Диссертация (Китайская крестьянская картина нунминьхуа и ее место в современной мировой художественной культуре)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Китайская крестьянская картина нунминьхуа и ее место в современной мировой художественной культуре". PDF-файл из архива "Китайская крестьянская картина нунминьхуа и ее место в современной мировой художественной культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
2ОглавлениеТОМ IВведение..............................................................................................................3Глава 1. Понятие, общая характеристика и условия зарожденияжанра китайской крестьянской картины........................................................14Глава 2. Важнейшие центры производства нунминьхуа..............................37Глава 3. Нунминьхуа из городского района Хуи (ранее – уезд Хусянь).......71Глава 4. Наиболее показательные художники хусяньскойшколы нунминьхуа...........................................................................................94Глава 5.
Жанры и художественные манеры,предшествовавшие нунминьхуа.....................................................................115Заключение.....................................................................................................164Список литературы..........,............................................................................168Приложение I. Иероглифический указатель............................................182Приложение II. Терминологический словарь .........................................202TOM IIПриложение III. Иллюстрации3ВведениеНунминьхуа (农民画, крестьянская картина) – молодой самобытный жанркитайского народного ремесленного искусства, возникший в 1956 – 58 гг.
Впериод проведения в КНР кампании «большого скачка» (1958 – 60 гг.) властныеструктуры впервые стали поощрять творчество сельских жителей, рисовавшихпропагандистские лозунги и картины на стенах, а позднее на бумаге. Этахудожественная деятельность приобрела качественно новые масштабы в годы«культурной революции» (1966 – 76 гг.), достигнув пика популярности вфинальный период этой кампании, когда было выдвинуто решение поставитькрестьянскую любительскую живопись в авангарде «нового искусства».Практика нунминьхуа продолжила свое существование и после завершения«культурной революции», однако содержание и стилистика картин кардинальноизменились в период «реформ и открытости» 1980-х гг.: живопись избавиласьот прямой пропагандистской направленности и преобладания изобразительныхсредств, присущих социалистическому реализму.
В настоящее время ееотличаютприемыитехники,свойственныетрадиционнымместнымхудожественным промыслам. В КНР насчитывается несколько десятков центровпроизводствакартиннунминьхуа,которыепродолжаютпользоватьсяподдержкой властей (организация специальных художественных конкурсов,учреждение специальных званий и т. д.). Современные крестьянские картиныпишутся яркими насыщенными локальными цветами и, чаще всего, видеализированной форме отражают жизнь сельского населения.
Красочность4нунминьхуа способствует росту их популярности на местном художественномрынке и в качестве сувенирной продукции. Сегодня такие картины можнокупить также через Интернет.Итак, традиция нунминьхуа не только занимает существенное место вхудожественной культуре КНР, но и представляет собой культурный феномен, вкотором нашли отражение различные процессы и явления историкополитической и духовной жизни общества Китая второй пол. ХХ – начала XXIв. Этим объясняется актуальность темы данного исследования.
Его научнаяновизна обусловлена тем обстоятельством, что традиция нунминьхуа остаетсяпрактически неизвестной в отечественной гуманитарной науке, включаякитаеведение, искусствоведение и культурологию. Предлагаемая диссертацияявляется первым на русском языке опытом комплексного анализа нунминхуа какособого культурно-художественного феномена современного Китая.Степень научной разработанности проблемы и эмпирическая базаисследованияЖивописьнунминьхуанаиболееполноизученакитайскимиисследователями: сегодня существуют монографические издания, в которыхпредпринимается попытка осмысления данной традиции.
Таковым является, впервую, очередь, фундаментальный труд Дуань Цзинли ( 段 景 礼 )1 , которыйпослужилоднимизбазовыхнаучныхисточниковдлянастоящегодиссертационного исследования. Большую научную ценность также имеет«Сборник исследований о китайской крестьянской живописи», главнымиредакторами которого выступили Ся Ху и У Чанцзян 2. В него вошли статьи,12Дуань Цзинли. Хусянь нунминьхуа яньцзю. (段景礼。户县农民画研究。Исследование о нунминьхуа изХусяня).
Сианьское издательство, Сиань, 2002. – 526 c. Переиздание: Дуань Цзинли. Хусянь нунминьхуаяньцзю. (段景礼。户县农民画研究。Исследование о нунминьхуа из Хусяня). Сианьское издательство,Сиань, 2010. – 576 с.Чжунго нунминь хуэйхуа дяоянь хуэйбянь. // Ся Чао, У Чанцзян (гл. ред.) (中国农民绘画调研汇编。 // 夏潮,吴长江(主编編) 。 Сборник исследований о китайской крестьянской живописи. ) Пекин: Народное5посвященные истории более пятидесяти различных центров производстванунминьхуа и других жанров крестьянской ремесленной живописи. Кроме того,в КНР издаются работы о жизни и творчестве отдельных художников, такихкак, например, Лю Чжидэ (刘志德, 1940 г. р.)3 и Пань Сяолин (潘晓玲, 1956 г.р.
)4 .В настоящее время на Западе также имеется серия работ, посвященныхнунминьхуа. Первая монография о крестьянской картине была выпущенаотносительно давно – в 1976 г. и переиздана годом позднее. Ее автором являетсябританский искусствовед Г. Бретт (Brett, G.)5. В 1984 г. в изучение нунминьхуасвой вклад внесла известный синолог Э. Дж.
