Диссертация (Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия), страница 9

PDF-файл Диссертация (Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия), страница 9 Философия (50052): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия) - PDF, 2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия". PDF-файл из архива "Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

Именно в этихрамках, на материале в основном догматических авраамических религий(христианство, иудаизм, ислам) и были предложены основные определенияэтого феномена. По словам С. А. Аверинцева, «мистика – это религиозная1Плотин. Избранное. Трактаты. М., 2000. С. 317.Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие. Киев, 1991. С. 8.3James W.

The Varieties of Religious Experience. A Study in Human Νature. London, 1902.P. 379–429.238практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного единенияс абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин,оправдывающих, осмысливающих и регулирующих эту практику»1. Близко кэтому стоят определение Эвелин Андерхилл (мистика – это «выражениеврожденной склонности человеческого духа к абсолютной гармонии странсцендентным порядком»2) и Руфуса Джонса («тип религии, делающий упорна внезапное осознание отношений с Богом, на прямом и внутреннемосознании божественного присутствия»)3.

Как мы продемонстрируем ниже,имеющиеся определения кажутся нам удачными.Одна из самых первых попыток дескрипции мистического опытапринадлежит Уильяму Джеймсу, впрочем, это скорее описание качествмистического опыта, чем его основы и структуры. В рамках своей психологиирелигии основатель прагматизма говорил о четырех важнейших чертах такогоопыта: неизреченности, абстрактности, кратковременности и бездеятельности,пассивности восприятия в эти моменты4.Важнейшей составляющей мистического опыта является экстаз (ἔκστασις –букв.

выход за собственные пределы, внестояние, внебытийство), которого мыдолжны кратко коснуться. Попытка научного описания этого феномена быласделана А. Маслоу в рамках его теории пиковых переживаний, способных датьсамоактуализирующемуся индивиду более полное знание реальности (Б-знание,то есть знание Бытия) в противоположность обыденному дефицитарному (Дзнанию). Маслоу говорит о пиковом Б-знании как о переживании целостногозавершенногоединства,сопровождающемсянеобыкновеннополнымиобогащающим опыт и одновременно пассивным восприятием объекта,обладающем внутренней ценностью, в рамках которого многие дихотомии и1Аверинцев С. А.

Мистицизм // София-Логос. Словарь / Под ред. С. А. Аверинцева.Киев, 2000. С. 311.2Underhill E. M. Mysticism: A Study of the Nature and Development of Man’s SpiritualConsciousness. New York, 1999. P. X.3Jones R. Studies in mystical religion. London, 1909. P. XV.4James W. Op. cit. P. 381–382.39полярности преодолеваются и разрешаются, способном дать личности ибогоподобие1. Кажется, сталкиваясь с понятием экстаза, мы имеем дело счрезвычайноинтереснымфеноменом,подозрительнонапоминающимультрапарадоксальную инверсию животных, интердиктивное пользованиекоторой сыграло столь важную роль в преддверии антропогенеза2. Тогда экстазможет быть интерпретирован как специфическое разрешение на новом уровнедипластии мышления, уже в рамках второй сигнальной системы. Вместе с темставитьзнакравенствамеждуэкстатическимиимистическимимонотеистическими переживаниями неверно3, скорее стоит интерпретироватьпервые как универсальную социокультурную доминанту.

Представляется, что висключительных случаях экстатические переживания могут наличествовать и вэзотерических традициях4, что подтверждает и утверждение Маслоу о том, чтов пиковых переживаниях мир воспринимался как «единый и единственныйцелостныйобъект,наполненныйжизнью»5,поэтомузаманчиваяидеяиспользования экстатических состояний как критерия дифференциациимистицизма и эзотеризма должна быть отвергнута. Мы исходим в первуюочередь из метафизической дифференциации, в этом смысле такого родапереживания могут наполняться самым различным содержанием. Скорее речьдолжна идти о специфике мистического (в принятом выше смысле) экстатизма,то есть unio mystica. В этом плане возможно провести разграничениемистицизма и эзотеризма и по источнику их происхождения: если первый1Маслоу А. По направлению к психологии бытия.

