Диссертация (Психосемантическое пространство этнической идентичности молодежи), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Психосемантическое пространство этнической идентичности молодежи". PDF-файл из архива "Психосемантическое пространство этнической идентичности молодежи", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Имеется неоднозначностьтолкования как нижних, так и верхних пределов. Чаще всего выделяется ранняяюность – старший школьный возраст (от 15 до 18 лет) и поздняя юность (от 18до 25 лет).Б.Г. Ананьев выделил в ней 2 фазы, одна из которых находится на границес детством, а другая на границе со зрелостью. Первая фаза – ранняя юность (1517 лет) отличается неопределенностью положения молодого человека вобществе.
В этом возрасте юноша осознает, что он уже не ребенок, но вместе стем еще не взрослый. Вторая фаза – юность как таковая (18 - 25 лет),представляет собой начальное звено зрелости [3].Таким образом, в качестве молодежи можно рассматривать юношей идевушек, находящихся на этапе завершения первой ступени обучения ипереходящих на следующий этап образования или начинающих трудовуюдеятельность. Отличительной чертой этого этапа является увеличение числасоциальных институтов, к которым принадлежит личность, что ведет красширению сфер индивидуального самоопределения, в т. ч. и этнического.Э.
Эриксон отмечал, что проблема идентичности впервые встает передчеловеком в юношеском возрасте, а затем красной линией проходит через всюего жизнь [138; 278].В юношескомвозрастеновоеразвитиеприобретаютпроцессыидентификации и самоопределения, на фоне которых активно развиваютсярефлексивные механизмы, что позволяет определяться не только в окружающемсоциальном, но в и природном, культурном пространствах. В результате сферачувствованиймолодогодифференцированной.человекастановитсяОдновременносболееразнообразнойивыраженнойпотребностьюкидентификации с другими, обостряется потребность в обособлении, безкоторого невозможно решение вопроса идентичности [4; 20; 189].25Одну из первых возрастных градаций в формировании этническойидентичности предложил Ж.
Пиаже. Согласно Ж. Пиаже, на первом этапе (6–7лет) ребенок приобретает первые неструктурированные и отрывочные знания освоей этнической принадлежности. Основным источником этих знанийвыступает ближайшее окружение.На втором этапе (8–9 лет) ребенок уже четко осознаёт свою этническуюпринадлежностьиназываеткритерииидентификации(этническаяпринадлежность родителей, место проживания, родной язык); формируютсяэтнические чувства.На третьем этапе (10–11 лет) этническая идентичность формируется вполном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечаетуникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры [229].На сегодняшний момент проведено большое количество исследований, вкоторых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов развитияэтнической идентичности. Так, первые представления об этничности детиприобретают достаточно рано, еще в дошкольном или раннем школьномдетстве [90; 151; 203; 241; 242].
Для этого периода характерно еще нечеткоеосознание общности с представителями своего этноса, немотивированныйвыборсвоейэтническойпринадлежности,слабыеэтническиезнания.Этнический «ярлык», получаемый ребенком от ближайшего социальногоокружения, может не соответствовать его этнической осведомленности [279].Ребенок, рожденный в армянской, русской или еврейской семье, будет называтьсебя так, как транслирует ему его ближайшее социальное окружение [21]. Висследовании О.Л. Романовой дети 5–6 лет с трудом устанавливали связи междустраной проживания, языком и своей этнической принадлежностью, подросткиже, благодаря широкому спектру этнодифференцирующих признаков исформированногоэмоционально-оценочногокомпонента,четкоидентифицировали себя с этнической общностью [177].
В данный периодэтническоесамосознаниепредставленийомире,молодогоукрепляетчеловекаегорасширяетместовнем.системуегоЭтническая26самоидентификация в этом возрасте формируется по принципу: «Мы» – «Они»[56; 199]. Более того, этот процесс не останавливается в подростковом возрасте,а продолжается в виде переосмысления роли этничности в собственной жизни.Этнические представления становятся все более дифференцированными,благодаря чему понимание этнических характеристик становится более точным,а чувства – более оформленными.