Лэинг (Laing, E. J.).6 В 2010 г. вСША в сборнике «Искусство в смятении» вышла статья Р. Кройзе«Крестьянская картина Хусяня: от революционной иконы до товара на рынке» 7.В ней в сжатой форме описана история образования этого крупнейшего истарейшего центра, а также обстоятельства зарождения жанра крестьянскойкартины.Важные сведения для написания настоящей диссертации полученыавтором в 2010 г. во время поездки в центры производства нунминьхуа в уездахХусянь8 (пров. Шэньси) и Бэйчэнь (г.
Тяньцзинь), когда был налажен контакт спрактикующими художниками и осмотрены местные музеи.345678издательство изящных искусств, 2010. – 574 c.Цзи Хусянь нунминь хуацзя Лю Чжидэ // Дань Хайлань, Чжуан Хуэйсю, Лю Либинь (гл. ред.). (单海兰,庄会秀, 刘利斌 主编。记户县农民画家刘志德。Жизнеописание хусяньского крестьянского художника ЛюЧжидэ). Главная издательская фирма Сианьского Педагогического Университета, Сиань, 2011. 247 с.Пань Сяолин цзопин цзи // Дай Ганъи (сю) (Избранные работы Пань Сяолин.
Дай Ганъи (авторпредисловия). 潘晓玲作品集。戴刚毅 (序)。 Сиань: Изд-во Искусств Провинции Шэньси, 1995. – 34 с.Brett, G. Peasant Paintings from Hu County, Shensi Province, China = Chung-Kuo Hu-hsien nung-min hua.London: Arts Council of Great Britain, 1976. – 68 p.Laing, E.J.
Chinese Peasant Painting, 1958 – 76: Amateur and Professional. // Art International, vol. 27. Lugano,Switzerland, 1984. P. 1-12.Croizier, R. Huxian Peasant Painting: From Revolutionary Icon to Market Commodity. // Art in Turmoil. TheChinese Cultural Revolution 1966 – 76. Ed. by R.King. Vancouver, Toronto: UBC Press, 2010.
РР. 136-167.С ноября 2016 г. – городской район Хуи ( г. Сиань, пров. Шэньси).6Отдельную область источников составили альбомы нунминьхуа такихцентров, как Пэйсянь (пров. Цзянсу) 9, Цзиньшань (г. Шанхай)10 и Чабчалсибинский автономный уезд (Синьцзян-Уйгурский автономный район) 11.Автором диссертации была также проанализирована информация из сетиИнтернет.Нунминьхуа представляет собой современную форму традиционнойживописи,появившуюсяприосновополагающемвоздействиидальневосточной культуре традиций западного реализма 12.чуждыхКрестьянскиехудожники работают в технике, которая ближе к европейской, чем ктрадиционной китайской.
По этой причине в настоящей работе представленыобщие сведения о развитии примитивного, наивного и политизированногоискусства на Западе, которые черпались из работ отечественных искусствоведови культурологов – К. Г. Богемской13, И. Н. Голомштока14, В. Б. Мириманова15, А.Н. Рылевой и О. Д. Балдиной16.Вроссийскойсинологиипрактическиотсутствуютисточники,посвященные общей ситуации в культуре Китая начиная с 1949 г. Автор работысмог привлечь лишь материалы из работы Т. А. Постреловой 17, где биография91011121314151617Чжунго мэйшуцзя сехуэй Наньцзин фэньхуэй чоувэй хуэйбянь.
Мэйшу чжаньсяньдэ икэ вэйсин. (中国美术家协会南京分会筹委会编。美术站线上的一颗卫星。Подготовлено специальным комитетом нанкинскогоотделения ассоциации художников КНР. Спутник на линии борьбы за искусство.) Шанхайское народноеиздательство изящных искусств, Шанхай, 1958. – 150 c.У Тунчжан, Чжан Синъин. Цзиньшань нунминьхуа кайточжэ: У Тунчжан, Чжан Синъин ишу канли. (吴彤章, 张新英。 金山农民画开拓者: 吴彤章, 张新英艺术伉俪。 Первооткрыватели крестьянской картиныЦзиньшаня: чета художников У Тунчжан и Чжан Синъин). Шанхай: Шанхайское издательствоиллюстрированных журналов, 1998. – 93 с.Чабучаэр нунминьхуа сюань. // Гуань Дэгуан (гл. ред).
( 察布查尔农民画选。//关德光(主编)。Избранные крестьянские картины из Чабчала.) Умрумчи: Народное издательство Синьяцзяна, 2014. – 161 с.Накагава М. Наивное искусство в Японии. // Философия наивности. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 161-167.Богемская К.
Г. Понять примитив: самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. СПб:«Алетейя», 2001. – 185 с.Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство. М.: «Галарт», 1994. – 296 с.Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. М.: «Форум», 2014. – 272 с.Рылева А. Н., Балдина О. Д. Два взгляда на наивное искусство. СПб: «Дмитрий Буланин», 2011. – 383 с.Пострелова Т. А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура ХХ в. М.: «Наука», 1987. –264 с.7великого художника Сюй Бэйхуна рассматривается в контексте метаморфоз,который переживала китайская культура в прошлом столетии.Редкоесовременное исключение представляет посвященная танцу монография А. Б.Вац18, где изложены основные характеристики театрально-танцевальнойкультуры Китая периода «большого скачка» и «культурной революции».