Диссертация (Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия". PDF-файл из архива "Теория трех начал в европейской магико-алхимической традиции интерпретация и определение специфики эзотерического мировосприятия", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
П. Уокера12 и Б. Копенхейвера13, а такжеФ. Йейтс14. Важнейшими работами о Парацельсе остаются труды В. Пагеля15,1Read J. Alchemy and Alchemists // Folklore. 1933. Vol. 44. N. 3. P. 251–278; Read J. FromAlchemy to Chemistry. London, 1957.2Linden S. J. Darke Hierogliphicks: Alchemy in English Literature from Chaucer to theRestoration. Lexington, 1996.3Рабинович В.
Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.4Lévi E. Histoire de la magie. Paris, 1860.5Durkheim E. Les formes élémentaires de la vie religieuse. Paris, 1912.6Mauss M., Hubert H. Esquisse d`une théorie générale de la magie // L`Année sociologique.1902–1903. T. VII.
P. 1–146.7Malinowski B. Magic, science and religion. Boston, 1948.8Cf.: Wax M., Wax R. The Magical World View // Journal for the Scientific Study ofReligion. 1962. N. 1. P. 179–188.9Cf.: Stark R. Reconceptualizing Religion, Magic and Science // Review of Religiousresearch. 2001. Vol. 43. N. 2. P. 101–120.10Токарев С.
А. Ранние формы религии. М, 1990. (Глава «Сущность и происхождениемагии». С. 404–507).11Kristeller P. Huit philosophes de la renaissance italienne. Gèneve, 1964; Kristeller P. Ilpensiero e le arti nel Rinascimento. Roma, 2005.12Walker D. P. Spiritual and demonic magic: from Ficino to Campanella. University Park,2003. P. 3–30.13Copenhaver B.
Scholastic philosophy and Renaissance magic in the De vita of MarsilioFicino // Renaissance Quarterly. 1984. Vol. 37. N. 4. P. 523–554; Copenhaver B. P. Astrology andmagic // The Cambridge history of Renaissance philosophy / Ed. by Ch. B. Schmitt, Q. Skinner, E.Kessler. Cambridge, 1991. P. 264–301; Copenhaver B. How to do magic and why: philosophicalprescriptions // The Cambridge companion to Renaissance philosophy / Ed.
by J. Hopkins.Cambridge, 2007. P. 153–157.14Yates F. A. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition. London, 1999. P. 62–83.15Pagel W. Paracelsus: an Introduction to Philosophical Medicine in the Era of theRenaissance. Basel, 1982.10Э. Уикса1, Н. Гудрика-Кларка2 и П. Дегэ3, а также работы К. Г. Юнга4 и Ф.Хартмана5, хотя их принадлежность к научной традиции и оспаривается6.Лучшими работами о «Монаде» Ди остаются статьи Н. Клули7.
Необходимоотметить также фундаментальный труд Й. Кальдера8, непревзойденный пошироте охвата материала, а также работу ученика Йейтс П. Френча9 и книгу Г.Шеньи10. Одним из важных источников по магии Леви остается эзотерическиангажированная книга деятеля «Золотой зари» А. Уэйта11. Из современныхработ отметим книги Р. Макинтоша12 и Т. Э.
Уильямса13. Классическойработой,посвященнойрозенкрейцерству,является«Розенкрейцерскоепросвещение» Ф. Йейтс14. Из числа более поздних работ выделим работу Р.Макинтоша15 и Дж. Монтгомери1, а также Р. Диксона2.1Weeks A. Paracelsus: speculative theory and the crisis of the early Reformation. Albany,1997; Weeks A. Paracelsus (Theophrastus Bombastus von Hohenheim, 1493–1541): essentialtheoretical writings. Leiden, 2008.2Goodrick-Clarke N. Paracelsus: Essential Readings. Berkeley, 1999.3Deghaye P. La lumière de la nature chez Paracelse // Cahiers de l’hermetisme. Paris, 1980.P.
