Диссертация (Китайская крестьянская картина нунминьхуа и ее место в современной мировой художественной культуре), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Китайская крестьянская картина нунминьхуа и ее место в современной мировой художественной культуре". PDF-файл из архива "Китайская крестьянская картина нунминьхуа и ее место в современной мировой художественной культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Как и в нашейстране, их устроителями выступали как городские и местные власти, так иотдельные учреждения57. Лучшие работыучастниковсамодеятельностиотправлялись на выставки в крупнейшие музеи, а также за границу. Помимоэтого, КНР перенял еще и практику создания сельских клубов – в уезде Хусяньони впервые открылись в 1956 г. Каждый из них имел кружок по рисованию,57Andrews, J. F. Art and Politics in the People's Republic of China, 1949-1979. Berkeley, Los Angeles, London:University of California Press, 1994. Р.
353.29что оказало значительное влияние на формирование крестьянской картины.58Уже в 1930-е гг. к советским организаторам самодеятельности пришлопонимание о провале попытки создания нового искусства силами народныхмасс, однако на его место приходит миф о строителях коммунистическогообщества – «новых людях». В тот период в рамках культа идеальнойфизической формы тела каждого человека, отрицавшего существование души,начинается популяризация физкультуры и спорта. Проявлением нового бытастановятся клубы. В каждом из таких учреждений стали обустраивать «уголокЛенина», заменивший собой красный угол народного жилища.
Подобнымобразом оказывается сакрализован и образ Мао Цзэдуна, чьи портреты, подобнозаменившим иконы портретам Ленина, имелись в каждом доме.Несмотря на неизменно положительное отношение к самодеятельности, вКНР периода правления Мао Цзэдуна она развивалась волнообразно, следуя заизменениямиполитическогокурса.Основноевниманиеуделялось«правильному» происхождению художников, а также их «неиспорченности»знакомством с «элитарными» формами и приверженными им вузовскимипреподавателями. Самодеятельность в крестьянской среде поощрялась навысшем уровне с периода «большого скачка».
Об этом говорит проведениебольшого числа творческих кампаний в деревнях, а также организация курсовживописидлясельскихжителей,гдепреподавалипрофессиональныехудожники. Необходимо отметить, что в период нахождения Мао Цзэдуна увласти китайские чиновники скорее стремились не к развитию самодеятельноготворчества, а к созданию нового искусства через введение в средупрофессионалов талантливых выходцев из рабоче-крестьянско-солдатскойсреды. В период «культурной революции» была даже предпринята неудачная58Дуань Цзинли.
Хусянь нунминьхуа яньцзю. (段景礼。户县农民画研究。Исследование о нунминьхуа изХусяня). Сиань: «Сианьское издательство», 2002. С. 230попытка полностью искоренить «устаревшее» искусство», обернувшаясяподлинной национальной трагедией.Впервые о необходимости подготовки художников из рабоче-крестьянскосолдатской среды и внедрения их в сферу профессионального искусства былозаявлено в 1958 г. Власти поставили цель в пятилетний срок заменить ими 6070% студентов художественных вузов, устранив таким образом «правый уклон»в искусстве, носителями которого представлялись художники «старой школы»,находившиеся, как считалось, под влиянием старых отживших традиций.
Введущем художественном вузе страны, Центральной Академии Искусств(Чжунъян Мэйшу Сюэюань), по особой программе обучали рабочих, крестьяни солдат. Они составляли 80% от общего количества зачисленных в 1958 г.студентов. Остальные 20% были выпускниками средней школы при ЦАИ,котораятакжевключиласьвновуюполитику,проведяспециальныеполугодичные курсы по созданию няньхуа для 78 выходцев из народа. Уже врамках развития самодеятельности на близлежащую шахту для проведениязанятий командировали преподавателей.59 Студенты из ханчжоуской Академииискусств отправились жить в сельскую местность, где написали несколькокартин.
На фотографии 1958 г. запечатлены Шао Юй (1919 – 1992), Е Цяньюй(1907 – 1995), У Цзожэнь (1908 – 1997) и Цзян Чжаохэ (1904 – 1986),расписывающие беленую стену сельского дома в одном из уездов пров. Хэбэй, вто время как местные жители с интересом наблюдают за процессом (рис. 1.5) 60.Развитие непрофессионального искусства стало самым широко освещаемымаспектом государственной политики в области искусства в период «большогоскачка»61, а крестьянская картина – одним из наиболее соответствующих духу596061Andrews, J .F. Art and Politics in the People's Republic of China, 1949-1979. Р.
211-213.Sullivan, M. Art and Artists of Twentieth-century China. Berkeley, Los Angeles, London: University of CaliforniaPress, 1996. P. 148.Andrews, J. F. Art and Politics in the People's Republic of China, 1949-1979. Р. 227.31эпохи жанров62.Начало 1960-х гг.
