Диссертация (Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия". PDF-файл из архива "Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Февра1, но важнымтакже является целый ряд работ, созданных в рамках антропологии,религиоведения и культурологии, посвященные специфике архаическогомышления: в первую очередь, Л. Леви-Брюля2, Я. Э. Голосовкера3, В. Я.Проппа4, О. М. Фрейденберг5 и Б. Ф. Поршнева6. Мы исследуем эзотерическиетрадиции именно как некоторые системы мысли и константы культуры,пытаясь избежать при этом как их апологетики, так и их осуждения в рамкахопределенной ангажированной религиозной традиции. В этом смысле нам1Faivre A.
Access to Western Esotericism. Albany, 1994.Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 2012.3Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М., 1987.4Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2000.5Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997; Фрейденберг О. М. Миф илитература древности. М., 2008.6Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 2006.214кажется чрезвычайно продуктивным комплексный подход, сочетающий врамках науки об эзотеризме и, шире, науки о культуре, достижения самыхразных наук – от антропологии и религиоведения до психологии и философии.Особенно важным представляется синтез лучших достижений отечественнойгуманитаристики ΧΧ в. с соответствующими концепциями, разработанными врамках западной науки.В работе был применен ряд методов, обусловленных спецификой нашегоматериала.
В первую очередь, при анализе эзотерических текстов необходимыбылидескриптивно-феноменологическийигерменевтико-филологическийметоды. Первый из них позволял осмыслить образы данной эзотерическойтрадиции и выявить их взаимное соотношение, второй же позволял при этомсоотнести их с имеющимся историко-культурным материалом и поставить всоответствующий контекст. Также был необходим, в особенности при болееконкретных историко-текстуальных разысканиях, компаративистский метод,позволявший проводить сравнение целого ряда текстов.Апробация идей, положенных в основу исследования. Основнойматериал диссертации нашел свое выражение в монографии:Фиалко М. М.
Теория трех начал в истории европейского эзотеризма.Saarbrücken, 2012. 133 с. Объем 5.8 а.л.Отдельные положения диссертации были отражены в следующихпубликациях:Фиалко М. М. Tria prima в новоевропейской магико-алхимическойтрадиции // Вестник РХГА. 2012. №1. С. 16–23. Объем 0.5 а. л.Фиалко М. М. Теория астрального света Элифаса Леви и ее истоки (частьпервая) // Религиоведение. 2012. №1. С.
114–118. Объем 0.5 а. л.Фиалко М. М. Теория трех начал Элифаса Леви и ее истоки (часть вторая)// Религиоведение. 2012. №4. С. 166–172. Объем 0.5 а. л.Фиалко М. М. «Как Спиридион у мадам Санд»: учение Сведенборга вэзотерической интерпретации христианства Элифаса Леви // Aliter.
2012. №1. С.58–73. Объем 1.1 а. л.15Фиалко М. М. Книга слез (фрагменты) // Aliter. 2012. №1. С. 74–87. Объем0.9 а. л.Фиалко М. М. Иероглифическая монада как магико-алхимический символ// Aliter. 2013. №1. С. 21–32. Объем 0.5 а. л.ФиалкоМ.М.Розенкрейцерствоиновоевропейскаяалхимия//Религиоведение. 2013. №3. С. 3–11. Объем 0.8 а.л.Отдельные положения работы были опробованы в авторском лекционномкурсе «Европейский оккультизм XVI-XIX вв.», прочитанном в Русскойхристианской гуманитарной академии в 2015 г.Положения, выносимые на защиту.1.В XVI–XIX вв. в рамках европейского эзотеризма существоваламагико-алхимическая традиция, понятие которой мы вводим в научный оборот.2.Центральнойчастьюевропейскойэзотерическоймагико-алхимической традиции была метафизическая теория трех начал, имевшаягерметико-неоплатонические истоки.3.Одним из важнейших этапов развития этой традиции была«Иероглифическая монада» Ди – самобытный герметико-алхимический проектна основе «Изумрудной cкрижали».4.Розенкрейцерство может быть интерпретировано как переводалхимической теории возрождения и обновления «Иероглифической монады» видеологическую и политическую плоскость и в этом смысле рассмотрено вкачестве побочной ступени развития вышеупомянутой традиции.5.ТеорияастральногосветаЭлифасаЛевибылаитогомизавершением магико-алхимической традиции и теории трех начал.6.Эта теория была развита Леви на основе заимствования этоготермина из французской мистической традиции.
Характер ее интерпретации, впервую очередь, в работах самого Леви, а именно имманентизация медиальногоастрального ее компонента, может служить отличительным признакомэзотерических систем.16Структура исследования. Наше исследование условно делится на двечасти – теоретическую и историческую, к динамическому взаимодействиюкоторых в рамках работы мы стремились. Первая часть представлена однойглавой, носящей название «Проблема определения эзотеризма и мистицизма ипонятие магико-алхимической традиции», которая ставит целью выводосновных теоретических понятий, используемых в работе.