53–88.4Юнг К. Г. Парацельс как духовное явление // Юнг К. Г. Дух Меркурий. М., 1996. С.71–164.5Hartmann F. The Life of Paracelsus. London, 1896.6Cf.: Newman W., Principe L. Some Problems with the historiography of Alchemy // Secretsof Nature. Astrology and Alchemy in Early Modern Europe / Ed. by W. R. Newman, A. Grafton.Cambridge, 2001. P. 396–400, 405–408.7Clulee N. Astrology, magic and optics: Facets of John Dee’s natural philosophy //Renaissance Quarterly. 1977. Vol.
30. N. 4. P. 632–680; Clulee N. John Dee’s natural philosophy:between science and religion. London, 1988; Clulee N. Astronomia inferior: Legacies of JohannTrithemius to John Dee // Secrets of Nature, Astrology and Alchemy in Early Modern Europe / Ed.by W. R. Newman, A.
Grafton. Cambridge, 2001. P. 187–235; Clulee N. The Monas Hieroglyphicaand the Alchemical Thread of John Dee’s Career // Ambix. 2005. Vol. 52. N. 3. P. 197–215.8Calder I. John Dee studied as an English Neoplatonist. London, 1952.9French P. John Dee: The world of an Elizabethan Magus. London, 1972.10Szőnyi G. E. John Dee's occultism: magical exaltation through powerful signs. Albany,2004.11Waite A.
E. The Mysteries of Magic. A digest of the writings of Eliphas Lévi. London,1886.12McIntosh C. Eliphas Lévi and the French Occult Revival. London, 1972.13Williams T. A. Eliphas Levi, Master of the Cabbala, the Tarot and the Secret Doctrines.Savannah, 2003.14Йейтс Ф. Розенкрейцерское просвещение. М., 1999.15McIntosh R.
The Rosicrucians: the history, mythology, and rituals of an esoteric order.York Beach, 1997.11Источники исследования. Основными источниками будут тексты,принадлежащие к европейской эзотерической магико-алхимической традиции(понятие которое мы вводим в работе): «О стяжании небесной жизни»3 Фичино,«Об оккультной философии»4 Агриппы, ряд произведений Парацельса, впервую очередь, «Сверхудивительный труд», «Большая астрономия» и«Лабиринт заблуждающихся медиков»5 и основные работы Элифаса Леви –«Догма и ритуал высокой магии»6, «История магии»7 и «Ключ великихмистерий»8.
Для анализа учения Ди важнейшими памятниками остаются«Предисловие»9кработамЕвклидаи«Иероглифическаямонада»10.Важнейшими для анализа розенкрейцерства текстами являются манифесты –«Fama Fraternitatis» и «Confessio Fraternitaits»11, «Краткое рассмотрениетаинственнейшейфилософии»12и«ХимическаясвадьбаХристианаРозенкрейца»13. Для осмысления феномена европейской алхимии ключевыми1Montgomery J. W. Cross and crucible: Johann Valentin Andreae (1586–1654): Phoenix ofthe Theologians. The Hague, 1973.2Dickson R. Johann Valentin Andreae’s Utopian Brotherhoods // Renaissance Quarterly.1996. Vol.
49. N. 4. P. 760–802.3Marsilii Ficini florentini Liber de vita coelitus comparanda composita ab codem intercommentaria ejus dem in Plotinum // Marsilii Ficini florentini medici atque philosophi celeberrimide vita libri tres … Veneto, 1567. P. 153–323.4Agrippa H.
C. De occulta philosophia libri tres. Lugdunum, 1550.5Paracelsus. Opus paramirum // Paracelsus. Sämtliche Werke. Ab. I. Herausgegeben von. K.Sudhoff. 9. Bd. München, 1925. S. 37–230; Idem. Astronomia magna oder die ganze PhilosophiaSagax de grossen und kleinen Welt // Ibid.
12. Bd. München und Berlin, 1929. S. 1–444; Idem.Labyrinthus medicorum errantium // Ibid. 11. Bd. München und Berlin, 1929. S. 161–221.6Lévi E. Dogme et rituel de la haute magie. Paris, 1856.7Lévi E. Histoire de la magie. Paris, 1860.8Lévi E. La clef des grands mystères. Paris, 1861.9The elements of geometrie of Euclide … translated into the Englishe toung, by H.Billingsley … with a Præface made by M.