М., 2002. С. 68–93.Поршнев Б. Ф. Цит. соч. С. 264–265, 299–319. Общий обзор нейрофизиологическогоаспекта мистических переживаний см.: Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада.СПб, 2007. С. 381-431. О психоневрологическом генезисе шаманских экстатических практиксм.: Токарев С. А. Ранние формы религии. С. 278–283; Eliade M.

Le Chamanisme et lestechniques archaïques de l'extase. Paris, 1968. P. 36-43.3Жеребина Т. В. Шаманизм и христианство. СПб, 2011. С. 23. Ср.: Балагушкин Е. Г.Аналитическая теория мистики и мистицизма // Мистицизм: теория и история / Под ред. Е. Г.Балагушкина, А. Р. Фокина. М., 2008. С.

18.4Cf.: Monas Hieroglyphica. Antwerpen, 1564. P. 18–20.5Маслоу А. Цит. соч. С. 82.240исходит из желания «личного таинственного общения с божеством»1 и для неговполне может быть свойственно экстатическое разрешение такого общения, товторой есть феномен исключительно метафизический. Вместе с тем, говорить омистицизме как лишь о практической составляющей, на наш взгляд, такженекорректно. мы исходим здесь из их различия именно как форм мысли,притом, что определенные психофизические практики, пожалуй, в большейстепени свойственны мистицизму (вернее, мистике, если использовать этоделение, предложенное Е.

В. Балагушкиным2), хотя может быть прослежена иопределеннаямистическаяметафизика,которуюстоитотличатьотэзотерической.Что же касается проблемы соотношения теоретического и практическогоаспекта в эзотеризме, то, опираясь на классическое исследование Э. Тирьякяна,можно говорить об оккультизме как о специфическом синониме эзотеризма,подчеркивающим именно его практические, действенные аспекты3, учитываяже специфику нашего теоретического материала, мы будем избегатьупотребления этого термина.

Вместе с тем, нам не кажется оправданным вшироком смысле отождествлять деление «эзотерика – мистика» и «эзотерика –оккультизм» с соотношением теории и практики4.§ 6. Сердцевинная мифология эзотеризма и его дифференциацияс мистицизмомИтак, в рамках предложенной интерпретации эзотеризм представляетсяметафизическим «языческим» имманентизмом, своеобразным раскрытиемафоризма Фалеса «все полно богов», в рамки которого вписывается иэзотерическая идея «души мира».

Это позволяет сделать еще один шаг вперед и1Токарев С. А. Ранние формы религии. С. 306.Балагушкин Е. Г. Аналитическая теория мистики и мистицизма. С. 36.3Tiryakian E. Toward the Sociology of Esoteric Culture // American Journal of Sociology.1972. N. 78. P. 498–499. Ср.: Розин В. М. Эзотерика как духовный путь человека и наука.

С.112–113.4Ср.: Бекарюков М. В. Социокультурный феномен эзотерики // Известия Алтайскогогосударственного университета. 2010. №2. С. 172–173.241выделить некоторую сердцевинность эзотерического мировосприятия. Мир какодушевленное единство объединен здесь некоторой сокровенной внутреннейсилой/силами,которымиадептспособенуправлять.Такогородапредставления мы можем обнаружить, пожалуй, почти в любой эзотерическойсистеме: у Фичино это модель anima mundi – spiritus mundi (где душа являетсяжизнью мира, а дух – его квинтэссенцией), у Парацельса – понятие овнутреннем агенте трансформации вещей – Вулкане, совмещенное с tria prima1,у Ди – его «Монада», своеобразный единый принцип мироздания, включающийв себя сразу несколько эзотерических схем, у Леви – его теория астральногосвета, объединяющего три алхимических начала. C этим прямо связана и почтимифологическая медиализация сущего в эзотеризме, который уделяет многоместа понятийному выявлению сил такого сокровенного взаимодействия,нащупывая и иерархически оттеняя сетью собственных метафизическихконструктов текучую грань почти сказочного2 междумирия.

