Диссертация (Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия". PDF-файл из архива "Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Мы предложим свою дифференциацию,однако, чтобы подойти к ней, начнем с общего анализа имеющихся подходов иопределений, чтобы на этой основе предложить свой путь. На наш взгляд, привсей условности этой дихотомии, в ее рамках мы сможем лучше понятьприроду самого эзотерического мировосприятия. Кроме того, мы увидимважность этого деления, когда в завершении рассматриваемой традиции трехначал перейдем к проблеме происхождения доктрины астрального света Леви.Мы предложим свою дифференциацию этих понятий, однако, чтобы подойти кней, начнем с общего анализа имеющихся подходов и определений, чтобы наэтой основе предложить свой путь.1Энциклопедия мистицизма.
СПб, 1996. С. 295, 407.Там же. С. 278–279.3Versluis A. What is Esoteric? Methods in the Study of Western Esotericism // Esoterica.2002. N. 4. P. 1–15.219РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙПроблема определения эзотеризма и мистицизма§ 1. История термина. Историко-культурные интерпретацииэзотеризма: определения Февра, Риффара, Ханеграафа и ВерслёйсаВначале мы кратко коснемся истории самого термина «эзотеризм»1, чтобызатем перейти к анализу его определений. Как известно, впервые термин«эзотерический» (ἐσωτερικός от ἐσωτερός – внутренний) появляется в «Продажежизней (“Βίων Πρᾶσις”, вернее, “[образов] жизни”, “философий” – М.
Ф.)»Лукиана Самосатского (ок. 120–180 гг. н. э.), где Гермес, продающий душифилософов, так в шутку называет перипатетика2. Судя по всему, еще самАристотель создал предпосылки для такого словоупотребления, используятермин «экзотерический» и будто бы говоря об общедоступных (а несозданных для внутреннего пользования в рамках своей школы) сочинениях,что Лукиан сатирически и противопоставил «эзотерическим»3 (впрочем,традиционно в истории философии принято считать, что аристотелевскийтермин «ἐξωτερικοὶ λόγοι», обозначает просто доктрины, существующие внешколы Аристотеля, к примеру платоников). Судя по всему, еще сам Аристотельсоздал предпосылки для такого словоупотребления, используя термин«экзотерический» и говоря о общедоступных (а не созданных для внутреннего1Cf.: Hanegraaff W.
Esoterica // Dictionary of Western Esotericism. P. 336–340; HanegraaffW. The Birth of Esotericism from the Spirit of Protestantism // Aries. 2010. Vol. 10. N. 2. P. 197–216. См. также: Носачев П. Г. Эзотерика: основные моменты истории термина // ВестникПСТГУ: Богословие. Философия. 2011. Вып. 2. №34. С. 49–60.2«<…> у него там одна мудрость снаружи, другая внутри. Один – вроде внешний(ἐξωτερικός), а другой – внутренний (ἐσωτερικός)». Lucian. Philosophies for Sale // Lucian withan English translation by A. R.
Harmon. In 7 vols. London, 1919 Vol. II. P. 455, 457.3«Но говорится о ней (душе – М. Ф.) кое-что и в учениях внешних (ἐν τοῖς ἐξωτερικοῖςλόγοις) достаточно, и стоит воспользоваться ими» (Aristotelis Ethica Nicomachea. 1102a26–27.Lib. I. Cap. XIII // Aristotelis Opera / Ex recensione Immanuelis Bekkeri. Oxonii, 1837. T. IX. P.21). Ср.: «Итак, учитывая приемлемость большинства из того, что сказано и в ученияхвнешних (ἐν τοῖς ἐξωτερικοῖς λόγοις) о лучшей жизни, теперь следует воспользоваться ими»(Aristotelis De Republica libri VIII. 1323a22. Lib. VII.
Cap. I // Ibid. T. X. P. 182).20пользования в рамках своей школы) сочинениях, что Лукиан сатирически ипротивопоставил «эзотерическим». Уже у Климента в «Строматах» мывстречаемся с оттенком таинственности в употреблении термина1. ИпполитРимский (II в. н. э.) употребляет его по отношению к «эзотерической» школеПифагора2, опираясь на соответствующие указания Ямвлиха и Порфирия. ВCредневековьевкачествезаменителятермина«эзотеризм»зачастуюиспользовался термин «оккультизм» (occultus – «скрытый»), берущий начало отсредневековой теории скрытых качеств (qualitates occultae) вещи3.
ФомаАквинский пишет целую работу «О скрытых делах природы» («De occultisoperibus naturae»), где выделяются особые «скрытые причины» (occultaerationes), с деятельностью которых связывается, среди прочего, и черная магия4.Термин продолжил свою жизнь у Фичино и стал классическим благодаря трудуАгриппы5.
Большую роль в приобретении термином современного значениясыграла «Критическая история гностицизма» (1843) Жака Маттера, гдегностицизм объявляется промежуточной между язычеством и христианством,«эзотерической» системой, отрицательным наследием язычества с его«тайностью»,противостоящимоткрытомувсемлюдямевангельскомухристианству.12Ср.: Климент Александрийский. Строматы. СПб., 2003. С. 47–48.Hippolytus. Philosophumena; or The refutation of all heresies. New York, 1921. Vol.
I. P.37–40.3Hanegraaff W. The Error of History. Imagining the Occult // Hanegraaff W. Esotericism andthe Academy: Rejected Knowledge in Western Culture. New York, 2012. P. 177–180. Cf.: John H.Occult Qualities and the Experimental Philosophy: Active Principles in Pre-Newtonian MatterTheory // History of Science. 1986.
Vol. 24. P. 335–381.4«Так, существуют действия чернокнижнических образов, которые имеют место не засчет каких-либо форм, которые принимают сами эти образы, но от силы демонов (demonumactione), которая проявляет себя в указанных ранее образах, то [же] происходит и при божьейпомощи, или благих ангелов. Таким же образом, то, что тень апостола Петра могла лечитьбольных, а прикосновение к мощам какого-либо святого изгоняла какую-то болезнь,происходит не за счет какого-либо свойства данного этой вещи, но лишь действием божьим,которое так использует эти тела для таких действий.
Однако ясно, что не все действияприродных тел имеют скрытые причины (occultas rationes) такого рода». Von Aquin T. Deoccultis operibus naturae. Leipzig, 1499. P. II.5Agrippa H. C. De occulta philosophia libri tres. Lugdunum, 1550.21«Позже другие учителя, верные этим античным традициям святилищ,довели, вплоть до христианского периода, эту линию разделения междуэзотерическим (ésoterique) учением и экзотерической (éxoterique) доктриной,которые новая система (христианство – М. Ф.) пришло уничтожить. У святойсвятых они поместили, так сказать, непроходимую завесу, отделявшую народот религиозных вождей и которая разрывалась, когда исполнялась миссияИисуса Христа <…> Основы народной веры, вот все, что они отдавали на откупнароду, но высочайшие тайны должны были сообщаться лишь высочайшимумам, избранным, в эзотерических традициях»1.Пьер Леру, известный философ-социалист, употребляет термин в своейработе «О человечестве», говоря о пифагорейцах2, и дает ему определение:«…он (Пифагор – М.
Ф.) обладал эзотеризмом – тайной школой, религиозной иполитической сектой, некой высшей кастой, которая благодаря инициацииприводит к знанию и ставит своей целью нравственно облагораживать чернь ируководить ею»3. Немалую роль в популяризации термина сыграли и работыЭлифасаЛеви,которыйширокопользуетсяим,атакжетермином«оккультизм».
Любопытно, что в противоположность автору термина Маттеру,для Леви эзотеризм есть уже не отрицательный рудимент язычества, анеотъемлемая любой религии. Отсюда и немыслимая для Маттера идея«эзотеризма первоначальной церкви», которая, «подчиняясь завету Спасителя,не предавала свои самые святые тайны профанациям толпы»4. Но лишь в концеXX в. этот термин входит в научный оборот благодаря Антуану Февру.П. Г. Носачев выделяет пять значений термина «эзотеризм»5:1.
как синоним оккультизма.2. в качестве обозначения тайного знания, доступного лишь посвященным.1Matter J. Histoire critique du gnosticisme, et de son influence sur les sectes religieuses etphilosophiques des six premiers siècles de l’èr̕ e chrétienne. Paris, 1843. P. 13–14.2Cf.: Leroux P. De l’humanité et de son avenir ... Paris, 1840. P. 382.3Ibid. P.
397.4Lévi É. Histoire de la magie. P. 216.5Носачев П. Г. Цит. соч. С. 54–55.223. как синоним традиционалистской единой «эзотерической традиции»,таящейся в глубине всех религий. Ярким примером такого ангажированногоподхода в отечественной литературе может быть работа В. Н. Назарова1.4. как синоним гнозиса. Примером может быть теория эзотеризма АртураВерслёйса, считающего гнозис важнейшей характеристикой эзотеризма2.5.
как структурная составляющая западной культуры, существующая современи ренессансного синкретизма и объединяющая целый ряд дисциплин,таких как каббала, магия, алхимия, астрология, герметизм. Именно в этомзначении (с рядом поправок) современная наука в основном и применяет этоттермин.Как было отмечено выше, во многом это последнее значение, на котороеопираемся и мы, было оформлено благодаря работам Антуана Февра. Важноотметить, что автор говорит о 6 признаках «эзотеризма» как «формымышления» (way of thought)3:- корреспонденции и взаимозависимость;- «живая природа»;- воображение;- трансмутация;- практика согласования (различных взглядов – М.
Ф);- передача (сакрального знания – М. Ф.).Речь идет о том, что для эзотерических систем мир объединенсоотношениями различного уровня и взаимосвязями (1), формирующимиединую систему «живой природы» (2), благодаря чему при верном восприятиимира и его мысленном объединении (3) становится возможной трансформацияего и самотрансформация человека (4), при этом такие системы взглядовсклонны инкорпорировать в себя самые различные религиозные, научные и1Назаров В. Н. Введение в эзотерику.
М., 2008.Versluis A. What is Esoteric? Methods in the Study of Western Esotericism // Esoterica.2002. N. 4. P. 1–15; Versluis A. Restoring Paradise. Western Esotericism, Literature, Art andConscionsness. Albany, 2004. P. 1–2.3Faivre A. Access to Western Esotericism.
Albany, 1994. P. 10–16.223квазинаучные представления (5), а передача такого рода «священного» ученияпроисходит лишь избранным, прошедшим ряд испытаний, доказавшим своимупорством быть достойными посвящения (6)1. Из этих шести пунктов четырепервых являются основными, а два последних – дополнительными. Помимофевровского определения и признаков эзотеризма, были предложены и другие.Так, французский исследователь Пьер Риффар говорит о следующих восьмипризнаках «эзотеризма» в своей одноименной книге2:1.Безличность авторства (текстов).2.Противопоставление эзотерического и экзотерического моментов.3.Идея тонкого посредника между телом и духом.4.Теория корреспонденций (соответствий).5.Значение нумерологии.6.Наличие «оккультных наук».7.«Оккультные искусства».8.Инициация.Определение Риффара, весьма близкое к февровскому, все же скореедвижется вширь, чем вглубь, но тем не менее уточняет некоторые мыслиФевра; особенно удачным кажется введение третьего признака из приведенныхвыше.
Мы коснемся дефиниций Февра и Риффара ниже и предложим свое, апока зададимся вопросом: насколько корректны такие определения?Выдающийся современный исследователь эзотеризма В. Ханеграаф всвоих работах предлагает вообще отойти от эссенциалистской моделиэзотерики, и, опираясь на исследования Я. Ассмана, показывающие, как«язычество»вмонотеистической1своевремятрадициейвконструировалосьрамкахдихотомиииудео-христианской«свой–чужой»3,Определение эзотеризма, использующее близкие февровским критерии, предложил С.В. Пахомов: Пахомов С. В.