Диссертация (Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия". PDF-файл из архива "Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
1Санкт-Петербургский государственный университетНа правах рукописиФиалко Матвей МихайловичТеория трех начал в европейской магико-алхимической традиции:интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятияСпециальность 09.00.14Философия религии. РелигиоведениеДиссертационная работа на соискание ученой степеникандидата философских наукНаучный руководитель:д.
ф. н., проф.Светлов Р. В.Санкт-Петербург20152ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... ……………5ГЛАВА ПЕРВАЯ. Проблема определения эзотеризма и мистицизма и понятие магикоалхимической традиции ............................................................................................................. 18Введение к главе……………………………………………………………...…….…….19РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Проблема определения эзотеризма и мистицизма ...........................20§ 1. История термина.
Историко-культурные интерпретации эзотеризма: определенияФевра, Риффара, Ханеграафа и Верслёйса ....................................................................................20§ 2. Эзотеризм как историко-литературный феномен: романтическая поэтикамеждумирия......................................................................................................................................25§ 3. Религиоведческие модели мифологического мышления: понятие анимизма...........30§ 4. Проблема генезиса эзотерического мировоззрения: мифологическая установка.....33§ 5.
Проблема определения мистицизма и понятие экстаза...............................................37§ 6. Сердцевинная мифология эзотеризма и его дифференциация с мистицизмом ........39РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Проблема определения магии и религии и феномен магикоалхимической традиции ..................................................................................................................46§ 1. Проблема определения магии и религии.
Специфика теоретического материалаисследования ....................................................................................................................................46§ 2. Феномен алхимии. Основные историографические подходы. Общий обзор историии проблем исследования..................................................................................................................49§ 3. Общий обзор магико-алхимической традиции и теории трех начал .........................57Выводы к первой главе ..........................................................................................................59ГЛАВА ВТОРАЯ. Зарождение теории трех начал: Фичино, Парацельс, Ди.............
61Введение к главе .....................................................................................................................61РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Anima mundi, spiritus mundi и corpus mundi в естественной магииФичино ..............................................................................................................................................61§ 1. «De vita coelitus comparanda» Фичино ...........................................................................61§ 2. Проблема источников теории магии Фичино...............................................................67РАЗДЕЛ ВТОРОЙ.
Три начала у Парацельса .....................................................................71§ 1. Наследие Парацельса и его оценки................................................................................71§ 2. Алхимический контекст tria prima Парацельса ............................................................74§ 3. Tria prima в контексте философии Парацельса: основные образы.............................75РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. «Иероглифическая монада» Джона Ди как магико-алхимическийсимвол ...............................................................................................................................................83§ 1. Проблема изучения наследия Ди ...................................................................................83§ 2. Неоплатонизм и магия в мировоззрении Ди................................................................853§ 3.
Герметизм Ди и синтетизм его мировоззрения ............................................................86§ 4. «Иероглифическая монада»: анализ идей и образов памятника.................................89§ 5. «Иероглифическая монада» как магико-алхимический проект..................................95Выводы ко второй главе ........................................................................................................99ГЛАВА ТРЕТЬЯ.
Розенкрейцерство как алхимический проект в рамках теории трехначал ........................................................................................................................................... 101Введение к главе ...................................................................................................................101РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Анализ розенкрейцерских манифестов............................................103§ 1. Розенкрейцерский миф манифестов и проблема авторства Андреэ.........................103§ 2. «Allgemeine und General Reformation»: образы и мотивы .........................................107§ 3. «Fama Fraternitatis» ........................................................................................................111§ 4.
«Confessio Fraternitatis».................................................................................................113РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. «Краткое рассмотрение» Филиппа Габельского и «Химическаясвадьба» Иоганна Андреэ..............................................................................................................116§ 1. «Краткое рассмотрение таинственнейшей философии» Филиппа Габельского.Алхимическая интерпретация памятника ...................................................................................116§ 2.
«Химическая свадьба Христиана Розенкрейца». Проблема интерпретации. Мотивы«Иероглифической монады» в тексте ..........................................................................................123Выводы к третьей главе .......................................................................................................132ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ.
Теория магии Элифаса Леви: завершение магико-алхимическойтеории трех начал...................................................................................................................... 134РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Теория астрального света Леви в контексте французскогоэзотеризма XVIII–XIX вв. и новоевропейской алхимии: объединение и завершение традиций..........................................................................................................................................................134§ 1. Теория астрального света Леви в контексте французского эзотеризма и мистицизмаXVIII – XIX вв. ...............................................................................................................................134§ 2.
Очерк мировоззрения Леви. Теория магии Леви: объединение и завершениемагико-алхимической традиции...................................................................................................140РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Проблема происхождения термина «астральный свет» .................147§ 1. Общий обзор ..................................................................................................................147§ 2.
«Мартинисты» Леви: «Божественная философия» Дютуа-Мембрини…………149§ 3. «Свидетельство ребенка истины» Марсэ ....................................................................152§ 5. Де Дивонн и Ло..............................................................................................................156§ 6. «Астральный дух» у Сен-Мартена...............................................................................158Выводы и итоговая схема ....................................................................................................164ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................................
1664ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................................. 170Приложение 1. Жан Марсэ. О божественной, ангельской, естественной и плотскоймагии ...............................................................................................................................................170Приложение 2. Луи Клод де Сен-Мартен. Об астральном, или сидерическом духе.....173Приложение 3.
Элифас Леви. История магии ...................................................................182Комментарии к приложениям .............................................................................................184ЛИТЕРАТУРА................................................................................................................ 1865ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Феномен эзотеризма стал предметомнаучного рассмотрения в западной академической науке лишь в последние 20–25 лет, когда вышли фундаментальные труды А.
Февра, В. Ханеграафа, П.Риффара. Однако в России тема эзотеризма, за редкими исключениями, вакадемическом ракурсе не была рассмотрена в целом, притом, что существуютчастные исследования, посвященные тем или иным аспектам истории иметодологии эзотеризма. При этом интерес к эзотерическим феноменам вобществе и СМИ растет1. Академические исследования эзотеризма тем болееважны, что ранее эти темы, в том числе исторические сюжеты, рассматривалисьлишь адептами конкретной эзотерической традиции: ярким примером можетслужить «Тайная история розенкрейцеров»2 или «Жизнь алхимическихфилософов»3 Уэйта. Такого рода теории и модели, несомненно, подлежатнаучному пересмотру.