Все это позволилобы дать следующее определение эзотеризма: он есть метафизика сокровенноймедиальности, мифологическая заповедность которой, снятая сказкой какэкзотерическим двойником мифа3, обратилась инициативной тайностью егособственной доктрины. Вспомним в этой связи высказанную Фичино идеюдуши мира как посредника вещей4, разрешение в «Монаде» Ди целого рядадипластий—сплавленныхпротиворечий5,понятиеуниверсальногопластического посредника в теории магии Леви6, спиритическую идеюперисприта7 – образы, создающие особую эзотерическую поэтику междумирия.Оперируя неким универсальным алфавитом космических соответствий8,1Для более ранних алхимиков, к примеру, Фламеля, это теория двух начал.Ср.: Пропп В.

Я. Цит. соч. С. 42-43.3Пропп В. Я. Цит. соч. С. 310-313.4Cf.: Marsilii Ficini florentini Liber de vita coelitus comparanda... P. 154.5Dee J. Monas Hieroglyhica. P. 23.6Cf.: Lévi E. Histoire de la magie. P. 18-19.7Kardec A. Le livre des esprits. Paris, 1866. P. 119.8Непревзойденным образцом такого кодифицированного алфавита является АрхеометрСент-Ива (Cf.: Saint-Yves A. L’archéomètre. Clef de toutes les religions et de toutes les sciencesde l’Antiquité. Paris, 1911.

P. 208), к которому приближается и Иероглифическая монада.242эзотеризмпредстаетсвоеобразнойметафизическойпартитуроймифа,разыгрываемой, впрочем, подобно сказке, ибо он, перерабатывая, включает всебя множество «профанных» научных и религиозных представлений – яркимипримерами здесь могут служить теософские работы Е.

П. Блаватской илиатлантологическая традиция «тайной истории» Фабра д’Оливе и Сент-Ива1.Исключениемконститутивныенемифыстануткоторых,здесьихотьи«эзотерическиеоброслисетьюобщества»,социальныхпредустановлений, различных образов, символов и практик, все же не забыты:ярким примером остается миф о Хираме в масонстве и герметикоалхимические корни розенкрейцерства2. Впрочем, не все «эзотерические»системыможносполнымправомназватьтаковыми,учитываявышеприведенные критерии.

Мы подходим здесь к очень важной проблемедифференциации мистических и эзотерических систем.Само понятие «мистицизм» представляется уместным сохранить дляобозначения именно монотеистических доктринальных систем в рамкахавраамических религий Откровения3. Не касаясь подробно важнейшего вопросао генезисе монотеистических систем, заметим, что эту трансформацию можнорассматривать как великую инверсию конститутивной дипластии4 Бога ичеловека. Вместе с тем, зафиксировавшись в доктринальном тексте ипокрывшись огромным слоем социальных практик и традиций, существуя всфере естественного непреходящего мифологического созерцания, она теряетсвой творческий потенциал, рискуя превратиться в «обновленное язычество»5,став закрытой системой6.

Именно поэтому отношения мистического опыта,сущностно важного для монотеистических традиций в качестве преодоления1Cf.: Fabre d’Olivet A. Histoire philosophique du genre humain. T. I-II. Paris, 1822–1824;Saint-Yves A. Mission de l’Inde en Europe. Mission de l’Europe en Asie. Paris, 1902.2Ср.: Нодон П. Масонство. М., 2004. С. 12–16, 106–121; Ср: Фиалко М. М.Розенкрейцерство и новоевропейская алхимия // Религиоведение. 2013. №3. С. 3–11.3Ср.: Торчинов Е.

А. Религии мира: опыт запредельного. СПб, 1998. С. 28, 292-298.4Ср.: Поршнев Б. Ф. Цит. соч. С. 581.5Ср.: Богораз В. Г. Христианство в свете этнографии. М., 2011. С. 91–101, 152.6Ср.: Маслоу А. Цит. соч. С. 217–220. Cf.: Bergson H. Les deux sources de la morale et dela religion. Paris, 1937. P. 56-63, 105-222.43новой дипластии как воссоединение ушедшего образа Бога, соединение сбесконечно далеким, с самой монотеистической традицией остаются сложнымии даже трагическими1.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5258
Авторов
на СтудИзбе
420
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее