Диссертация (Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия". PDF-файл из архива "Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Эзотерические темы зачастую поднимаются и в научныхи научно-популярных изданиях и исследованиях, но фундаментальныхотечественных работ, посвященных теоретическому, метафизическому аспектуэзотеризма и учитывающих достижения западной науки, нам неизвестно. Частодело ограничивается попытками описания психологии эзотеризма и егоадептов, а также рассмотрением его отношений с религиозными традициями иего местом в культуре4. Такого рода ситуация не может быть признана1Ср.: Розин В.
М. Мистические и эзотерические учения и практики в средствахмассовой информации // Общественные науки и современность. 1997. №3. С. 44–54;Стерледев Р. К. Естественнонаучное и эзотерическое видение мира в аспекте имманентногои трансцендентного // Религиоведение. 2006. №1. С. 60; Яковлева Е. Ю. Эзотеризм(социокультурные аспекты) и его отражение на страницах современной российской прессы(по материалам журналов «Наука и религия», «Волшебная гора», «Урания») / Автореф. дисс.канд.
филол. наук. М., 2000.2Waite A. E. The Real History of the Rosicrucians. London, 1887.3Waite A. Е. Lives of Alchemystical Philosophers… London, 1888.4Пожалуй, наиболее основательной в культурологическом направлении исследованийможно признать недавнюю работу: Бекарюков М. В. Роль западной эзотерики в6удовлетворительной. Чтобы хотя бы отчасти исправить такое положение дел,мы и предприняли это исследование.
В настоящий момент существуют общиеобзоры истории европейского эзотеризма, но мы поставили целью дать ее срез,показав основные его черты через призму развитой в европейской магии иалхимии теории трех начал, которая до этого не становилась предметомотдельного крупного исследования. Как мы надеемся показать ниже, на этомматериале возможно и проведение дифференциации эзотерического имистического мировоззрений, что представляется весьма актуальным, учитываямножество исследований мистицизма и их малую скоординированность ссоответствующими эзотериологическими. Кроме того, на материале этойдифференциации мы сможем лучше понять и природу самого эзотеризма.Степень разработанности темы.
Эзотерические системы склонны кинкорпорации в себя самых различных форм знания и выстраиваниясобственной«священной»концепцииистории,значениекоторой«открывается» лишь посвященным в традицию адептам. Ярким примеромтакой истории может служить «История магии»1 Леви или «Разоблаченнаямагия»2 барона Дю Поте. Научное исследование эзотеризма лишь постепенновысвобождается из оков самих эзотерических традиций лишь в XX в.,насыщаясь их материалом, если говорить о науке, рассматривающей этотфеномен как целое, а не о частных исследованиях различных, в том числеисторических, аспектов эзотеризма.Важнымдляпониманияпервыхэтаповформированиянаучнойдисциплины об эзотеризме стали сразу несколько событий и появление целогоряда направлений3.
Это выход в свет работы О. Вьятта «Оккультные источникиромантизма», изменившей представление о XVIII в. как веке рационализма иформировании ценностно-смысловых миров культуры и личности / Автореф. на соиск. уч.степени кандидата философских наук. Барнаул, 2012.1Lévi E. Histoire de la magie.
Paris, 1860.2Du Potet J. La magie dévoilée ou principes des sciences occultes. Paris, 1852.3См. недавно вышедшую в русском переводе статью В. Ханеграафа, посвященнуюистории становления науке об эзотеризме: Ханеграаф В. Я. Западный эзотеризм: следующеепоколение / Пер. С. В. Пахомова // Aliter. 2012. №1. С. 7–24.7Просвещения, рассматривая его и как век расцвета самых различных, в первуюочередь иллюминистских, мистических и эзотерических традиций. Большуюроль сыграло создание во Франции в École Pratique des Hautes Études кафедрыистории христианского эзотеризма в 1964 г. Ее создание было прямо связано сизучением эзотеризма как philosophia perennis культуры еще в рамках движенияЭранос (30–50 XX в.), наиболее известными деятелями которого были Г.Шолем, К.
Г. Юнг и М. Элиаде. Активным участником конференций Эраносабыл и Антуан Февр, позднее организатор ежегодной конференции UniversitéSaint Jean de Jérusalem, посвященной феномену европейского эзотеризма. Вг.1979ФеврсталглавойупомянутойкафедрывÉcolePratique,переименованной в «кафедру эзотерических и мистических движений всовременной Европе». В 1986 г. Февр выпустил фундаментальную работу«Введение в западный эзотеризм», положившую начало истории европейскогоэзотеризма в узком смысле этого слова как дисциплине. Уже с 1993 г.Международная ассоциация истории религии (IAHR) стала регулярнорассматривать подобные темы на своих конференциях.
В 2001 г. был создантематический журнал «Aries», а в 2005 г. было учреждено Европейскоеобщество по исследованию западного эзотеризма (European Society for the Studyof Western Esotericism, ESSWE); в том же году вышел фундаментальный«Словарь гнозиса и западного эзотеризма» под редакцией В. Ханеграафа1.Современная наука об эзотеризме переживает период бурного становления,обозначает свою предметную область и дисциплинарный статус, уточняет икритически переосмысливает целый ряд наличествующих парадигм. В Россииона также лишь формируется.
Можно выделить работы В. М. Розина,анализирующие эзотерику преимущественно как социокультурный феномен вее соотношении с научным и религиозным мировоззрением2, хотя достижения1Dictionary of Gnosis and Western Esotericism / Ed. by W. J. Hanegraaff. Leiden, 2005.См.: Розин В. М. Эзотерический мир // Общественные науки и современность. 1992.№4.
С. 167–176; Розин В. М. Эзотерическое мироощущение в контексте культуры //28западной науки об эзотеризме при этом практически не учитываются. Вместе стем в последние годы начинают появляться и историографические обзорызападной исследовательской традиции1 и работы, подходящие к феноменуэзотеризма с учетом ее опыта: здесь можно выделить работы С. В. Пахомова2.В своем исследовании мы опираемся на ряд работ, существующих врамкахнесколькихразработанныхнаучныхнаправленийитрадиций.Необходимо отметить имеющие прямое отношение к нашей теме произведенияА. Февра3, В. Ханеграафа4, П.
Риффара5, Н. Гудрика-Кларка6, A. Верслёйса7,существующие в рамках сравнительно недавно появившейся и бурноразвивающейся в последние 20 лет научной дисциплины, изучающей историюевропейского эзотеризма (History of Western Esotericism). Учитывая спецификунашей темы, ставящей целью исследование именно магико-алхимическойтрадиции, необходимо отметить важные работы по истории европейскойалхимии: книги Э. Хольмйарда8, близкую нам методологически работу Х.Мецгер9, труды Дж. Рида1 и С.
Линдена2, а также книгу В. Л. Рабиновича3.Общественные науки и современность. 1993. №5. С. 164–175; Розин В. М. Эзотерика какдуховный путь человека и наука: Сущность и демаркация. Saarbrücken, 2010.1Носачев П. Г. Эзотерика: основные моменты истории термина // Вестник ПСТГУ:Богословие. Философия. 2011. Вып. 2. №34. С. 49–60; Жданов В. В. Изучение эзотерики вЗападной Европе: институты, концепции, методики // Мистико-эзотерические движения втеории и практике. С. 5–27 / Отв. ред. С. В.
Пахомов. СПб, 2009.2Пахомов С. В. К вопросу о демаркации понятия «эзотеризм» // Мистикоэзотерические движения в теории и практике. История. Психология. Философия / Под ред. С.В. Пахомова и др. СПб., 2008. С. 7–14; Пахомов С. В. Контуры эзотериологии: эскиз научнойдисциплины об эзотеризме // «Тайное и явное»: многообразие репрезентаций эзотеризма имистицизма / Отв. ред. С. В. Пахомов.
СПб.: РХГА, 2011. С. 76–91.3Faivre A. Access to Western Esotericism. Albany, 1994; Faivre A. Theosophy, imagination,tradition. Studies in Western Esotericism. Albany, 2000.4Dictionary of Gnosis and Western Esotericism / Ed. by W. J. Hanegraaff. Leiden, 2005.5Riffard P.
L’ésotérisme. Qu’est-ce que l’ésotérisme? Paris, 1990.6Goodrick-Clarke N. The Western Esoteric Traditions: A Historical Introduction. Oxford,2008.7Versluis A. What is Esoteric? Methods in the Study of Western Esotericism // Esoterica.2002. N. 4. P. 1–15.8Holmyard E. J. Alchemical Manuscripts // Nature. 1929. Vol. CXXIII. P. 520–521;Holmyard E. J. Makers of Chemistry. Oxford, 1931; Holmyard E. J. Alchemy. London, 1990.9Metzger H.
Les doctrines chimiques en France du début du XVIIe à la fin du XVIIIe siècle.Paris, 1923.9Феномен магии именно в том значении, в каком она исследуется нами, ранеестановиласьпредметомисследованиялишьвненаучной,собственноэзотерической среде: выдающейся работой здесь остается «История магии» Э.Леви4. Тем не менее, важны для понимания феномена магии и классическиерелигиоведческие работы, в первую очередь, Э. Дюркгейма5, А. Юбера и М.Мосса6, а также Б. Малиновского7. Отметим также современные исследованиясупругов Уэкс8 и Р.
Старка9, а также С. А. Токарева10. Учитывая, что материалмагико-алхимической традиции прослеживается нами на примере конкретныхметафизических систем, отметим основополагающие работы для изучениянаследия исследуемых нами персоналий. Для изучения Фичино таковымиостаются работы П. Кристеллера11, Д.