Она состоит из двухразделов. В первом, «Проблема определения эзотеризма и мистицизма», мыпытаемся дать дефиниции этим терминам, осмыслив имеющиеся, подойдя кфеномену эзотеризма с историко-литературных и религиоведческих позиций,рассмотрев эту проблему в контексте теории Б. Ф. Поршнева, далеекоснувшись проблемы определения мистицизма и экстатических состояний иопределив пути его дифференциации с эзотеризмом на основе имеющегосяматериала. Второй раздел первой главы, «Проблема определения магии ирелигии и понятие магико-алхимической традиции», вводит этот концепт вматериал работы, анализируя также понятие магии и алхимии и теории трехначал.
Вторая часть, историческая, предлагает систематическое рассмотрениеисторического развития теории трех начал. Он состоит из трех следующих затеоретической глав. Вторая глава работы, «Зарождение теории трех начал:Фичино,Парацельс,Ди»,посвященнаяметафизическимэзотерическимсистемам XV–XVI вв., состоит из трех разделов: первый, «Anima mundi, spiritusmundi и corpus mundi в естественной магии Фичино», анализирует эти понятияв теории магии Фичино, развитой в «De vita coelitus comparanda», а также ееисточники, коснувшись в этой связи их классического выражения в знаменитомтруде Агриппы «Об оккультной философии». Второй раздел второй главы,«Три начала у Парацельса», рассматривает теорию трех начал Парацельса, втом числе в общем контексте его философии.
Раздел третий второй главы,«”Иероглифическая монада” Джона Ди как магико-алхимический символ»,предлагает анализ этого выдающегося памятника в истории европейскогоэзотеризма в контексте общих особенностей мировоззрения Ди и проблемыизучения его наследия. Глава третья, «Розенкрейцерство как магико-17алхимический проект в рамках теории трех начал», предлагает систематическоерассмотрение розенкрейцерского проекта как алхимического проекта в рамкахтеории трех начал, развитого в начале XVII в.
Эта глава состоит их трехразделов: первый, «Анализ розенкрейцерских манифестов», посвящен анализурозенкрейцерских манифестов «Fama Fraternitatis» и «Confessio Fraternitatis», атакже «Allgemeine Reformation», а во втором разделе, «”Краткое рассмотрениетаинственнейшей философии” Филиппа Габельского и “Химическая свадьба”Иоганна Андреэ» – также «Краткого рассмотрения» и «Химической свадьбы,подводя предварительные итоги. Четвертая глава, «Теория магии ЭлифасаЛеви: завершение магико-алхимической теории трех начал», анализирует ее всвете истории французского эзотеризма XVIII–XIX вв. и в контексте магикоалхимической традиции в первом разделе, носящем название «Теорияастрального света Леви в контексте французского эзотеризма XVIII–XIX вв иновоевропейской алхимии: объединение и завершение традиций». Второйраздел четвертой главы, «Проблема происхождения термина “астральныйсвет”», дает обзор имеющихся взглядов на проблему и предлагает собственноерешение, рассматривая «Божественную философию» Дютуа-Мембрини, идеикоторой восходят к работам Марсэ, а также Де Дивонна в качестве работ«мартинистов» Леви, и анализируя «Разоблаченную магию» Дю Поте как одиниз источников теории магии Леви.
Внимание уделяется также теорииастрального духа позднего Сен-Мартена. На основе имеющегося материалатеории трех начал делается попытка дифференциации мистических иэзотерических систем.Наше исследование включает в себя помимо основной части введение,заключение и список литературы. Диссертационное исследование такжедополнено приложениями – тремя текстами, впервые переведенными нарусский язык автором, представляющими мистическую (Марсэ и Сен-Мартен)и эзотерическую (Леви) традиции.18ГЛАВА ПЕРВАЯПроблема определения эзотеризма и мистицизма и понятиемагико-алхимической традицииВведение к главеПроблема определения эзотеризма и мистицизма стоит весьма остро всовременной литературе, тем более, что часто эти термины становятсявзаимозаменяемыми или же один из них оккупирует территорию другого.Зачастую к этой дифференциации примешивается и широко используемый, вособенности в популярной литературе, термин «оккультизм».
К примеру, в«Энциклопедии мистицизма» отсутствует сам термин «эзотеризм», хотяприсутствуют статьи о таких ярких персоналиях в истории эзотеризма, какФичино и Парацельс1, а материал о них собран и в статье «оккультизм»2.Примером их смешения может служить теория эзотеризма Артура Верслёйса,где под маркой эзотеризма исследуется и традиция мистической христианскойтеософии, в частности, учение Бeме3.