Диссертация (Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств". PDF-файл из архива "Проблемы современного скандинавского общества в условиях развитых социальных государств", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
К 1980-м гг. в стране остро всталвопрос,касающийсякризисныхявленийвгосударствевсеобщегоблагосостояния – при резком возрастании социальных расходов качествопредоставляемыхтрадиционнаяуслугсущественногосударственнаяснизилось.политикаВНорвегиирезультатеначалаэтогоширококритиковаться исследователями социального государства.Современного норвежское государство является достаточно богатойстраной, имеющей относительно равномерное распределение благ междуразными слоями населения. Стремительный экономический рост не сталпричинойрасслоенияперераспределяетподдержанияблага,стабильнообщества.атакжевысокогоГосударственнаявластьграмотнопроводиткачественнуюполитикууровняблагосостоянияграждан.Нефтедобыча открыла перед Норвегией многие возможности, а основной изпроблем поддержания благосостояния, является зависимость страны отприбыли, получаемой с нефти.36Согласно «норвежской модели», в стране является хорошо развитымобщество гражданского благосостояния, в котором государству отводитсясущественная роль в обеспечении безопасности и достойного уровня жизниграждан.
Последние при этом располагают множеством прав, а государство неосуществляет жесткий контроль над доступом к общественным благам. Кроме35Esping-Andersen, G. Stagnation and Renewal. The Rise and Fall of Social Policy Regimes / G. Esping-Andersen,L. Rainwater, M. Rein as coeditors. New York: M. E. Sharpe, 1987. p.
211.36Esping-Andersen, G. Social Class, Social Democracy and State Policy. / G. Esping – Andersen, Copenhagen: NewSocial Science Monographs, 1980. – p. 174.36того, гражданам определена достаточно высокая роль в процедуре принятияразличных по уровню управленческих решений.Прочноеукреплениегосударствавсеобщегоблагосостоянияпроизошло в скандинавских странах в послевоенный период, однако развитиееговНорвегии,впервуюочередь,обуславливалосьстановлениемнационального государства, произошедшим после выхода в 1905 году изсостава Шведского Королевства. Данный процесс благоприятно отразился наэкономическомсостояниистраны,врезультатечегоувеличиваласьпокупательская способность различных групп населения, что привело ксозданию социального баланса.Ранее отмечалось, что «скандинавская модель» в первую очередь,отличается институциональностью, т.
е. большинство услуг и благ,воспринимающиеся как объекты гражданских прав, предоставляются науниверсальной основе. Согласно одному из авторитетных мнений, основнаязадача осуществления политики всеобщего благосостояния в скандинавскихстранахпомимообеспечениявыживаниябеднейшихслоевграждан,заключается в формировании элитарного слоя общества. Согласно Г. ЭспингАндерсену,скандинавскиебольшинствесвоемгосударстваявляютсявсеобщегоблагосостояниясоциально-демократическими.вАктивноеразвитие политики в социальной сфере началось в послевоенный период,однаков90-хгг.ХХстолетиявсечащевозникалитребованияприватизировать услуги, которые относились к государственному сектору, атакже максимально снизить государственное участие в принятии решений,связанных с проблемами наименее защищенных слоев населения.
37Согласноконцепциинорвежскогогосударствавсеобщегоблагосостояния, сама страна должна играть основную роль в процессеобеспечения высокого благосостояния граждан. В этом и проявляется отличиеот37англо-саксонскоймодели,котораяпредполагаетответственностьEsping-Andersen, G. Social Class, Social Democracy and State Policy.
Copenhagen, p. 152.37гражданина за свое финансовое благосостояние. Стоит отметить, что Норвегияв довоенный период была более близка к американской модели, однакопоследующее глобальное построение государства всеобщего благосостояния всовокупности с проводимыми страной реформами, привело к созданиюразветвленной сети мероприятий и услуг, в основе которых лежатосновополагающие государственные идеи, цели и принципы, свойственныеоригинальному «скандинавскому» типу социализма.Возникшая в скандинавских странах модель предполагает равныйдоступ каждого гражданина ко всем услугам и благам, вне зависимости отуровня его доходов и вкладов в государственный бюджет. Такой принциптакженазываетсяпомощьюпротивоположностьюпопринципупотребности.Онявляетсяангло-американскойявной«проверкипотребностей», который основывается на том, что доступ к общественнымблагам имеют только действительно нуждающиеся в них, а пользование нимидопускается только в соответствии с тем, какой материальный вклад вобщество был сделан гражданином.Также, в настоящее время норвежское социальное страхованиепрактикует принципы первичной местной и вторичной региональной помощи,сотрудничествомеждуразличнымигосударственнымиструктурамиисодействие в процессе обучения граждан принципам самопомощи – клиентбудет иметь статус клиента только на протяжении ограниченного времени, поистечениюкоторогоондолженбудетрешатьсвоипроблемысамостоятельно.38В результате воплощения в жизнь данных принципов, на современномэтапе можно судить о более полном социальном равенстве в Норвегии, атакже включению в трудовую и общественную жизнь эмигрантов иинвалидов, оказывая для них дополнительные меры по финансовой поддержкеАнтюшина Н.
