить качество человеческой жизни. С другой стороны, потребление «неживой» энергии заложило основы колоссального неравенства между странами и регионами планетыи между разными социально-экономическими группами населения.Одновременно с ростом энерговооруженности усиливалась зависимостьчеловека от экосистем с отсроченным возмещением, движимых топливом. Производство высококачественной энергии сопровождалось образованием диссипативных структур.
Богатые и сложные общества, будучи сами хранилищами порядка,превратили в океан беспорядка обширные области планеты, сделав целые регионы мира своей монокультурной периферией или переложив на них издержки собственного развития. В связи с исчерпаемостью ископаемого топлива возниклапроблема поиска альтернативных источников энергии, а его масштабное сжигание привело к загрязнению глобальной атмосферы парниковыми газами (Новожилова, 2008b, с.60-61).Технологическая культура биосферных обществ пространственно экстенсивна. Ей внутренне присущи расширение, преодоление фронтиров и завоеваниепространства.