Система этнических взглядов и предпочтенийподростков характеризуется многоаспектностью и логической связанностью[62; 178]. Поэтому только в ранней юности – 16-17 лет – этническиепредставления приобретают устойчивость и на формирование этническойидентичности помимо семьи, начинают влиять другие социальные институты[188; 265].Такимобразом,этническаясоциализация(этнизация)активнореализовывается в детские годы, заключаясь в освоении и воспроизведениихарактерного образа жизни этнической группы, в которой личность находится.Затем именно в юности происходит осознанный выбор этнических ролей исоответствующей культурной общности. Молодежь, склонная к экспериментам,примеряет на себя те или иные виды этнической идентичности, сопоставляетразличные культурные ценности и ищет адекватную референтную группу.Сравнительная характеристика формирования этнической идентичностина разных возрастных этапах представлена в табл.
1.1Таблица 1.1 Содержание этнической идентичности на разных возрастныхэтапахКритерии сравненияВозрастной периодСодержаниеэтнодифференцирующих признаковФорма знанийМотивывыбора ЭИОсновныефакторывлияния276-7 лет8-9 лет10-15 лет16-17 летслабые и отрывочныеэтнические знания овнешности, языке,элементах материальнойкультуры (еде, одежде),обычаяхпредставленияотличаютсянестабильностьюиразмытостьюэтническийярлык,получаемыйребенком отвзрослыхсемья иближайшееокружениеназываются критерииидентификации: язык,внешность, обычаиэтническаяидентичностьдиффузна,этническоесамоназвание несвязано спредставлениями о себе как очленеэтническойобщностиэтническийярлык,получаемыйребенком отвзрослыхсемья иближайшееокружениеболее глубокоепонимание и оценкасвоей этническойпринадлежност,осознается общностьпредков, общностьисторической судьбы,религияформируется какэтническоесамоназвание,так и этническаяосведомленность, включающая всебя знания освоей и чужойгруппахзначительный наборэтнодифференцирующихпризнаковсформированнаясистемапредставлений осебе как о членеэтническойобщностидети приводятубедительныемотивы еевыборачеткоформулируются мотивывыборасемья иближайшееокружение,особенностиэтноконтактной среды,прежде всегоеегетерогенность/ гомогенность;статусныеотношениямеждуэтническимигруппамишкола и др.социальныйинституты,общественнозначимыесобытияВ числе первых отечественных исследователей, обративших внимание наизучение проблем на стыке молодежной и этнической проблематики, была И.А.Снежкова, которая, опираясь на эмпирические данные, определила этапыформирования этнического самосознания у детей и юношества [203].
Впоследние несколько лет В.С. Собкиным в соавторстве с молодымиисследователями (М.В. Ваганова, А.В. Федотова, М.Г. Руднев и др.)опубликован ряд статей, в которых освещаются многие актуальные вопросы28этнической идентичности и в подростковой, и в молодежной среде [205; 206;207; 208]. Этническая социализация подростка в разных культурах изложена всовместной работе Е.П. Белинской и Т.Г.
Стефаненко [279].Одной из первых в зарубежной психологии, кто обратил внимание нанедостаточность изучения именно юношеского возраста как периода, в рамкахкоторого формируется основное содержание этнической самоидентификации,стала американская исследовательница Дж. Финни [300]. Она представиламодель стадиального формирования этнической идентичности. По ее мнению,становление этнической идентичности рассматривается как процесс, сходный сразвитием личностной идентичности. В своих взглядах она базируется нанескольких стадиях процесса формирования идентичности Дж.
Марсиа [298].Перваястадияхарактеризуетсябезразличиемкисследованиюидентичности, отсутствием интереса к проблемам этнических корней ичленствав этническойидентичностигруппе. Вторая(мораторий)–стадияхарактеризуется– поиски этническойисследованиемсвоейидентичности, стремлением понять значение этничности в собственной жизни.Для третьей стадии – реализованной этнической идентичности – характерноясное, четкое и устойчивое ощущение незыблемости своих этническихособенностей, привязанность к этнической культуре и этнической общности.Таккакосознаниесобственнойэтническойпринадлежностиобнаруживает качественную специфику на разных этапах онтогенеза иопределяется общим уровнем психического развития личности, то содержаниеэтническойидентичностираскрываетсячерезвыделениеструктурныхкомпонентов.Когнитивныйспособностькомпонентличностиэтническойструктурироватьидентичностиинформациюоботвечаетзаэтническиххарактеристиках и реализуется в результате получения этнических знаний ипредставлений и в последующем их применении в сравнении своей этническойгруппы с другими [305].