М. Шведская модель: из прошлого в будущее: эволюция шведской модели / РАН. Ин-тЕвропы. Центр Сев. Европы. М.: Инфа-М, 2008. c. 49.3838идругойпомощи.Финансированиенорвежскоймоделивсеобщегоблагосостояния, происходит за счет полученной в результате реализациинефти государственной прибыли, что привело к резкому росту частного игосударственного сектора, а также росту самого государства всеобщегоблагосостояния.Исходя из этого, можно сделать такие выводы:для разделения идеала всеобщего благосостояния, а также егодостижения, государства Западной Европы и Северной Америки насовременномэтапепроводятполитикусиспользованиемразличныхэкономическо-политических моделей: англо-американской, континентальнойи скандинавской;в основе идеала всеобщего благосостояния, предложенногоШвецией и Норвегией, лежит отсутствие длительной традиции свободногорынка, а также либерализма, идея необходимости оказания социальнойподдержки для всех групп населения;если западноевропейские страны, для которых характерны давниетрадиции индивидуализма, а также давно сложившиеся рыночные отношения,имеют основной целью создание государства всеобщего благосостояния вкотором сглаживаются негативные последствия социального воздействияэкономического неравенства и индивидуализма, то скандинавские страныпреследовали другую цель – в основе формировавшегося в послевоенныйпериод государства скандинавского всеобщего благосостояния, лежалитрадицииколлективизмаинеоконченногопроцессаформированиякапиталистических отношений, а формирование индивидуализма началосьуже во время развития государства всеобщего благосостояния.Вкачествевыводынеобходимовыделитьосновныечертыскандинавского типа социального государства, которое было создано вовторой половинеХХ века:391.Реализацияскандинавскихцелостнойстранахмоделипроисходиласоциальногогораздогосударствадольше,чемввзападноевропейских.
Данный процесс начался в середине 50-х гг. прошлоговека, и продолжается до сих пор, делая небольшие перерывы, связанным сосменой социал-демократического правительства на правое. Однако иныеполитические партии также не отвергают данную модель.2.Ее основой, в отличие от других моделей социальных государств,является принцип солидарности, базирующийся на коллективных принципах,при сильном социальном законодательстве и высокой роли профсоюзногодвижения в жизни страны.3.Система социального государства отражена более чем в 20законодательных актах, в отличие от практики других социальных государств,решающих социальные вопросы коллективно-договорным путем.4.Идеология коллективизма прививалась в скандинавских странахна фундамент протестантской, индивидуалистической этики.40ГЛАВА 2.
ИНДИВИДУАЛИЗМ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕСОВРЕМЕННОГО СКАНДИНАВСКОГО ОБЩЕСТВА2.1. «Индивидуализм» в социальной философии и его феномен всовременном скандинавском обществеИсследование феномена индивидуализма имело высокую актуальностьв отечественной и зарубежной науке, что отразилось в большом количестверабот, следовательно, существуют различные, порой взаимоисключающиедруг друга толкования данного понятия. Для выполнения задач исследования,мы использоваликлассическуюконцепцию индивидуализма, принятуюбольшинством исследователей.Более того, следование оригинальным трактовкам не представляетсяоптимальным в рамках нашего исследования, так как ни российская, нискандинавская общественная мысли не были «первооткрывателями» понятияиндивидуализма, но заимствовали и развили его концепцию из английских иамериканских источников.Термин«индивидуализм»по-разномуопределяетсясредипредставителей различных философских школ и историко-философскихпериодов, их трактовки и подходы отличаются глубокой разнородностью.«Индивидуализм» советской школы является в первую очередь идеологией,концепцией этики и принципом поведения.
Очевидно, что в данный периодразвития отечественной философской мысли, концепция индивидуализмарасценивалась как подрывающая принципы коллективности и равенства, и,соответственно подвергалась серьезной критике.Философская наука советского периода рассматривала индивидуализмс ракурса учения социологии и этики, определившего данное понятие какпревосходство личности над обществом, независимости общества отгосударства.Осуждениюпредавалась«буржуазнаяидеология»и41индивидуалистическая мораль, критиковалось противопоставление личностиколлективу и главенство личных интересов над общественными.