ознаменовалось затишьем в сфере крестьянскойлюбительской и самодеятельной живописи, которое объяснялось наступлениемкатастрофического голода. Однако имелись причины, вызванные политическойситуацией: в1961 г. Чжоу Эньлай (1898 – 1976), премьер Госсовета КНР,произносит речь, в которой отрекается от политики «большого скачка» и,затрагивая тему культуры, призывает упорядочить творческую деятельность,вернуть самодеятельных художников на их прежние рабочие места, закрытьоснованные недавно художественно-технические школы и демократизироватьискусство63. Данные заявления были высказаны в русле проявлявшейся в тегоды критики политической линии Мао Цзэдуна со стороны ряда влиятельныхдеятелей. Текст этого выступления оставался неопубликованным вплоть докончины Чжоу Эньлая. Позднее его умеренные взгляды подверглись критике состороны радикально настроенной Цзян Цин (1914 – 1991), выдвинувшейся наведущие государственные посты в начале «культурной революции».Массовое уничтожение реликвий и гонения на традиционную культуру,характерные для «потерянного», как его называют, десятилетия 1966 – 1976 гг.,привели к всплеску любительского и самодеятельного творчества.
В рамках«политического самообучения» разучивались и исполнялись «танцы верности»и пропагандистские песни, разыгрывались сценки, писались стенгазеты,создавались рисунки на политические темы.64 Страшась навлечь на себягонения, сотрудники издательств бесплатно пускали в печать нарисованныехунвэйбинами плакаты65.
Особое внимание уделялось рабочей, солдатской и,62636465Andrews, J. F. Art and Politics in the People's Republic of China, 1949-1979. Р. 254.Ibid, p.. 206.Landsberger, S. R., Heiden, M. van Der. Chinese Posters. The IISH-Landsberger Collections. Munich, Berlin,London, New York: Prestel Verlag, 2009. P. 17.Cushing, L., Tompkins, A. Chinese Posters. Art from the Great Proletarian Cultural Revolution. San Francisco:Chronicle Books, 2007.
P. 9.32особенно,крестьянскойкартине.Стимулировалосьтакжетворчествопредставителей национальных меньшинств и женщин. В 1971 г., когда властипотребовали художественные работы у всех работающих людей для выставки,запланированной на 1972 г. и посвященной 20-летию «Яньанских речей» МаоЦзэдуна, многие крестьяне стали в свободное время заниматься рисованием.Свои произведения на конкурс 1972 г. представили и профессиональныехудожники, многих из которых специально для этого возвратили из ссылок,однакопреимуществоприотбореимелилюбители.Техническиенесовершенства их работ корректировались теми же профессионалами.
Один изхудожниковописывал,какемупришлосьполностьюперерисоватьидеологически правильное произведение работника обувной фабрики, и онопозднее экспонировалось подименем последнего. На этой картине былазапечатлена героиня театральной пьесы, что должно было польстить ЦзянЦин66, сократившей все сценическое искусство до нескольких «образцовыхпостановок». Она всячески пропагандировала последние, при этом заклеймиввсе остальные спектакли как буржуазные и не соответствующие духу«культурнойреволюции»67.Нередкоте,ктоформальносчиталсянепрофессионалом, имел за плечами некоторое художественное образование.Наиболее известным примером может послужить биография Тан Мули (1947 г.р.),сынашанхайскогохудожественныйкружоккинорежиссера,детскогодворцакоторыйвтворчества.детствеДопосещал«культурнойреволюции» он учился в одной из лучших средних школ города, готовя себя кспециальности в области физики.
После роспуска движения хунвэйбинов он, какбывший участник, был вынужден переехать на одну из молочных ферм в6667Andrews, J .F.., Shen Kuiyi. The Art of Modern China. P. 193.Clark, P. Model Theatrical Works and the Remodelling of the Cultural Revolution. // Art in Turmoil. The ChineseCultural Revolution 1966–76. Ed. by R. King. Vancouver, Toronto: UBC Press, 2010. P.
173-174.33пригородах Шанхая, где начал рисовать в свободное время. Условия жизни всельской местности были тяжелыми, однако возвращение на прежнее местожительства было запрещено. В 1971 г. написанная маслом картина Тан Мулибыла отобрана для участия в планировавшейся выставке, что обеспечило емувозвращение желанной городской прописки68. В настоящее время успешныйхудожник, Тан Мули живет и работает в Канаде. Необходимо отметить, чтомногие успешные художники нунминьхуа того периода были ремесленниками, сюных лет занимавшимися созданием разного рода росписей и пр.В 1974 г.
Цзян Цин, ведавшая в тот период всей культурной жизньюстраны, провела много времени, непосредственно перед открытием осматриваявыставку, в тот год приуроченную к 25-летию КНР.69Цзян Цин дала высокуюоценку нескольким работам профессиональных художников, однако поддержкалюбителей, в частности крестьян, являлась частью политической борьбы этойодиозной фигуры. Ее оппонент Чжоу Эньлай, в те годы уже неизлечимобольной, выказывал симпатии кпрофессионалам,чьи работы в те годыиспользовались для украшения стен отремонтированных вокзалов и гостиниц,куда прибывали посещавшие Китай иностранцы.