I. Dee … London, 1570.10Dee J. Monas Hieroglyphica. Antwerpen, 1564.11Fama fraternitatis, oder, Entdeckung der Brüderschafft dess löblichen Ordens dess RosenCreutzes, beneben der Confession... Sampt einem Discurs von allgemeiner Reformation derGantzen Welt ... Cassel, 1616.12[Philippus a Gabella]. Secretoris philosophiae сonsideratio brevis a Philippo a Gabella St.conscriptum et nunc primum una cum Confessionem Fraternitatis R. C.
in lucem edita. Casselis…M. DC. XV.13Chymische Hochzeit Christiani Rosencreuz. Anno 1459. Straßburg / In Verlägung / LazariZetzners Anno M. DC. XVI (1616).12являются работы Зосимы1, «Сумма» и «Книга разыскания» Гебера2, «Зеркалоалхимии» Р. Бэкона3 и «Философская сумма» Н. Фламеля4.Научная новизна исследования. В нашей работе впервые предлагаетсясистематический очерк магико-алхимической традиции в истории европейскогоэзотеризма, до этого исследованной лишь в своих частных аспектах.Осуществляетсятакжесистематическийанализтакогосложногоинеоднозначного памятника европейского эзотеризма, как «Иероглифическаямонада» Джона Ди, ранее неоднократно ставившего в тупик исследователей5.Мывыдвигаемтакжесвоюинтерпретациюисторическогофеноменарозенкрейцерства как алхимического проекта в идеологической сфереподкрепляя на этой основе тезис Йейтс из «Розенкрейцерского просвещения»,ныне подвергающийся сомнению6.
Кроме того, мы выдвинули оригинальнуюверсию происхождения термина «астральный свет» на основе исследованияфранцузской мистической традиции XVII–XVIII вв7. На этом материале мыпредлагаем рабочую модель дифференциации эзотеризма и мистицизма,используя в этой связи и традицию теории трех начал.Цели и задачи исследования. Целями исследования являются:1.Систематическоерассмотрениеметафизическихсистемевропейской эзотерической традиции, развивавшихся в русле герметиконеоплатонической теории трех начал.1[Zosime]. Les oeuvres de Zosime // Berthelot M. Collection des anciens alchimistes grecs. IIlivraison.
III partie. Paris, 1888. P. 117–240.2Summa Geberis // Geberis perspicacissimi summa perfectionis magisterii in sua natura exbibliotecae vaticanae exemplari undecunque, emmendatissimo nuper edita cum quorundamcapitulorum … – Venetiae, 1542. P. 1–89; Liber investigationis // Ibid.3Bacon R. Mirror of Alchimy. London, 1597.4Flamel N. Le sommaire philosophique // Bibliothèque des philosophes chimiques. Paris,1741.
Т. 2. P. 263–284.5Cf.: Calder I. John Dee studies as English Neoplatonist. London, 1952. P. 581. Ср.:Упадышев В. В. Джон Ди в интеллектуальной жизни английского Возрождения / Автореф.дисс. канд. ист. наук. М., 2011. С. 5.6Ханеграаф В. Я. Западный эзотеризм: следующее поколение / Пер. С. В. Пахомова //Aliter. 2012. №1. С. 14–15.7Фиалко М. М.
Теория астрального света Элифаса Леви (часть вторая) //Религиоведение. 2012. №4. С. 166–172.132.Изучение на этом материале их особенностей и выявлениеспецифики эзотерического мировосприятия.Исходя из этого, формируются следующие задачи исследования:1.Формирование рабочей схемы определения эзотеризма и егосоотношения с оккультизмом и мистицизмом.2.Рассмотрение герметико-неоплатонической теории трех начал,созданной Фичино и Парацельсом.3.Анализ «Иероглифической монады» Джона Ди как алхимическогопроекта в рамках теории трех начал.4.Систематическое рассмотрение феномена розенкрейцерства вконтексте магико-алхимической традиции.5.Анализ теории магии Элифаса Леви как завершения и итога теориитрех начал.6.Рассмотрение проблемы происхождения термина «астральныйсвет» в работах Элифаса Леви и выявление возможной связи этого материала спроблемой дифференциации эзотеризма и мистицизма.Методологияисследования.Вметодологическомотношениицентральным трудом для нас остается исследование A.